+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 1994 г.

Дни мои - в Божьих руках

К. Лубков

«Жизнь - необозримое поле, если смотреть на нее в начале пути, и всего длиной в две пяди, если оглянуться на нее в конце пути».

Адальберт Штифетр

Сколько раз в день я смотрю на часы? Десять раз? Сто раз? Или еще чаще? Зачем?

Часы показывают мне время, они мне говорят, который час. Иногда они меня успокаивают, когда я вижу, что у меня еще есть время. Значит, я успею сделать то, что наметил. Иногда же часы дают мне повод для беспокойства или даже пугают меня. Это когда я замечаю, что у меня времени осталось мало. Значит, мне нужно поторопиться. Часы меня тогда подгоняют. Это может и означать, что уже поздно, слишком поздно. Поезд ушел... Человек, которому я хотел еще что-то сказать, стал для меня недосягаемым, и я ничего не могу изменить.

Так или иначе: в виде хронометра или в виде прибора для измерения текущего времени - часы нам просто необходимы.

Они даже могут ввести меня в заблуждение. Стрелки часов описывают круг: большая стрелка - через 60 минут, маленькая - через 12 часов снова оказываются там, где они уже были. Потом все повторяется сначала. Часы пытаются уверить меня в том, что есть вечное возвращение. В действительности же мое время истекает, Время неумолимо и безвозвратно уходит...

Часы не только вводят меня в заблуждение...

На них минута равна минуте, а час равен часу. Но в действительности я переживаю время иначе. В ожидании: будь то поездка, вызов на прием или ожидание важных известий - минуты кажутся часами, а секунды опасности - при несчастном случае или операции - могут давить на меня грузом лет.

Значит, время не всегда одинаково. Человек на работе нет-нет да и взглянет незаметно на часы, думая: скорее бы прошло рабочее время! Отпускник же тоскливо смотрит на календарный листок, не желая перевернуть очередную страничку этой справочной таблицы времени.

И в другом еще отношении время не равно времени. Древние греки это знали и имели два термина для обозначения времени. Они говорили о chronos - измеримом, равномерно текущем времени, отсчитываемом хронометром, и о kairos - времени, отпущенном нам, которое можно прожить по-разному...

Поэтому отрывной календарь честнее и целесообразнее часов. Каждый оторванный листок напоминает мне, что прошел еще один день моей жизни. Он для меня не повторится. Но на вопрос, что же, собственно, такое время, и календарь не может дать исчерпывающего ответа. Время есть и остается чем-то таинственно-непостижимым.

«МОЕ ВРЕМЯ»

Мне в жизни приходилось неоднократно заполнять анкеты - в паспортном столе, гостинице, или в больнице, и каждый раз мне , приходилось указывать дату моего рождения.

Эта дата говорит мне: «Внимание! Время!» Я воспринимаю его не как время вообще, а как начало мне данного, отмеренного, моего времени.

«Мое время» - это может означать XX век. В это время я родился. Оно мне определено Богом. Подобно тому, как в кино или в театре каждому посетителю дается место, человеку в жизни отводится определенное время, причем сам он себе его выбрать не может. Дома в моем книжном шкафу стоит альбом с надписью: «Наш век в объективе». Это мое время, время интересное, волнующее, захватывающее дух, сотрясаемое кризисами. В этом смысле мы говорим о современниках и эпохах. Мы говорим, что люди идут в ногу со временем. Перед нами стоит задача распознать знаки времени, а не следовать духу времени слепо. Мы живем в так называемом атомном веке. Сожалеем ли мы об этом? Не тоскуем ли мы по «доброму старому времени»? Или мы с радостью живем в это время, которое Господь для нас определил?

«Мое время» - это назначенный мне отрезок времени между колыбелью и гробом. Отведенное мне время жизни начинается с моего дня рождения, который я точно знаю, и кончается неизвестным мне днем моей смерти, который когда-нибудь будет обозначен на моем надгробном камне. «Мое время» - это значит моя биография, история моей жизни, вписанная в историю времени XX века.

Данное, отмеренное, мне время дает мне большую и единственную в своем роде надежду. Но оно возлагает на меня и большую ответственность. Что я сделаю со своим временем? Как я им распоряжусь?

ВВЕРЕННОЕ МНЕ ВРЕМЯ

У меня есть календарь-памятка. Я его беру в руки не время от времени, а каждый день, за исключением тех дней, когда я нахожусь в отпуске или в больнице. Для моего обращения со временем он является незаменимым пособием. Особенно я замечаю это тогда, когда я его не нахожу. Календарь-памятка напоминает мне о том, как я использовал вверенное мне время и что я с ним намерен делать в будущем.

В отношении описания прожитого календарь-памятку, конечно, нельзя сравнить с дневником, так как он содержит лишь сухие цифры и краткие пометки. Я храню свои календари, начиная с четвертого десятилетия моей жизни. Таким образом, получилось что-то вроде хроники моей жизни, в которой зафиксировано прожитое и сделанное, а также упущенное и неисполненное.

Еще большее значение календарь-памятка имеет для моего будущего. Без него трудно что-либо планировать. Если меня весной спрашивают, смогу ли я в такой-то день летом или осенью выступить там-то и там-то, я смотрю в свой календарь, не намечено ли на этот день уже что-то другое. Через несколько месяцев запись в календаре напоминает мне о необходимости своевременной подготовки к обещанному выступлению.

ВРЕМЯ ДЛЯ ТРУДА

Если тщательно проанализировать пометки в календаре-памятке, то их можно разместить в три основные графы: дни, на которые уже что-то назначено, дни для отдыха и, очень хочется надеяться, свободные дни. В первую графу должно быть отнесено прежде всего рабочее время - как работающих на производстве, так и домохозяек. Сюда же относятся так называемые незапланированные мероприятия: прогулки, посещение знакомых, родственников и друзей. Здесь надо быть осторожным - аппетит приходит во время еды. Перегрузка опасна не только для транспорта, но и календаря-памятки. Результат известен: спешка, стресс.

Избежать этого, наверное, никто из нас не может, так как это относится к оборотной стороне медали, на лицевой стороне которой написано: «Научно-технический прогресс». Часто мы сами виновны в перегрузке нашего времени: мы с такой ненасытностью заполняем наш календарь, что у нас не остается времени чувствовать, любить, радоваться миру, любоваться цветами, поиграть. Перегруженное время в конечном итоге оказывается не рационально использованным, а растраченным впустую. «Бог создал время, - говорит финская пословица, - но о спешке Он ничего не сказал».

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Наряду с распределенным временем в нашем календаре-памятке заранее планируется свободное время: отпуск, дни для отдыха или лечения. В эти дни человек свободен от обязательств. Нет никаких пометок - это белые места в календаре. Есть еще один вид свободного времени: отдых после рабочего дня и в конце недели.

Наше свободное время за последние сто лет, к нашему великому удовлетворению, заметно увеличилось: число рабочих часов в неделю уменьшилось больше чем наполовину, а продолжительность отпуска увеличилась более чем вдвое.

Но свободное время необязательно лучшее время: оно может быть насквозь заражено зевающей скукой, причем, как у людей зрелого возраста, так и у молодежи. Опасность кроется и в том, что выходные дни или отпуск могут стать такими же напряженными, как и рабочие будни.

Не зря сегодня говорят об «индустрии свободного времени». Люди, отвыкшие от безделья и считающие полную занятость идеальной жизнью, должны и в свободное время «что-то делать». Они разучились отдыхать. Так и их свободное время не свободно от спешки и стресса, следствием чего является то, что понедельник - день тяжелый.

Хорошо, если в нашем календаре-памятке, кроме отпускных дней, есть просто свободные дни: для незапланированных визитов, похорон, для всякого непредвиденного случая. Такие «окна» нам нужны для нуждающихся в помощи или в совете. Плохо, когда у нас для этого не окажется времени. Эти «окна» нам и самим нужны, чтобы передохнуть, «заправиться».

ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ

«Окна» эти иногда приходится буквально отвоевывать. Ведь между рабочим и свободным временем есть еще так называемое время для ведения хозяйства. Его поглощают закупки, посещение различных учреждений, всевозможные починки, ремонты, домашняя работа. Наверное, по этой причине и пенсионеры часто жалуются на недостаток времени.

Лишь на шестом десятке моей жизни я понял, что в моем календаре следует планировать и «окна» - время для меня самого и для семьи.

Все, что нам в жизни вверено, можно испортить, растранжирить или, наоборот, сберечь и ответственно использовать.

ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ ВРЕМЕНИ

Более тридцати календарей-памяток с краткой хроникой моей жизни я собрал до сего времени. Они - зеркало моей жизни. Когда я их листаю, передо мной встает вторая половина моей жизни. Много разного было в ней - зеленая пажить и темная долина, добрые и плохие времена.

Как в отношении истории мира говорят о золотом веке и о мрачном средневековье, - в обоих случаях не всегда оправданно, - так и в моей биографии есть более светлые и более темные периоды. Самым счастливым было мое четвертое десятилетие: благоденствовала семья, подрастали и развивались дети. Я сам достиг вершины профессионального мастерства.

Относительно плохим был мой шестой десяток. Участились посещения клиник, были операции. Не миновали меня искушения, внутренние кризисы, поражения. Значит, время моей жизни переменчиво, как погода. Оно насыщено подъемами и спадами.

Отчего же время так переменчиво? Кто определяет его? Капризная судьба? Слепая случайность? Екклесиаст убежден, что все, что с каждым из нас происходит, посылается Богом.

ИСТЕКАЮЩЕЕ ВРЕМЯ

Я хорошо помню дни моего детства. Иногда я вечером долго ворочался в постели и не мог уснуть. Тиканье часов не давало мне покоя. «Вот секунда прошла и еще секунда... И они никогда не вернутся назад. Они приближают меня к смерти». Эта мысль наводила на меня тогда панический страх.

С годами я стал спокойнее. Но в том процессе, который меня беспокоил в детстве, с тех пор ничего не изменилось. Нередко - в день рождения, или в новогоднюю ночь - у меня вырывались слова: «Дети, а время-то уходит!»

Не случайно здесь упомянуты дети. В годы, когда они подрастают, становятся совершеннолетними, уходят из дома и сами становятся родителями, процесс старения становится особенно заметным. Время проходит... Это выражение недостаточно точно. Время не просто проходит, как, например, проходит гроза или насморк. Время «истекает». Оно постоянно течет. «Мы... будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать», - сказано во 2-й книге Царств, 14:14. А псалмопевец говорит, что Бог уносит время, «как наводнением» (Пс. 89:6).

Нашу жизнь можно сравнить и с песочными часами, в которых определенное нам время жизни протекает через узкое отверстие. Но и это сравнение неточно: песочные часы можно перевернуть, и песок снова потечет вниз. А наше время проходит безвозвратно. Ни одну из секунд нельзя прожить дважды!

Чем старше становится человек, тем быстрее для него течет время.

Адальберт Штифтер пишет в одном из своих романов: «В молодости жизнь кажется бесконечной. Человек считает, что у него очень много времени впереди. Поэтому он откладывает свои дела в долгий ящик. А когда он хочет взяться за отложенное, он замечает, что уже поздно. Жизнь - необозримое поле, если смотреть на нее в начале пути, и всего длиной в две пяди, если оглянуться на нее в конце пути».

Библия говорит нам коротко и ясно: «...поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Это призыв не к спешке, а к разумному использованию данного нам времени.

ВРЕМЯ В РУКАХ БОЖИИХ

Однажды и мое время окончится. Часы на башне городской ратуши Лейпцига отсчитали на своем веку уже много минут и часов. «Один из них будет твоим последним», - выбито крупными буквами на башне. Тогда мое земное время жизни истечет.

Но у меня есть добрая надежда. Псалмопевец в псалме 30:16 говорит: «В Твоей руке дни мои».

Сознание этого, с одной стороны, отрезвляет. Значит, время мое не в моих руках, я его продлить не могу. С другой стороны, я утешаюсь тем, что жизнь мою и время моей жизни я получил из рук Божиих. И Ему я их возвращаю назад, надеясь, что они там будут хорошо сохранены для Божьего нового мира. Когда часы мои пробьют последний час, решающим будет: как я прожил жизнь и был ли я открыт для вечности Божией, которая охватывает все время.

Архив