Вера и Жизнь 2, 1995 г.
- Ответ на главное "Почему?"
- Распни Его!
- "У меня много людей в этом городе"
- Воскреси мою душу, Господи!
- Князь мира сего
- Наступление оккультизма
- Может ли христианин быть одержимым?
- Из поэтических тетрадей
- Я погибала, а Иисус спас меня
- На вопросы читателей отвечает
- Любовь
- ...И Бог услышит тебя
- Христианское воспитание: проверка жизнью
- Сьерра-Леоне: полная анархия и 400 000 беженцев
- Приговор: посещение церкви
- Есть ли место Иисусу?
- Молитесь о них
Князь мира сего
Рольф Хилле
В последнее время на страницах газет и журналов все чаще сообщается о резком увеличении в мире психических заболеваний. Особенно тревожит возрастающее число самоубийств среди молодежи и даже детей. Авторы сообщений объясняют это прежде всего стрессом. В адрес редакции журнала «Вера и жизнь» поступают многочисленные письма—свидетельства от людей (в основном, молодых), рассказывающих о том, как они избавились от оккультной обремененности. Чаще всего эти люди и не предполагали, что связаны с дьяволом, который пользуется самыми изощренными методами, чтобы погубить их. Страсть к развлечениям заставляет человека все испытать, не задумываясь над последствиями. Любопытство искушает его заглянуть в будущее, используя гадание, колдовство, белую и черную магии. Особенно опасен спиритизм — «духоведение». Тот, кто этим занимается, хочет он того или нет, вступает в сделку с дьяволом. Это четко прослеживается во всех свидетельствах, полученных редакцией. Будучи оккультно обремененными, эти люди испытывают изнуряющее беспокойство, страх, чувство безысходности, вспыльчивость, доводящую до преступления, впадают в депрессию, оканчивающуюся порой самоубийством.
Сами себе они помочь не в состоянии, так как одержимы дьяволом. Только Иисус Христос освобождает находящихся в оковах сатаны от власти тьмы.
Желая помочь еще многим жертвам оккультизма, редакция подготовила подборку статей о действиях сатанинских сил в переводе Л. Герман.
Как бы он ни злобствовал, он повредить нам не может, потому что осужден: одно словечко может его уничтожить.
I СУЩНОСТЬ САТАНЫ
1. Хищение от силы и славы Божией
Показательно, что в Библии нет ясного, систематизированного учения о сатане и о демонах. Нет также суждений о происхождении сатаны. И все же Священное Писание указывает на основные черты, свойственные темным силам, чтобы распознать реальную ситуацию падшего мира и противостоять искушению.
В отдельных случаях (например, в молитве «Отче наш») неясно, говорится ли о лукавом как о личности или как о чем-то нейтральном. Однако общее библейское изложение однозначно показывает, что сатана и его демоны являются разумными существами, действующими по своей воле и решительно противодействующие Богу. Сатана и демоны относятся к согрешившим ангелам, в своем высокомерии возмутившимися против Бога (2 Петр. 2:4; Иуд. 6).
Сила сатаны прежде всего в его притворстве и сознательном обмане. Апостол Павел указывает, что привлекательность и очарование лукавого достигается путем обмана, «потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14). Он существует за счет хищения у Бога, то есть за счет дарованной ему при творении причастности к сиянию и силе Творца, которое он обращает против Бога. В начале книги Иова мы читаем, что сатана имеет доступ к небесной действительности Божией (Иов, 1:6—12; 2:1—7).
Из этой причастности к божественному миру произрастает искушающая сила сатаны, который, притворяясь, обманывает человека. В образе змея он совращает первых людей, обманом склонив их к неверию и непослушанию Богу, извращая волю Божию и дискредитируя Творца в глазах Его творения (Быт. 3).
Поэтому Иисус Христос характеризует сатану как лжеца: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Причем ясно, что ложь свою убеждающую силу черпает из истины, коренящейся в ней, и обращает ее в нечто противоположное. Если в Новом Завете земное проявление сатаны обозначено как антихрист, то имеются в виду искушения последнего времени. Приставка «анти» в переводе с греческого означает как «против», так и «вместо». Сатана восстает против Бога, стремясь занять Его место; антихрист восстает против Христа, претендуя на Его место.
2. Сила греха и смерти
Возмущение против Бога характеризует сущность и динамику греха. Поэтому сатана не только «лжец от начала», но он и согрешил сначала (1 Ин. 3:8). Дьявол, то есть обвинитель, стремящийся к хаосу, добивается разрыва между Творцом и творением. Бог и человек разделяются, и совершенно зависящий от Бога человек, теряя Творца, теряет и свою основу существования как творение. Бог является первоосновой и первопричиной жизни, поэтому безбожие ведет к смерти. Разъединяя человека с Богом, делая его безбожным, сатана лишает человека жизни. Из указания на то, что сатана грешит с самого начала, что он лжет с самого начала, следует вывод: сатана «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин. 8:44). Древний змей стремится не только к духовному совращению человека через его разум и чувства, но он и грубой силой уничтожает телесное существование человека: «...противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Происходящее в отношениях с Богом сначала как скрытый грех проявляется затем через смерть. Так как искушение в грехе исходит непосредственно и с самого начала от сатаны, сила смерти характеризует его господство. У сатаны нет мандата на жизнь, нет творческой силы, зато в его власти разрушать и уничтожать жизнь. Грех неразрывно связан со смертью. Сатана подобен «рыкающему льву», так как он угрожает смертью и неограниченно применяет это средство террора. Ведь он — «имеющий державу смерти» (Евр. 2:14). То, что смерть — первоначальная держава господства сатаны, явствует также из того факта, что Израилю запрещен всякий культ умерших, всякое оккультно-спиритическое заклинание мертвых (Ис. 8:19). Саулово заклинание умершего Самуила означает окончательный отход царя от Бога и одновременно конец его царствования (1 Цар. 28:3—25).
3. Тайная сила идолопоклонства
Для библейского понимания религий связь между грехом и сатаной имеет большое значение. Все заповеди базируются на неприкосновенности отношений с Богом, данной в первой заповеди. Богослужение, учение и практика языческих религий являются идолопоклонством, в результате которого создается место для влияния демонических сил, направленных против истинного познания Бога и служения Ему. В борьбе пророков против идолопоклонства речь в конечном счете идет о противоборстве Бога и сатаны, что и придает этой борьбе радикальность и остроту. Решение Бога, проявленное на Кармиле через Илию, в очередной раз подтверждает эту духовную борьбу (3 Цар. 18). Вся история завоевания Ханаана под предводительством Иисуса Навина, вплоть до переменчивых судеб израильских и иудейских династий, в духовном плане определяется борьбой против демонических влияний чуждых религий и культов. Примером тому является введение культа высот Иеровоамом (2 Пар. 11:13—16). И апостол Павел также знает о присутствии демонов в ритуалах языческих культов. Внешние, материальные, культовые обряды идолопоклонства сами по себе опасности не представляют, но, являясь входными вратами демонических сил, они угрожают и совращают Церковь (1 Кор. 10:19—22). Полезно сравнить также спор апостола Павла с волхвом Елимой на Кипре (Деян.13:8—12) с указаниями во 2 Кор. 6:16 и Откр. 9:20.
4. Обвинитель народа Божьего
Бездонная лживость сатаны проявляется в том, как он обращается с грехом совращенного человека. Грех оборачивается обвинением против человека перед Богом. Диавол — обвинитель народа Божьего. Вина перед Богом и людьми становится юридическим основанием, на котором сатана требует взыскания, претендуя на свое распоряжение человеком.
Подтверждением выше сказанному является перепись Давидом народа Израиля. Сатана разжигает тщеславие и властолюбие царя (1 Пар. 21:2), совращая его к своевольной, самовластной переписи народа и вызывая тем самым на себя суд Божий (1 Пар. 21:7). То, что сатана сначала выдает за законный интерес народа, в конце концов становится инструментом для уничтожения народа. И в прологе книги Иова сатана выступает как обвинитель самых необходимых интересов человека (Иов, 1:1—6; 2:1—7). Этот образ сатаны — обвинителя народа Божьего и Церкви Христа — проходит через все Священное Писание до Откровения Иоанна, где в осуждение сатаны и его демонов сказано: «...низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10).
II ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
О реальности сатаны Библия говорит не для удовлетворения любопытства и не ради острых ощущений. Гораздо важнее душепопечительская ориентация на утешение и наставление. Решающая помощь состоит в указании на Христа и Его страдания. Он был безгрешен, но, как и мы, искушаем сатаной, поэтому Он может поддержать всех искушаемых и сохранить от искушений (Евр. 4:15). Сатана потерял право на тех, которые приняли жертву Христа и получили Его прощение (Откр. 12:10). Апостол Павел в Еф. 6:10—17, указывает на необходимость облечься духовным всеоружием, с помощью чего христиане, встретившись со сверхъестественными, сверхчеловеческими демоническими силами, могут противостоять им (1Пет. 5:9; Иак. 4:7).
Требуемое наступательное противоборство сатане в вере принимает в зависимости от практической ситуации различные формы. Верующий не должен дать искусителю возможности для наступления. Так, апостол Павел предостерегает от непримиримости в обращении друг с другом, «чтобы нам не сделал ущерба сатана» (2 Кор. 2:11). Подобное направление дает нам наставление не оставаться в гневе, чтобы не дать места диаволу (Еф. 4:26—27).
Подумать стоит и о трезвом предостережении апостола Павла супругов от слишком большого сексуального воздержания, которое сатана может использовать для искушения (1 Кор. 7:5). Входными вратами демонических нашептываний и конфликтов является высокомерие. Об этом говорит апостол Павел в своих наставлениях по случаю назначения епископов (1 Тим. 3:6). Самого себя он тоже не считает исключением. Как всякий, он подвержен искушению высокомерием на основании особых откровений и оказанной ему милости. Поэтому он пишет: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7).