Вера и Жизнь 2, 1995 г.
- Ответ на главное "Почему?"
- Распни Его!
- "У меня много людей в этом городе"
- Воскреси мою душу, Господи!
- Князь мира сего
- Наступление оккультизма
- Может ли христианин быть одержимым?
- Из поэтических тетрадей
- Я погибала, а Иисус спас меня
- На вопросы читателей отвечает
- Любовь
- ...И Бог услышит тебя
- Христианское воспитание: проверка жизнью
- Сьерра-Леоне: полная анархия и 400 000 беженцев
- Приговор: посещение церкви
- Есть ли место Иисусу?
- Молитесь о них
Может ли христианин быть одержимым?
Гергард Майер
Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы указать на следующее. Нам, европейским христианам, этот вопрос кажется второстепенным. Тот, кто каждого крещенного именует христианином, скажет: «Конечно, христианин может быть одержимым». Христиане тоже страдают от психических заболеваний, к которым причисляется и одержимость, как особо тяжелая форма шизофрении. И для того, кто христианами считает лишь тех, кто осознанно следует за Христом, это тоже вопрос второстепенный. Ибо кто видел бесноватого среди нас?
Иначе дело обстоит на неевропейских миссионерских полях. Там магия и волшебство — обыденные вещи, там открыто считаются с демонами и демоническими силами. Там можно наблюдать, что люди приходят на богослужение с признаками бесноватости.
По всей видимости, магия, колдовство и одержимость возвратятся и в секулярную (освобожденную от церковных влияний) Европу.
Мой ответ на поставленный вопрос: христианин одержимым быть не может. И вот почему.
1. ДЛЯ УВЕРОВАВШЕГО НАСТУПАЕТ КОРЕННАЯ СМЕНА ВЛАСТИ
Со стороны Бога эта смена власти выглядит так: Бог избавил нас от власти тьмы и ввел нас в царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:13).
Значит, нами управляют уже не тьма, смерть и дьявол, а Иисус Христос, помазанный Отцом быть Властелином в Царстве Его (Пс. 2; Ин. 18:36; 1 Кор. 15:25).
Здесь нет двойного гражданства. Если мы дети Божьи и сопричастны Царству Его, тогда, как говорит апостол Павел, наше жительство на небесах (Флп. 3:20), и не может быть оно одновременно в царстве тьмы.
Одержимый — не господин над самим собой, он не в состоянии поступать по собственной воле и безвольно предается демонической силе, живущей в нем и управляющей им. Что говорит одержимый, говорит собственно демон, живущий в нем (Мк. 5:6). Все, что одержимый делает, он делает, как марионетка, управляемая демоном (Мк. 5:2).
Может ли такой бесноватый одновременно быть и членом тела Иисуса Христа(Кор. 12:12)? Ни в коем случае!
2. ХРИСТОС НЕ ДЕЛИТ СВОЮ ВЛАСТЬ С САТАНОЙ
Это Он подробно объяснил в Евангелии от Марка, 3:22—28. Его обвинили в том, что Он якобы изгоняет бесов силою бесовского князя — веельзевула. В Своем ответе Иисус объяснил, что царство сатаны — закрытое царство. Сатана хочет, чтобы оно было единым, и делить свою власть ни с кем не намерен. Затем Иисус подчеркнул, что прежде чем войти в сердце человека, Он сначала должен победить и изгнать оттуда сатану. Совместное господство Христа и сатаны, по словам Иисуса, невозможно (2 Кор. 6:15). Христос и сатана могут быть друг с другом лишь в конфронтации. Из этого следует, что христианин бесноватым быть не может.
3. А ЧТО, ЕСЛИ У ХРИСТИАНИНА ВСЕ ЖЕ ПОЯВЯТСЯ ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ?
Как уже было сказано выше, такие явления действительно имеют место, и в Европе тоже.
При этом важно выяснить и знать следующее:
1) Человек никогда не пережил настоящего обращения.
В таком случае одержимый является не истинным, а номинальным христианином.
Пример тому волхв Симон (Деян.8:18), который, якобы обратившись (Деян. 8:14), из жажды власти хотел купить Духа Святого и даже после предостережения апостола Петра продолжил свой прежний греховный путь. Отцы церкви пишут, что впоследствии он пожинал в Риме большие почести как великий чародей.
2) Христианин подвергается большому искушению.
Несмотря на возрождение, наше тело со всеми его членами подвластно греху и делает нас «пленником закона греховного» (Рим. 7:23; Гал. 5:17; Флп. 3:12; Иак. 1:13). Этим плацдармом сатана пытается воспользоваться. Для нашего испытания Бог может допустить даже очень тяжелые искушения, примером чему могут служить Иов и Даниил, а также апостол Павел в некоторых ситуациях своей жизни (Иов 1:6; 2:1; Пс. 38:2; 2 Кор. 11.23; 12:7). В таких страданиях и искушениях в жизни христианина могут появиться признаки, напоминающие одержимость. И все же об одержимости здесь говорить нельзя. В таком случае нужно проявить сердечное сострадание к искушаемому, а не мучить его сверх того вопросами, явными или скрытыми, намекая на одержимость.
3) Верующие временами могут отдаляться от Христа и с ожесточением противиться самому сердечному увещанию (Мф. 18:15). Может даже показаться, что это уже не тот человек, которого мы знали прежде. Но и в этом случае следует быть осторожным с ярлыком «одержимость». Конечно, человек в таком состоянии огорчает Святого Духа. Но огорчение Святого Духа нечто другое, чем окончательный отпад или даже бесноватость (Еф. 4:30). Следует очень четко отличать одержимость от простого влияния зла.
4) Случается также окончательный отпад от веры (Евр. 6:4; 10:26; Ин. 5:16; 1 Кор. 9:27; 2 Тим. 4:10).
В таком случае может наступить настоящая одержимость. По словам Иисуса в Мф. 12:43; Лк. 11:24, такие люди особенно сильно открыты демоническим влияниям. Однако и в таких случаях следует быть очень осторожными с предположениями. О каждом человеке мы должны усиленно молиться, пока он жив, даже и тогда, когда у нас уже нет доступа к нему.
5) Как же нам поступить?
Важными предпосылками для нашего правильного поведения являются, конечно, дар различения духов (1 Кор. 12:10) и духовный опыт. Из опыта можно назвать и несколько уже оправдавших себя правил:
а) Не предполагай сразу самый тяжелый случай!
б) Попытайся вместе с другими христианами прийти к правильному выводу!
в) Будь осторожным в высказываниях!
г) Молись перед принятием решений!