Вера и Жизнь 2, 1995 г.
- Ответ на главное "Почему?"
- Распни Его!
- "У меня много людей в этом городе"
- Воскреси мою душу, Господи!
- Князь мира сего
- Наступление оккультизма
- Может ли христианин быть одержимым?
- Из поэтических тетрадей
- Я погибала, а Иисус спас меня
- На вопросы читателей отвечает
- Любовь
- ...И Бог услышит тебя
- Христианское воспитание: проверка жизнью
- Сьерра-Леоне: полная анархия и 400 000 беженцев
- Приговор: посещение церкви
- Есть ли место Иисусу?
- Молитесь о них
Наступление оккультизма
Хайнц-Вернер Нойдорфер
«Пойти в наступление» — понятие военное. Оно означает, что войска, отброшенные назад и бывшие в обороне, с новыми силами идут в наступление на противника. Мы знаем, что военные понятия часто переходят и в область спорта. Это заметно, например, в репортажах о футбольных матчах. А теперь они встречаются уже и в области религии, в сфере духовности. Правомерно ли это?
Как только христианские миссионеры во главе с апостолом Павлом достигли Европы, они сразу же натолкнулись на сопротивление. В Деяниях апостолов, 16:16—22, читаем, что пишет Лука, один из членов миссионерской группы, о «наступлении оккультизма» и «контрнаступлении» миссионерской группы.
1. В НОВОЙ СТРАНЕ СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Так можно бы озаглавить эту статью. Везде, где возвещается Благая Весть об Иисусе Христе, она встречает не только открытые сердца, ей вставляют и палки в колеса. Эти палки могут быть самыми разными, и сегодня тоже. В этой статье мы рассмотрим две стороны противления Евангелию: с одной стороны, оккультизм, с другой — стяжательство людей. С оккультизмом апостол Павел сталкивался еще на острове Кипр. Елима, один из волхвов, старался отвратить проконсула, правителя острова, от веры. Дело дошло до противоборства между оккультной силой и силой Христа, из которого, естественно, Сын Божий вышел победителем. Апостолу Павлу, наверное, уже тогда стало ясно то, что он позже выразил так: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Здесь же он говорит и о «всеоружии», необходимом для победы в этой борьбе. Так что провозглашение Евангелия и жизнь по нему связаны с борьбой.
Мы часто читаем в периодической печати о том, что среди молодежи растет интерес к оккультизму и спиритизму.
Однажды в начале урока религии в начальной школе одна из учениц попросила разрешения что-то рассказать. И девочка рассказала, что ее мать была у своей подруги, и там они вызывали духа. И якобы, когда зашевелилась занавеска, мать спросила, выйдет ли она снова замуж или попадет в тюрьму.
Вначале такие оккультные действия завлекательны: они обещают взгляд в будущее, помощь в ориентации на жизненном пути, контакты с умершими. Но потом они уже не отпускают человека, вселяют в него страхи и прежде всего парализуют всякий здоровый духовный интерес. Столкновение Евангелия и оккультизма непременно ведет к борьбе. Иисус Христос доступен не только людям с незапятнанным прошлым. К Нему всякий может прийти, в том числе и связанный с оккультизмом. Еще во время Своей земной жизни Иисус Христос доказал, что Он в силах победить не только болезни, смерть, стихию — силы природы, но и власть сатаны.
Однажды со мной произошел очень поучительный случай. В моем почтовом ящике оказалось письмо-„цепочка» без указания отправителя. В нем было написано, что переписавший это письмо шесть раз и пославший его своим знакомым в скором будущем испытает огромное счастье. Были приведены случаи, происшедшие с людьми, выполнившими данные указания. Прерывавшего «цепь» постигнут несчастья, болезни, смерть. Были приведены и такие примеры. Иной это письмо посчитал бы чепухой и сразу же выбросил бы. Таким героем я не был, так как знал о реально существующей силе зла. Письмо пролежало несколько дней, пока из Послания апостола Павла к колоссянам мне не стало ясно: нам, христианам, нечего бояться власти зла, ибо наш Господь Иисус Христос ее победил, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою»(Кол. 2:15). Его смерть на кресте была не поражением, а победой над силами зла. Когда мне это стало ясно, я спокойно смог уничтожить то письмо.
2. НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА
Однажды в Филиппах, римской колонии Греции, жители которой имели римское гражданство, апостолу Павлу и его спутникам, шедшим на богослужение, преградила путь женщина, одержимая прорицательным духом (Деян. 16:16). Она шла за ними и кричала, что эти люди — «рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Прорицательница желала обратить на них внимание окружающих, раскрывая перед всеми их намерения. Это напоминает нам встречи Иисуса Христа с одержимыми, которые, зная, что Он Сын Божий, громко об этом заявляли. Но Он велел им молчать (Мк. 5:1—20). Очевидно, они намеревались возвещением Его сущности повредить Ему, помешать Его делу, преждевременно объявляя о Нем. Из этого можно сделать вывод, что связанные с оккультизмом люди нередко владеют глубоким познанием истины. Им подчас действительно известно то, что для нормального человека скрыто. Это делает одержимых интересными людьми.
Почему апостол Павел не мог воспользоваться рекламой служанки? Почему крик ее был ему нежелателен? В древности и в средневековье женщина могла кричать на людях, ища возмездие за причиненную ей несправедливость. Слышавший этот крик должен был поспешить на помощь той, которая кричала о великой своей беде.
Был ли для апостола Павла этот крик криком о помощи погибающего одержимого создания, призывавшего его к действию? Или апостол Павел не хотел и не мог прослыть посланцем сомнительного «высшего существа», которому поклонялись и язычники? Мог ли он допустить, чтобы «единый истинный Бог» был поставлен хотя и на видное место, но все же в один ряд со многими богами греко-языческого пантеона?
3.„НЕТ!» — СМЕШЕНИЮ РЕЛИГИЙ
Подобный синкретизм (смешение разнородных вероучений и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии) апостол Павел решительно отвергает, тем более, что выкрики женщины повторялись. Оккультная сила пыталась преградить путь Евангелию, и апостол Павел решительно выступил против нее. Именем Иисуса Христа повелевает он прорицательному духу оставить женщину.
Здесь ясно проявляется боевой характер столкновения. «Мирного сосуществования» между Богом и сатаной быть не может. Где они встречаются, там разгорается борьба, и сатана вынужден отступить. Евангелие не допускает смешения богов. Это касается, между прочим, не только борьбы против оккультизма, которому, безусловно, свойствен религиозный характер, но также и законнической религии иудаизма во времена Христа, религии знания гностиков, римского культа кесаря, народной религии германцев, религии разума просвещения, народной религии национал-социализма и многих других.
В истории с филиппийской вещуньей подтверждается превосходство могущества Иисуса Христа. «И дух вышел в тот же час», — читаем мы в стихе 18. Для апостола Павла и его спутников борьба на этом не закончилась, она лишь началась. Хозяева гадалки, разозлившись, что лишились такой статьи дохода, схватили благовестников и поволокли их на площадь к начальникам города, имевшим судебные полномочия. А объяснили они свои действия тем, что озабочены странным поведением людей иудейского происхождения и беспокоятся за мир и спокойствие в городе.
Здесь бросается в глаза тенденция оккультизма маскировать свои истинные намерения. Она сохранилась до сего дня там, где оккультизм тесно связан со сделкой. Господа гадалки применяют хитрую тактику, мотивируя свою жалобу не нанесенным делу ущербом, а чувствами — стремлением к покою и порядку в городе. Они подчеркивают, что пришлые иудеи возмущают народ, проповедуя обычаи, которые римлянам не подобает принимать. Оккультизм избегает прямой конфронтации с силой Иисуса Христа, зная о превосходстве Его могущества.
Только сейчас начинаются страдания миссионеров. Филиппийские воеводы снимают с них одежду и, избив, передают тюремной страже, которая забивает в колоды их ноги (ст. 24). Невзирая на столь тяжелые истязания, апостол Павел и Сила не сдаются, укрепляясь в молитве и восхвалении Бога.
Я не сторонник поклонения библейским героям (думаю, что и Библия этого не делает), однако я восхищаюсь поведением мужей Божиих. Это больше, чем стоическая невозмутимость, больше, чем фаталистская покорность судьбе. Это доверие Богу — доверие перед лицом угрозы видимых и невидимых сил. Именно таким путем, через людей, взирающих не на себя, а на одного лишь Христа, Богу было угодно дать рост Своему Царству в Филиппах.
4. ПРИМЕТЫ ЯЗЫЧЕСТВА
Отвлечемся от текста Нового Завета и углубимся в Ветхий Завет. Уже там даны примеры попыток людей влиять на будущее, приподнимая завесу, за которой Бог его скрыл. Языческие народы тем и отличаются, что «слушают гадателей и прорицателей» (Втор. 18:14). Когда фараон безуспешно призывал своих людей разгадать его сновидения, Иосиф ему ответил: «Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41:16). Превосходство могущества Бога над темной силой, овладевшей Валаамом, мы видим и в истории этого прорицателя, желавшего проклясть Израиля (Чис. 22—24).
Но и через всю историю израильского народа черной нитью проходит прорицательство и волшебство. Так, например, Саул лишился последней возможности связать свое будущее с Богом, когда он отправился в Аэндор к волшебнице (1 Цар. 28:3—20). Здесь ясно показано, что попытки приподнять завесу над будущим приводят к страху. Вызывающий духов потом не может избавиться от них своими силами.
Библейские пророки также осуждали этот отход от Бога (Ис. 2:6; Иер. 27:9). Но вердикт закона пророков так же стоит над Израилем, как обетование Пророка, Которого Бог хотел дать и дал Своему народу (Вт. 18:9—15).
Эта линия последовательно проводится и в Новом Завете.
Заметим, что Иисус не преклоняется ни перед каким «пандемонизмом», как это случается со многими сегодня. Иисус различает телесную болезнь, душевную болезнь и демоническую одержимость, хотя Он их так четко и не систематизирует. И нам в суждении об оккультной обремененности следует быть весьма осторожными. Но когда Иисус встречает людей, связанных силами зла, в борьбе с этими силами Он оказывается победителем. Апостол Павел в своем письме к колоссянам, 2:14—15, писал об этом так: «...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас... Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».
Судьба темных сил и духов предрешена. Иисус Христос победил на вечные времена. В одержимом человеке мы всегда должны видеть мучимое творение, которое вопиет о спасении, как та прорицательница из города Филиппы. Пусть не обманет нас благочестивая внешность. Дух преисподней никогда не произнесет имени Иисуса Христа с похвалой.