Вера и Жизнь 2, 1995 г.
- Ответ на главное "Почему?"
- Распни Его!
- "У меня много людей в этом городе"
- Воскреси мою душу, Господи!
- Князь мира сего
- Наступление оккультизма
- Может ли христианин быть одержимым?
- Из поэтических тетрадей
- Я погибала, а Иисус спас меня
- На вопросы читателей отвечает
- Любовь
- ...И Бог услышит тебя
- Христианское воспитание: проверка жизнью
- Сьерра-Леоне: полная анархия и 400 000 беженцев
- Приговор: посещение церкви
- Есть ли место Иисусу?
- Молитесь о них
"У меня много людей в этом городе"
Хартмут Ренц
Проповедь, произнесенная по случаю благословения Анатолия Ушомирского на миссионерское служение среди русскоязычных евреев в Германии.
При смущающем многообразии аргументов и мнений необходимо вновь осмыслить, что же Писание действительно говорит на тему «Свидетельство Христово среди евреев». Об этом оно говорит очень ясно и удивительно многократно. Сегодня мне хотелось бы остановиться лишь на одном моменте: на начале благовествования апостола Павла в Коринфе.
Евангелизационная, или миссионерская, деятельность в христианских кругах нередко рассматривается как служение Церкви Иисуса Христа своему Господу. Верно это, однако, лишь очень условно. Прежде всего это Сам Господь совершает Свое дело среди нас, людей. Мы же можем быть лишь помощниками по Его поручению и подручниками в Его служении. Если Господь нас не пошлет, если Он не приготовит нам путь, если Он не откроет сердца людей, наши усилия безуспешны, несмотря на все наши старания. Лишь там, где Господь действует через Духа Своего, можем действовать и мы. Лишь Его предводительству мы можем следовать. Лишь там, где Он пробуждает людей к покаянию и к новой жизни, мы можем строить Церковь Христа. Нашей задачей является лишь призвать тех, которых Он уже заранее избрал и призвал. Великая тайна и радость в служении нашему Господу в том, что Он от нас ожидает не больше, чем исполнения тех добрых дел, которые Бог предназначил нам (Еф. 2:10). Об этом узнал и апостол Павел во время своего служения в Коринфе.
1. ИМЕННО КОРИНФ
Тогдашний Коринф можно сравнить скорее всего с Гамбургским портом и прилегающим к нему современным районом Санкт-Паули. Если столица Афины была известна своей культурой и ученостью, то торговый центр Коринф пользовался дурной славой. Этот город был центром культа богини любви Афродиты и тем самым центром разгула и аморальности. Там процветали проституция и всевозможные виды пороков. И именно туда был послан апостол Павел.
О его состоянии и чувствах во время первого посещения города мы узнаем из Первого послания к Коринфянам, в котором он отвечает на вопрос: «Отчего в служении благовествования зависит успех?»: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».
Итак, не внешние условия требовали благовестия о Христе именно в этом городе резких социальных противоречий с его развращенными гражданами, хотя ему, благовестию, бесспорно, можно было придать и стратегическое значение в ходе дальнейшего благовествования. Как из этого смешения богатых судовладельцев и торговцев, с одной стороны, и массы рабов, бывших гребцами на судах и исполнявших различные работы в портах и в торговле, на верфях и в производстве, с другой стороны, можно было создать единую общину братьев и сестер? История подтверждает, что именно из-за социальных противоречий и порочности жителей города в Коринфской общине постоянно возникали проблемы. Однако в служении благовествования успех зависит не от того, как мы оцениваем условия и возможности, а от выбора Богом народа и места.
Дорогой Анатолий, ты со своей семьей пришел в страну, которая когда-то, может быть, и была христианской, однако давно уже заслуживает названия новоязыческой. Люди, к которым ты послан, также пришли из безбожного мира. Бог им чужд и далек. Вдобавок над ними тяготеет гнет исторических событий, имевших место между христианами и евреями. Поэтому, с человеческой точки зрения, твое предстоящее служение должно быть заведомо обреченным. Но тебе никого не нужно спасать или обращать. Ты не трудишься за свой счет и на свою ответственность, а по поручению и в служении Господу. Ты можешь и должен лишь тех призвать к вечной жизни, которых Иисус Христос уже прежде призвал через Духа Своего. Поэтому тебе нет надобности в работе пользоваться какими-то сомнительными средствами и методами. Лучше доверь нашему Господу действовать среди людей, условий и бремени, привнесенного из прошлого, где, на наш, человеческий, взгляд, надежды на успех мало. Я уверен: у Бога много людей и в этом городе, и в этой стране, и также среди евреев как давно уже живущих здесь, так и приехавших недавно.
2. ВО-ПЕРВЫХ, ИУДЕЯМ
«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4). Верный принципу Божьему «во-первых, иудеям», апостол Павел по субботам посещал богослужения в синагогах. Там он, пользуясь правом иудейского учителя, участвовал в субботнем чтении и толковании Слова. Сегодня мы должны уяснить себе, что для благовествования в его распоряжении был лишь Ветхий Завет. Он, наверное, ссылался на обетования из пророчеств о Мессии, пытаясь доказать, что они исполнились в Иисусе Христе из Назарета. И до настоящего времени таким образом благовествуют иудеям.
Не только хорошо, но прямо-таки необходимо постоянно возвращаться к ветхозаветным корням нашей веры. Если бы Церковь Христа в прошлом больше следовала примеру апостолов, то израильскому народу не пришлось бы пережить столько горя, а христианская церковь не имела бы такой вины перед Израилем и нашим Господом.
Благовествование апостола, наверное, с самого начала вызывало много вопросов, споров и толкований. Поэтому апостол Павел был благодарен, когда Сила и Тимофей из Македонии пришли в Коринф и принесли ему собранные пожертвования. Благодаря этому, он в дальнейшем смог отдать все свое время и силы благовествованию.
Однако частое служение необязательно дает больше плодов, оно несет с собой и большее сопротивление. Свидетельство об Иисусе как о Мессии в Коринфской иудейской общине было встречено, с одной стороны, согласием, а с другой — вызвало сильное противление, доходившее до хуления. И это неудивительно. Кто истинного Мессию Израиля принимает не от всего сердца, должен отвергнуть Его. Как проклятого лжемессию, как богохульника. Хорошо, что Иисус Христос сегодня у некоторых евреев, прежде всего у либеральных, пользуется большим уважением. Однако, как правило, это отношение ко Христу сохраняется у них лишь до тех пор, пока мы не говорим им о библейском притязании Иисуса Христа на Свой народ. Как только мы пытаемся приблизиться к евреям с библейским свидетельством об Иисусе Христе, мы и сегодня встречаем жесткое сопротивление.
В немалой степени это связано с жестоким преследованием евреев так называемыми христианами, а также то, что за этим неприятием кроется прямое отклонение от библейски обоснованного мессианского притязания Иисуса Христа.
Наверное, апостол Павел противление своему благовествованию нес с большим терпением, так как он сам прежде был хулителем и преследователем церкви. «Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6).
Отряхивание одежды означало прекращение дальнейшего общения. Этим он хотел сказать: «Отвержением Евангелия вы сами себя отрезали от истинного народа Божьего, и вы не лучше язычников. Вина ваша, если Бог от вас отвернется». Апостол Павел верно проповедовал им Евангелие. Теперь решение было за евреями: как к нему отнестись. После этого апостол во всей своей деятельности в Коринфе чувствовал себя совершенно свободным от вины перед местными иудеями и также в своем решении в дальнейшем благовествовать язычникам.
Немаловажно в связи с этим осознать, что апостол Павел тем самым подтверждает принцип: благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею...» (Рим. 1:16).
Во-первых, иудеям. Лишь после отвержения ими Евангелия апостол Павел чувствовал себя вправе обратиться к язычникам, не имея вины перед иудеями. Этого принципа Павел придерживался на протяжении всего своего служения. И в городе Ефесе, куда он позже пришел благовествовать, он тоже сперва обратился к иудеям. До этого он иудейской общине в Антиохии, которая упорно отвергала благовестие, сказал: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46).
Из этого следует вывод: там, где иудеи и язычники живут вместе, христианская община только в том случае имеет право благовествовать неиудеям, если она прежде сделала все, чтобы благовестием достичь иудеев. Боюсь, что в этом отношении не только в прошлые десятилетия и столетия многое сделано неверно. Церковь Христа никак не может вернуться к этой очередности. Это непослушание Богу и явное пренебрежение Его волей. Наша задача — возвратить Церковь к этому библейскому приоритету — еще далеко не выполнена.
3. ...И ЕЛЛИНАМ
«...И пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги» (Деян. 18:7).
Та часть иудейской общины, которая отвергала Евангелие, конечно, злилась, что апостол Павел свое благовествование продолжал теперь в доме Тита Иуста. Он не был иудеем и через апостола Павла обрел веру в иудейского Мессию. Однако среди иудеев свидетельство его не осталось бесплодным. Наверное, немалым ударом для иудейской общины было то, что именно их глава уверовал в Иисуса Христа. Разве это не подкрепляет нашу надежду, что Бог и служение Анатолия Ушомирского не оставит бесплодным? Может быть, к примеру, и у руководителя еврейской общины в Штутгарте или у других еврейских лидеров в нашей стране откроются глаза и сердца для Мессии — Иисуса Христа? Почему бы Богу не совершить такие чудеса и в наши дни, когда мы именем Иисуса просим Его об этом?
Чудесным даром было, конечно, тогда и то, что после приезда апостола Павла еще многие коринфяне уверовали. Все эти обращения никак не облегчили положение апостола Павла. Возможно, он после какого-то времени спрашивал себя, не следовало ли ему уехать из Коринфа, чтобы избавить молодую общину от преследований. И в Верии братья по этой же причине посчитали нужным отправить апостола Павла дальше, а его сотрудников, которые были в меньшей опасности, оставить для служения в общине. Апостол не рвался стать мучеником, если можно было обеспечить существование и жизнь общины другим путем. Что лежало в основе описанного в стихах 9—10 видения, мы не знаем. Во всяком случае мы узнаем, что апостол Павел от Самого Господа получил ясное указание о продолжении своей деятельности в Коринфе. Оно гласит:
4. «НЕ БОЙСЯ,
но говори и не умолкай. Ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе»(Деян. 18:9—10).
«Не бойся!» — эти слова Бог не раз говорил Своим труженикам в Ветхом Завете (Исх. 3:12; Вт. 31:6; И.Нав. 1:5—9; Исх. 41:10; 43:5; Иер. 1:8). В ночном видении апостол Павел прежде всего слышал слова «Не бойся!», возможно, с целью снять с него страх перед врагами. После всех его трудных испытаний в Антиохии, Иконии, Листре, Филиппах, Фессалонике и Верии для этого были веские причины. Но здесь он получает твердое обещание, что в Коринфе будет иначе. Сам Господь подбадривает Своего работника спокойно продолжать свой труд. И действительно, в дальнейшем не было преследований молодой общины, и апостол Павел мог трудиться там еще полтора года.
Далее в этом послании примечательно то, что употребленное в десятом стихе греческое слово «лаос» — народ — применялось до того лишь в отношении уверовавших людей. Совершенно очевидно, что Бог в Своем избрании так уверен, что Он к народу Божьему уже теперь причисляет тех, которые сами еще не знают о том, что они скоро будут принадлежать Ему.
Таким образом, мы вернулись к началу. Благовествование — это прежде всего не дело людей, а дело Божье, даже если Он использует людей в Своем служении. Без Его воздействия и избрания все наши действия бесполезны и напрасны. Это сознание должно нас постоянно приводить к смирению. С другой стороны, там, где Бог избрал Себе народ и дал ему поручение, никто не может помешать тем, которые призваны выполнить его. Это касается и служения Анатолия Ушомирского, которого мы сегодня официально вводим в служение. Бог хочет тебя, дорогой Анатолий, употребить на то, чтобы к вере призвать из твоего народа тех, которых Он уже давно призвал к вечной жизни. Поэтому «не бойся, но говори и не умолкай». Ибо Бог с тобою.
Да благословит Бог тебя и всех нас, чтобы через нас восхвалялась Его чудная милость.
Хартмут Ренц,
пастор, руководитель миссии E.D.I. (Евангельское служение Израилю).
«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию».
Деян. 18: 1 — 11