+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1995 г.

"Благословение" из Торонто

Адольф Новак

1. ФЕНОМЕН

Члены общины смеются, плачут, дрожат и трясутся всем телом или ведут себя, как пьяные, кто-то лежит на полу (один из них лежал в судорогах целых четыре дня). Все чаще и чаще мы слышим подобные сообщения. Из Англии, из Швейцарии, из Бразилии... Этот феномен проявился и на четырехдневном конгрессе, состоявшемся в начале октября 1994 года в Берне.

«Многие из трех тысяч участников падали на пол, бились в судорогах, кричали и истерически смеялись. Стоило нам только произнести: «Сойди, Дух Святой!», как все богослужение было сорвано, то есть не было никакой проповеди, о ней даже речи не могло быть. На протяжении целой недели Дух Святой сходил с такой силой, что мы были абсолютно нетрудоспособными. Девушка, регистрировавшая членов конгресса, из-за постоянных судорог и сегодня еще не в состоянии отвечать на телефонные звонки. Первые три или четыре богослужения были сплошным хаосом».

(Из доклада М. Бюльмана).

В Англии наблюдались даже обмороки и приступы истерии, патологические вздрагивания, подпрыгивания, танцы. Англиканский епископ катается по полу и рычит, как лев, кто-то кряхтит, кто-то мычит. Один из мужчин кукарекает, как петух, а истолкование гласит: «Господь говорит, что наступил день» („Idea», 44/94).

«Однажды вечером я проповедовал о преисподней. Вся община начала вдруг смеяться. Чем больше я людям говорил об аде, тем громче был смех»

(Юлия Дуин о Р. Говарде-Брауне).

Председатель Немецкого евангелического альянса доктор богословия Рольф Хилле поведал в одном журнале об еще более странном случае, рассказанном одним пастором.

«...После этого стали происходить более чем странные вещи. Из Лондона позвонили руководители одной из общин и попросили меня помолиться за них по телефону. Я ответил им: «Положите телефонную трубку на свою голову». Они сделали это, я дунул в трубку, и оба как по команде упали под обеденный стол. Сила Святого Духа опрокинула их. После этого они поехали на конференцию, где они дунули на всю группу руководителей общин, съехавшихся в этот город. Какое наслаждение! Это новое действие Духа Святого можно передать другому! Наша дочь Лиц, также смеясь, оказалась под кухонным столом после того, как я дунул на нее в трубку».

Это и есть «благословение» из Торонто!

2. НАЧАЛО

Феномен этот наблюдался уже в 1991 году у Клаудио Фрайдзон в Буэнос-Айресе. «Святой смех» описывается Д. Вилькерсоном в книге «Крест и нож». В 1993 году явление принимает массовый характер. Тот феномен, который подразумевается под названием «благословение» из Торонто, впервые зарегистрирован 20 января 1994 в г. Торонто, в общине, расположенной вблизи аэропорта. Пастора этой общины зовут Джон Арнот.

Однажды Д. Арнот отправился на поиски нового благословения для своей духовной жизни. Среди прочих посетил он и Бенни Хинна в Аргентине. Было это в ноябре 1993 года. Позже он узнал, что большое «пробуждение» пережила другая община, пастором которой был Рэнди Кларк. Причиной этого «пробуждения» была молитва о нем Р. Говарда-Брауна. И вот Рэнди Кларк приглашается на 20 января 1994 года в Торонто. Этот день и является днем рождения «благословения» из Торонто. Евангелист Клаудио Фрайдзон тоже испытывал жажду в своей духовной жизни и тоже обратился к Бенни Хинну. Последний помолился о нем и дал ему в напутствие пророчество.

3. Р. ГОВАРД-БРАУН

Путь «духовного» становления вышеназванных лиц во многом помогает понять «благословение» из Торонто. Р. Говард-Браун, родом из ЮАР, – «бармен Святого Духа», как он сам себя называет, пережил «крещение Духом» в восемь лет. В 1979 году, в восемнадцать лет, он был в г. Порт-Элизабет второй раз «крещен Духом». Перед этим он молился: «Господь, или же Ты сегодня вечером спустишься ко мне и коснешься меня, или же я умру и поднимусь к Тебе, чтобы прикоснуться к Тебе». В продолжение 20 минут кричал он, вселяя страх в присутствующих: «Бог, я хочу Твоего огня!»

Спустя некоторое время одна женщина, которая страдала от сильных болей, попросила его о помощи.

«Я почувствовал вдруг, будто мои кончики пальцев раскрылись и из моей руки полным потоком полилась сила Божья. Эта сила переходила из моей руки непосредственно в ее голову, и она в судорогах лежала на полу...» После этого богослужения Господь якобы сказал ему: «Призови всех, кто хочет получить благословение. Но будь очень осторожен...» «Первому человеку, откликнувшемуся на этот призыв, я приложил палец ко лбу и произнес: «Именем Иисуса Христа». Он моментально упал, как от удара бейсбольной биты. Мне показалось, что удар этот нанес ангел, стоящий рядом. Я прошел по всему ряду: бам, бам, бам... Весь ряд лежал на полу, сраженный силой Божией...»

(„Topic», 2/95).

В декабре 1987 года этот «смеющийся проповедник Евангелия», как его теперь называли, приехал в США. Лишь спустя несколько лет он получил возможность увидеть плоды своего «труда» – «благословения» из Торонто.

«Сила Святого Духа изливалась без всякого предупреждения. Люди падали со своих стульев и катались по полу. Даже воздух приходил в движение. Люди начинали истерически смеяться, хотя смешного ничего не было... Чем меньше я проповедовал, тем больше людей спасалось».

С тех пор эти феномены сопровождали все его «миссионерские поездки».

1993 год – две поездки во Флориду. Здесь этим вирусом «заразился» В. Уильямс, пастор епископальной церкви. Затем его пригласили в Оклахому, где он выступал в Библейском центре и в университете. Именно здесь его слышали Фрэнсис и Чарльз Хунтер, которые это «пробуждение» привезли в 1994 году в Англию. Из Великобритании оно перекинулось на весь Европейский материк. В настоящее время это «пробуждение» проникло почти во все деноминации.

Бенни Хинн в январе 1992 года посетил могилу известнейшей американской миссионерки-пятидесятницы Айми Земл Мак-Ферзен в надежде получить там особое благословение. Получил же он «намного больше»:

«Я почувствовал необыкновенное благословение... Я дрожал всем телом... дрожал под действием силы Божией... «О, Господи, я чувствую Твое благословение», – повторял я. Я верю, что Божье благословение витало над телом Айми».

Рэнди Кларк, как уже было сказано выше, был приглашен в Торонто Джоном Арнотом. Джон Арнот находился в состоянии духовного кризиса и посетил несколько служений Бенни Хинна. «Смех-благословение» его никак не впечатлил. Эти явления сказались на нем и на К. Фрайдзоне несколько позднее. Лишь 20 января 1994 года стал этот «смех-благословение» «благословением» из Торонто. В течение очень короткого времени он «посеял» это «благословение» в Венгрии, Швейцарии, Германии, Швеции, Норвегии, Англии и Шотландии, которые он посетил.

Так называемые «Kansas City-Propheten» (пророки Канзаса) пророчествовали о всемирном пробуждении еще много лет назад. Нет ничего удивительного в том, что эта новая волна рассматривается ими как исполнение пророчества.

Толпами едут пасторы и члены общин в Торонто, чтобы удостовериться в услышанном и привнести новое веяние в свои общины. Харизматические общины единогласны в своем решении: «Это истинное пробуждение. Именно такого пробуждения ждут христиане».

Джоан Хэлифекс описывает подобные феномены, которые она наблюдала среди... языческих индейцев.

4. ТЕОЛОГИЯ Р. ГОВАРДА-БРАУНА

Приведем несколько его высказываний:

«Если вы только что поженились, вы должны воспользоваться Божьей заботой. Вы должны сказать: «Нужды у нас не будет. Мы не потерпим ее в нашем доме. Не будут терпеть лишений и наши дети». Таким образом вы можете сами распоряжаться своей жизнью, быть хозяевами своей жизни».

Хваля Уильяма Брэнхэма, который после очередного нервного срыва учил, что Ева имела с сатаной половое сношение, Р. Говард-Браун заявляет:

«Я буду лучше членом такой общины, в которой действует дьявол или поклоняются плоти, чем в такой, где ничего не происходит... Пока вообще что-то происходит, никакой роли не играет, от Бога ли, от человека или от дьявола оно».

Иисуса Христа Р. Говард-Браун рассматривает как пророка, Который, прежде чем принять образ человека, оставил Свою Божественность на небесах:

«Все, что сделал Иисус Христос, Он сделал не потому, что был Сыном Божиим. Библия говорит, что Он снял царские одежды Своей Божественности и жил, и учил на земле как пророк Завета Бога с Авраамом».

Подобные заявления мы должны опротестовать, потому что ни на одно из этих многочисленных утверждений в Библии даже нет намека. Р. Говард-Браун очень небрежно обращается со Священным Писанием. Зачастую за библейские им выдаются толкования и учения, которые в Слове Божием не встречаются. Подобное можно сказать о большинстве учителей-харизматов.

5. «БЛАГОСЛОВЕНИЕ» ИЗ ТОРОНТО. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ В ХАРИЗМАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Пастор Генрих Кристиан Руст (Ганновер) и последователи движения «благословение» из Торонто все наблюдаемые в церкви Торонто явления объясняют ссылками на Библию. Они опираются на Даниила, который в оцепенении пал на лицо свое (Дан. 10:9–11); на Савла (Павла), который «упал на землю» (Деян. 9:1–10), или на Иоанна, который в присутствии Сына Человеческого «пал к ногам Его, как мертвый» (Откр. 1:17).

Руст допускает, что в Библии массовые феномены, такие, как «священный смех», падение ниц, не описываются. Эти явления он основывает на следующих стихах из Евангелия от Иоанна: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:12–13). Он пишет:

«Этот стих может указывать на то, что в принципе могли быть такие действия Святого Духа, на которые в Священном Писании даются лишь намеки».

Такими словами, как «может быть» и «намеки», нельзя оперировать при толковании Библии. Священное Писание не знает массовых истеричных проявлений действия Святого Духа и опровергает их следующим стихом:

«И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира... Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:32–33, 40).

Апостол Павел пишет коринфянам в самом начале главы 12:

«Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2).

Именно это происходит во время «благословения» из Торонто.

Не следует сопоставлять последователей «благословения» из Торонто» с Даниилом, Савлом и Иоанном. Они просто несопоставимы. Переживания библейских персонажей исходили не от человека, на них воздействовало непосредственное присутствие Божие. Ни один из них при этом не кукарекал и не рычал. Никто не смеялся и не пускался в пляс. И никто из них не горел желанием пережить подобное еще раз!

Ссылаются теоретики «благословения» из Торонто и на события в день Пятидесятницы. Подтверждением служит тот факт, что ученики якобы «напились сладкого вина». Община Торонто вырвала этот отдельный стих из контекста и даже опубликовала официальный документ: «Подозрение в нетрезвости основывается на странности их поведения: они смеялись, падали навзничь и лепетали неясные слова...»

Однако библейский текст не должно дополнять своими домыслами. В нем не содержится описание этих явлений! «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:6–13).

Приведенное выше толкование общиной из Торонто говорит о безответственном обращении со Священным Писанием!

К тексту: людей привлек необычный шум, и народ пришел в смятение, «ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Затем последовали изумление и удивление: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» Еще большее смятение и недоумение в толпе: «Что это значит?» Два раза мы читаем о смятении и изумлении народа. Но вызвано оно не тем, что народ видел, а тем, что он слышал! Акустически все было предельно ясно и понятно – великие дела Божии! Другие же говорили, насмехаясь: «...они напились сладкого вина». Последнее толкование было толкованием отдельных насмешников. Здесь, в Деяниях апостолов, вообще нет «благословения» из Торонто!

«Явления, наблюдаемые на богослужениях: истерический смех, мычание, рычание, перегрев организма и параличи, – никогда не были знамениями истинного покаяния. Они имеют место при других обстоятельствах (например, нью-эйдж, употребление наркотиков) и расцениваются как плотские или демонические. У людей, курящих гашиш, истерический смех вызывается тем, что все окружение кажется им смешным. Христианин, работавший в психиатрической клинике, рассказывает о подобных явлениях среди больных» („Idea», 44/94).

Вернемся к цитате из Библии, Ин. 16:12–13, на которую ссылается пастор Руст. Стоит нам лишь принять точку зрения Руста, то есть стоит нам только объяснить такие массовые явления Священным Писанием, как завтра же все небиблейские вещи и явления будут рассматриваться как вызванные действием Духа Святого. Тем самым будет дан зеленый свет всякого рода злоупотреблениям. Пастор Руст ссылается на Библию как на единственное «мерило». Он говорит, что «в центре всего и вся должен стоять Иисус». С этой его позицией мы согласны полностью. Однако в следующем же за этим предложении он приводит стих из Библии, который противоречит его же высказыванию. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в харизматическом учении Библия не является единственным мерилом в вопросах веры.

Нет, и еще раз нет! Это «благословение» из Торонто ничего общего не имеет ни с «единственным мерилом», ни с «Иисусом в центре внимания»!

Благословения в виде смеха Библия не знает!

Постараемся вспомнить, что подобные феномены послужили поводом для принятия в 1909 году в Берлине резолюции Евангелического альянса: «Дух, пропагандируемый этим движением, оказывает воздействие на духовную и телесную сферы. Но это ложный дух. Непристойные явления в виде падения на пол, судорожных сокращений мышц лица, дрожания, крика, неприятного громкого смеха и так далее все чаще наблюдаются во время богослужений. Мы оставляем вопрос: какой процент этих явлений демонического, какой – истерического или психического характера, открытым. Ясно одно: они не от Бога». (Пункт 1д)

Пастор Руст не поленился проштудировать историю церкви и нашел там описание подобных явлений у проповедников XVIII и XIX столетий (Д. Веслей, Д. Эдвардс, Ч. Финней). И это сравнение не совсем корректно. Вышеназванные явления имели место во время проповедей о суде и помиловании и то лишь в единичных случаях, то есть наблюдались нечасто и без умысла проповедника. Я хочу еще раз подчеркнуть эту мысль: никакого массового явления, лишь единичные, спорадические случаи. И в те времена такие явления становились темой горячих дискуссий, ибо понимались и расценивались людьми по-разному. Несколько слов из биографии Д. Веслея: «В последние годы своей жизни Веслей начал сомневаться в источнике подобных явлений. Действительно ли это Бог, Который подобным образом подтверждает Свое Слово? Скорее всего, это проделки дьявола, который подражает действиям Бога или же предпринимает последнюю попытку удержать человека».

Но вернемся к истории церкви. Подобные явления можно проследить на начальном этапе почти всех новых сект. Уже во II веке по Р. Х. – у монтанистов, в первую очередь, у двух пророчиц – Максимиллы и Прискиллы. В XIX веке – у новоапостольцев, и опять это были две дамы. «Терапию смехом» мы находим в нью-эйдж. Очень важный факт: на рубеже XIX и XX столетий широкое распространение подобные явления получили в общинах пятидесятников в США и во всей Европе.

С момента появления такого «благословения» прошло достаточно времени, чтобы сделать определенные выводы. Одни свидетельствуют о благословении, о новой жизни со Христом, другие – о нарушениях психики и разрушенной вере. В одном из журналов за 1994 год была опубликована статья о судебном разбирательстве: родители подали в суд на сотрудницу, члена такой общины, которая повела их детей на богослужение. Нередки расколы в церкви. Известны случаи, когда в видениях противникам выносились смертные приговоры.

Вывод: «благословение» из Торонто имеет под собой более чем сомнительную почву и не может быть обосновано ни Библией и ни историей церкви. Всем крайним проявлениям книга Библия говорит однозначное «нет»!

Мне абсолютно непонятно, как небиблейские феномены можно объяснять Словом Божиим, хотя: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским...»

Появление и быстрое распространение во многих странах так называемого явления «благословение» из Торонто насторожило руководителей церквей Германии, которые, желая помочь общинам и церквам в правильной оценке этого явления, в открытых письмах и обращениях выражают свою позицию относительно вышеописанного феномена. Так, например, Союз евангелических церквей Германии обращается к своим церквам со страниц журнала «Christsein heute», 1/95, предупреждая свою паству о том, что это «благословение» полностью противоречит учению Библии.

Союз баптистских церквей Германии в своем обращении, принятом на заседании 11 февраля нынешнего года, выражая свою позицию по отношению «благословения» из Торонто, дает ей однозначную отрицательную оценку: толкование подобных явлений как несущее спасение дезориентирует и вводит в заблуждение; главным действующим лицом в этом «благословении» является дух-обольститель. Подобные феномены характерны для последнего времени – времени заблуждений и искушений.

Архив