+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1995 г.

Каин и мы

Эрвин Дамсон

ДВА БРАТА

Может показаться странным, что на первых страницах Библии дана эта жуткая история братоубийства. Историю человечества можно было бы начать несколько мягче, не так жестоко. Однако все имеет свое начало. И человеческая вина имеет свое начало – гибельное начало. Вначале было грехопадение, затем – эскалация насилия. Уже всего через несколько поколений Ламех скажет гордо и властно: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Никакого прощения, только ненависть, насилие, кровная месть. Босния, Руанда, Ирак, Чечня... Побеги мести, зла, насилия того времени разрослись прямопропорционально числу жителей Земли.

Зачастую мы в смятении стоим перед таким проявлением жестокости и пытаемся понять ее причину.

Как такое вообще могло случиться? Возможно, мы недооцениваем тот факт, что изменились времена и условия жизни. Мы – граждане современных государств, образованные люди, и сознаем вину и несправедливость. Времена наивного и примитивного каменного века прошли. Не изменилось лишь сердце человеческое. Оно было и остается злым, каким оно было у Каина. Где-то глубоко в нас дремлет сущность Каина.

А началось все так гармонично. Два сына Адама и Евы стали, как это было принято в то время, земледельцем и пастухом. Оба были любимы родителями, обоим приходилось много и трудно работать.

Одинаковые условия. Восторжествует ли доброе? Быть пастухом в те времена было нелегко. Пастух не мог позволить себе, облокотясь на посох, наблюдать за своими мирно пасущимися овцами. О трудностях и опасностях, подстерегающих пастыря на каждом шагу, рассказывается и в жизнеописании царя Давида. А земледелец? У него была не менее тяжелая работа. Никто из них не имел какого-нибудь преимущества перед другим.

И все-таки равными они не были. Это подчеркивается не только первородством, то есть первым или вторым ребенком он был в семье, и вытекающим отсюда вечным конфликтом. Разница есть уже в самих именах. Каин в переводе означает «Властитель», «Приобретение», «Удачливый». Все и вся должны подчиняться ему. И Каин прошлый, и Каин настоящий считают само собой разумеющимся, что другие подчиняются им, что все для того только и созданы, чтобы служить им.

Я – Каин – суперзвезда, класс привилегированный, и мысль Бертольда Брехта: «Одни сидят в темноте, другие – на свету» – представляется мне нормой.

С очередностью тоже все в порядке. И перед Богом он должен быть первым. Это так называемые дети-удачники, которым всегда везет и у которых все получается. В свою очередь, и их дети – круглые отличники, они послушны и талантливы.

Но вот Авель. «Дыхание, дуновение» означает это имя. Он младший брат. Он тоже призван жить, но в тени успеха своего брата. Что с ним, каково Авелям сегодняшним, которые играют вторую скрипку в оркестре? Их ведь намного больше, чем Каинов. Безработные, обойденные, семьи, в которых дети не удались, где одно горе погоняется другим. «Продолжающийся» успех у одних и «убегающий» – у других. Каин стоит на ступени победителя. Авель, скромный, одинокий, ушедший в себя, страдает. Я сознательно так подробно описываю эти два типа людей. Эти два неравных брата стали символами человечества. Это неравенство можно наблюдать и сегодня.

ДВЕ ЖЕРТВЫ

Несчастье начинается в тот момент, когда оба идут на богослужение. Бог испытывает на прочность духовный фундамент самодовольного, неуязвимого Каина. Внешние условия опять-таки кажутся одинаковыми. Я думаю, что Авель принес в жертву хорошего овна, и Каин принес на алтарь не самые плохие и непригодные плоды. Оба принесли отборное.

Оба являются грешниками, потому что живут они вне рая. Они так же слабы в борьбе с искушениями и грехом, как и их родители. Они разделяют природу Адама, потому что произошли от него.

Каина нельзя назвать безбожником. Он надеется, что Бог примет его жертву. Каин очень хотел бы, чтобы дым от жертвы Авеля был слабым, еле приметной тоненькой струйкой, а дым от его жертвы уходил бы в небо мощным столбом. Под него, Каина, должны были подстроиться Авель и Сам Бог.

Но случилось иначе, не так, как он себе это представлял. Его жертва еле тлеет на алтаре, дым же от жертвы Авеля устремляется в небо мощным, красивым столбом. Каин потрясен, он просто ничего не может понять.

Но он и не хочет понять этот Божий знак. Он просто не видит его. И Каин во гневе, он зол на Бога, Который не хочет плясать под его дудку, не хочет подстроиться под него. С пустым, каменным сердцем стоит Каин перед алтарем...

Иные отношения с Богом были у Авеля. Более подробно описывается состояние Авеля в Послании к евреям: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр. 11:4). Его сердце было чистым. Он молился Богу в духе и праведности. Я не склонен разделять мнение некоторых толкователей, утверждающих, что то, почему жертва одного принимается, а жертва другого отклоняется, есть тайна. Тайной для нас является то, почему Каин и Авель разные.

Начиная с этого момента, действие разворачивается стремительно. Зависть буквально съедает Каина. «Зависть – это тот конь, на котором скачет дьявол», – говорит пословица. Бог просит Каина проверить свою совесть, мотивы поведения. Он дает ему совет поискать причину в самом себе. «Почему ты огорчился? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Бог интересуется отношением Каина к Творцу. Все ли в порядке? Этот вопрос является основным и для нас: «Я, ты... Каковы наши взаимоотношения с Богом?» Ответ на этот вопрос является решающим в нашей жизни, будь то в выборе специальности, в моих взаимоотношениях с другими людьми и многом другом. Зависть не должна блокировать нас. Исход борьбы еще не ясен. Каин замыкается в себе, закрывая тем самым и двери перед братом. Тот, кто больше не видит Бога, кто смотрит только себе под ноги, может только ненавидеть. Ненависть высвобождает самые низменные инстинкты и ведет к убийству. Ненавидящий думает только об одном: этого парня надо убрать.

Братья встречаются в поле, вдали от родителей, в месте, где их никто не может увидеть или услышать. Их встреча заканчивается не мирными переговорами, а страшным братоубийством.

ПУТЬ КАИНА

Казалось бы, для Каина проблема решена, и жизнь продолжается. Сделать вид, будто ничего не произошло, нельзя. И опять спрашивает его Бог: «Где Авель, брат твой?» Ответ Каина нагл, он и сегодня входит в обиходный лексикон многих людей: «Разве я сторож брату моему?» Этот вопрос обращен ко всем нам. Он попадает прямо в сердцевину нашего христианского существа. Нам очень не хочется быть запятнанными кровью. Но как утонченно и как изощренно мы можем оскорбить другого! При этом внешне все может выглядеть очень духовно и праведно.

Мы, люди, прекрасные артисты, если нам нужно кого-то, кто нас осознанно или неосознанно раздражает, стереть в порошок или заставить замолчать.

Каин не находит себе покоя. У него нет мира ни с Богом, ни с кем бы то ни было. Кровь брата кричит и обличает. Путь Каина ведет к внутреннему одиночеству. Сколько раз он просыпался ночью в холодном поту?! Случившееся мучает его днем и ночью. Вполне возможно, что его собственные дети, которые могли быть похожими на Авеля, взывали к нему. Генетика – дело тонкое.

Пролитая кровь... Она может быть пролита и нашими словами, нашими мыслями, нашими проклятиями... Эта кровь кричит, она не дает забыть, она обличает, она осуждает. Не оттого ли нашу жизнь определяет суета, беспокойство...

Каин преуспевал на чужбине. Это нам не совсем понятно. Он строил города, добывал руду, выплавлял железо. Но не было больше Божьего благословения. Ни на Каине, ни на его потомках.

Многие уверены в том, что мир можно изменить и благоустроить. Человек может многого достичь, может преуспевать и без Бога. Но такая жизнь имеет плачевный конец – холодную, страшную ночь.

Этим путем, ведущим в бездну, шел Каин. Пролегает он через все тысячелетия существования человечества вплоть до настоящего времени. Этот путь перестанет существовать только тогда, когда будет исполнена наша молитва о Царстве Божием.

ПУТЬ БОЖИЙ

А пока Каин продолжает жить на этой Земле. Каин – это непредсказуемая, пугающая основа низменного существа в нас. Каин в нас способен на самое страшное. Это заложено в каждом из нас. И очень часто это жуткое, зловещее пробивается наружу. Поэтому наша жизнь такая сложная и трудная. Мы должны жить со грехом, он просто часть нашего бытия. Но слава Богу, что Господь ведет и оберегает нас. Каина же Бог защитил полным тайны знамением. Господь хочет дать нам время и возможность обратиться. Слова из Иезекииля, 18:23: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» – обращены ко всем нам. Мы должны признаться Богу в своих грехах, ибо Он верен Своим обетованиям и праведен.

Для тех, кто не хочет разделить судьбу Каина, Господь приготовил другой путь. Это путь к Иисусу. Его Кровь пролилась для нас, она «говорит лучше», громче, «нежели Авелева» (Евр. 12:24). Она заглушает эти страшные слова: «Виновен! Виновен!» Кровь Иисуса Христа не обличает. Она тоже кричит от земли, но она несет нам примирение, милосердие и прощение.

Знамение, данное Богом Каину, которое понять мы не в силах, заменено на новое – Крест Христа. Это знамение – знак всех спасенных. Под этим знаком нет больше скитальческой, преходящей жизни. Под ним – защищенность навечно.

Всегда, когда нас мучает совесть, когда мы оступились, мы, помолившись, можем сказать: грех прощен, мы искуплены Кровью Иисуса Христа:

Кто поднимет свой взор
На Христа на кресте,
Тот покой обретет в полноте. 

Я хочу пригласить вас пойти этим путем, путем Иисуса.

Аминь.

Архив