Вера и Жизнь 5, 1996 г.
- Великая война
- Идёт война
- "Иду осеннею тропой..."
- Совершенство жизни искупленных
- Чудесная встреча
- "Да будут все едино"
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Из поэтических тетрадей
- Когда глухие поют
- Евангелие от Матфея - Свидетельство очевидца
- "Гонка"
- Богатство
- Красноречивей слов
- На вопросы читателей отвечает
- Мой старый знакомый Ефим
- Новая роль? Нет, новая жизнь!
- Молитесь о них
Евангелие от Матфея - Свидетельство очевидца
Петер Шефер фон Реетнитц
Когда был написан Новый Завет? По этому вопросу возобновился спор, который с Рождества 1994 года будоражит научные богословские круги во всем мире. В тот день, 24 декабря, лондонская газета «Таймс» сообщила на первой странице об удивительном открытии историка и папиролога Карстена Петера Тиде из Падерборна. Популярная ежедневная газета утверждала: «В Оксфордской библиотеке найден папирус, который, по всей вероятности, является древнейшим сохранившимся фрагментом Нового Завета. Это первое вещественное доказательство того, что Евангелие от Матфея является сообщением очевидца, написанным современником Христа». Автор статьи в «Таймсе» Матфей д’Анкона удостоверяет, что Тиде приводит целый ряд доказательств. Он фиксирует внимание читателя на выводе: «Если новая датировка верна, тогда этот папирус является не только древнейшим из известных фрагментов Евангелия от Матфея, но и древнейшей из всех имеющихся рукописей Нового Завета вообще». Тиде руководит христианским «Институтом научно-теоретического исследования основ» в Падерборне.
РЕАКЦИЯ БОГОСЛОВОВ
Этим докладом и последующей научной статьей, которая была опубликована в первый день 1995 года в германской «Газете папирологии и эпиграфики», Тиде ставит под сомнение традиционный взгляд, будто фрагмент Евангелия от Иоанна из второго века по Р. Х. является древнейшим известным текстом из Евангелий. «Проблема состоит в том, что данный фрагмент ставит под сомнение основы богословия», — объяснил тогда филолог-классик Берлинского университета им. Гумбольдта Ульрих Виктор. Либеральные богословы давно уже отклоняли «все, что им не нравится», как результат поздней, далекой от Иисуса традиции.
Некоторые ученые сразу согласились с научными выводами, другие заняли отрицательную позицию и отвергли тезисы Тиде, как «необоснованные и дерзкие» (Енох Поуэлл) или как «результат нечистых методов работы» (Петер Парсонс). В общем за пределами Германии после свободных от предрассудков дебатов верх одержало согласие. Иначе обстоит дело с богословами Германии. Игнорируя открытие Тиде, они до сих пор пытаются обойти молчанием всемирно признанный факт, а именно: раннюю датировку фрагмента Евангелия от Матфея. Создается впечатление, что в Германии легче отвергнуть воскресение Иисуса, чем отдать должное исследованиям, подтверждающим достоверность Библии. Как бы то ни было, но после дискуссии в средствах массовой информации, охватившей многие страны, и опубликования результатов исследований в книге «Иисус-папирус. Находка рукописи одного Евангелия времен очевидцев» немецким богословам придется высказать свое мнение по этому поводу.
Ответы Тиде на существенные, а также эмоциональные упреки критиков дадут возможность составить обоснованное мнение о его тезисах. В книге обсуждается не только история обнаруженных в Египте в начале этого столетия текстовых фрагментов, но и история их новой датировки. Книга не оставляет сомнений в научной точности Тиде и детально раскрывает то, что можно было заключить из двух предыдущих публикаций: ранняя датировка спорного текста отнюдь не так невероятна, как бы того хотели критики, и при более внимательном и добросовестном рассмотрении документальных доказательств более вероятна.
Тиде начинает с критики методов работы некоторых богословов: «Чтобы доказать свои теории о жизни Иисуса и ранней церкви, богословы приводят археологические, нумизматические, эпиграфические и научно-литературные аргументы... Перенимают методы интерпретации литературной критики, социологии и антропологии... Стало модным говорить о «поиске исторического Иисуса». Но упустили возможность открыто и непредвзято использовать богатый фонд папирологии». Книга Тиде и д’Анконы восполняет это упущение.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
Авторы книги не допускают никакой спекуляции. Все предположения, исходящие из папирологических исследований Тиде, сравниваются с контрольными археологическими, филологическими, радиологическими и научно-литературными исследованиями и подвергаются анализу сравнительной палеографии (почерковедения). Эти исследования с большой очевидностью подтверждают установленную Тиде датировку спорного оксфордского фрагмента-папируса 66 годом по Р. Х. – с возможным отклонением в сторону еще более раннего времени, но ни в коем случае не более позднего. Оксфордский фрагмент из Евангелия от Матфея вполне можно принять за свидетельство очевидца современника Иисуса.
Тиде и д’Анкона не ограничиваются доказательством верности тезисов, опубликованных в декабре 1994 года. Они дают основополагающую информацию как о науке папирологии, так и о межпредметном научном обращении с письменным наследием прошедших времен. Это дает возможность и научно непредвзятым читателям следовать предложенной аргументации. Эти два автора провели исследование, которое давно уже надо было сделать: «Чтобы спорные папирусы и подобные манускрипты увидеть такими, какие они есть на самом деле, нам следует удалить завесы культурных предрассудков и предубеждение многих ученых, из-за которых исследование Библии в этом столетии значительно пострадало».
На сегодняшний день мы располагаем вескими основаниями для предположения, что Евангелие от Матфея с подробным описанием Нагорной проповеди и призванием двенадцати апостолов написано вскоре после крестной смерти Иисуса Христа и, конечно, до разрушения храма в 70 году по Р. Х. Имеются также существенные предпосылки, указывающие на то, что и другие Евангелия были написаны до этой даты. Из этого следует, что пришло время всеобъемлющей научной переоценки написания Нового Завета. Кто из богословов не хочет остаться в стороне от этой проблемы, тот должен будет определиться в этом вопросе. Разработки Тиде, в противоположность старым научным взглядам, очень убедительны.
Кто самостоятельно хотел бы разобраться в исторической ситуации появления Евангелий и тем самым исторически обосновать христианскую веру, столкнется с непреодолимым потоком далеко не понятной для простого человека специальной научной литературы. Что и научная литература может выглядеть иначе, Тиде и д’Анкона доказывают своей доступной, живой, а иногда даже захватывающей книгой. Но прежде всего они показывают, что посредством тщательного анализа невзрачный кусочек папируса может стать одним из значительнейших документов, которыми мы располагаем. Ибо установленная ими датировка ставит не только научное исследование на новую основу, она ведет и к неожиданному для многих сближению веры с историей.