Вера и Жизнь 5, 2000 г.
- Мир Божий
- Сокрытый Бог
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Краткий ответ на сложный вопрос
- СПОНСИ – 2000
- Сила Божия
- Письма о последнем времени
- Ничего трудного Господь на меня не возложил
- Петр Браун
- Мои армейские истории
- Обидчик ищет примирения
- Обзор христианской прессы
- Творчество читателей
- На вашу книжную полку
- Письма читателей
Краткий ответ на сложный вопрос
Сергей Конторович
Дорогие братья и сестры!
Мое сердце обливается кровью. Помогите!
Несколько лет назад появилась книжечка «Могут ли верующие отпасть?» Это учение очень охотно приняли братья нашей церкви. Пасторы учат, что возрожденному человеку отпадение не грозит, а если кто отпал, то такой никогда возрожденным не был. Бог Своих хранит и доведет до конца.
Раньше с кафедры звучало очень много предупреждений относительно жизни и хождения христиан, да и сама Библия полна предупреждений:
«Смотрите, поступайте осторожно...», «Наблюдайте за собой...», «Бодрствуйте...», «Берегитесь...», «Не будем спать...», «Испытывайте самих себя...» и так далее.
А сегодня вместо учения Христа – нравоучения. Но самое-то страшное – результат. Царствует вседозволенность, нередки стали суды и разборки. В нашей церкви регентов доконали. Суды, суды, приговоры и т.п. Не так сказал, не так сделал, за несколько лет «досье» соберут для обвинения. Я не хочу быть судьею, но что делать? Говорю как есть. Помогите! Я связываю это с этим учением, а может быть, это последнее время? Объясните, пожалуйста, как быть в такой ситуации в церкви? И ложное ли это учение? Подтверждение этому учению в Новом Завете я не нашла!
Хотелось бы, чтобы вы дали ответ на мое письмо, не публикуя ни имени, ни города, а то меня быстро на братский суд – и приговор.
Да благословит вас Господь!
С любовью и болью И.
ДОРОГАЯ СЕСТРА!
Спасибо Вам за письмо и за Ваше доверие к нам.
Вопрос, который Вы задали, на самом деле разбивается на два:
I. О невозможности отпасть.
II. Состояние вашей церкви.
Оба вопроса совсем непростые. О первом на протяжении веков спорят богословы и до сих пор не пришли к «общему знаменателю». На второй вопрос нам и подавно невозможно ответить, так как мы не находимся в вашей церкви и не знаем действительного положения дел и причин, их вызвавших.
Что в этой ситуации мы можем сделать? Предложить Вам свой взгляд на эти вопросы.
I. О возможности (или невозможности) отпадения христианина.
1. Речь идет о двух основных учениях – кальвинизме и арминианстве. Такие названия они получили по фамилиям людей, сформулировавших эти взгляды, – Жана Кальвина и Якоба Арминия.
Кальвин утверждал, что человек, в силу полной испорченности, не может участвовать в своем спасении. Он также утверждал, что у человека нет свободной воли. Спасение является суверенным деянием Бога (по Его милости). Он Сам решает, кого спасти, а кого – нет. И, решив спасти, несомненно, спасет, поскольку Бог всемогущ. Отсюда вытекает абсолютная безопасность для спасенного. Те люди, которых Бог не избрал для спасения, осуждены Богом и не имеют никаких шансов на спасение, даже если стремиться к благочестию и добрым делам.
Впрочем, с точки зрения Кальвина, такое положение дел не означало, что избранный ко спасению может жить как хочет – все равно спасется. Кальвин учил, что избрание проявляется в возрождении и, следовательно, в святой жизни.
Арминий же считал, что человек имеет возможность выбора и, таким образом, возможность соучаствовать в спасении. Бог дает человеку Свою благодать и возможность спастись, но человек должен сам прилагать усилия. В этой ситуации никто не застрахован от гибели и у всякого есть надежда.
Несомненно, оба учения имеют основания в Священном Писании и не являются абсолютно надуманными. Конечно, это сильное упрощение этих учений, но суть, думаю, понятна. Хотелось бы добавить, что споры о взаимоотношениях между волей всемогущего Бога и человеческой свободной волей существовали в христианстве задолго до рождения Кальвина и Арминия и продолжаются по сей день. И, конечно, как всякое учение, трансформируются в учениях и в практике последователей.
Традиционно большинство западных протестантских церквей придерживаются кальвинизма. Восточные протестантские церкви, как правило, арминианские.
2. Обе точки зрения, если их абсолютизировать, имеют некоторые крайности.
Кальвинизм, лишая человека свободы выбора, приводит в результате к тому, что человек не может быть в ответе за зло. Раз все происходит по воле Бога, то автором зла становится Бог. Этот логический вывод, конечно, не признается приверженцами учения Кальвина. Но тем не менее нам кажется это естественным продолжением его доктрины.
Арминианство же, преувеличивая свободу человека, фактически приводит к самоспасению. Ведь если хотя бы 1% зависит от меня, а 99% – безусловная гарантия Бога, то я не на 1% спасаю себя, а на все 100%, потому что 99 гарантированных процентов не в счет.
Поскольку Писанием можно подтвердить и ту и другую точку зрения, то, как следствие, приверженец какого-то одного взгляда истолковывает отрывки Священного Писания, говорящие о противоположном, со своей точки зрения.
3. На практике, как нам кажется, не существует последовательных «арминиан» и последовательных «кальвинистов». Жизнь, как всегда, сложнее и шире учений.
Так, кальвинист будет надеяться на свое избранничество, даже согрешив. Будет предупреждать от греха братьев, хотя если они избраны Богом, то это вроде и ни к чему. И будет увещать согрешившего брата. И будет молиться об отпавших. И будет проповедовать и учить Евангелию грешников, хотя не знает, «избранные» ли они. На практике кальвинист будет уделять достаточно внимания личным усилиям.
Арминианин в реальной жизни будет надеяться не на свои силы, а ежедневно призывать милость Божью в свою жизнь. Равно и согрешив, будет каяться, уповая на благодать, да и других будет наставлять в таком же духе. Личное участие в своем спасении отдельно взятого арминианина явно преувеличено.
Есть и другие неожиданные последствия этих учений.
Так, например, Кальвин весьма строго призывал к благочестивой жизни и ревностно следил за повседневной жизнью членов общин. Учение Кальвина жестко и безрадостно: никто до конца не может быть уверен в своем избранничестве.
Арминий же говорил о радостном сотрудничестве с Богом. О надежде для каждого, а не только для избранных.
На практике же получается почти наоборот.
Церкви, исповедующие более или менее последовательное арминианство, как правило, унылы и безрадостны. Человек, взваливший на себя непосильную ношу самоспасения, никогда не сможет вполне радоваться о том, что Христос его спас. Ведь никогда нет уверенности, что это спасение имеет к нему отношение, раз свою часть работы он еще не выполнил, и неясно, сможет ли выполнить.
Кальвинистские же церкви более радостны, поскольку убеждены в безопасности спасенных. Упрощенно принятое учение Кальвина приводит зачастую к беспечности и даже попустительству греху.
4. Наш взгляд таков. Бог хочет спасти всех. Это невозможно (а то, что спасутся не все, мы видим из Писаний) явно не по причине бессилия Бога. Значит, от человека что-то зависит.
С другой стороны, множество мест в Библии указывают на то, что спасение – не наша заслуга. Что это – дар. Есть достаточно мест, которые говорят о нашем бессилии перед грехом, о всецелом уповании на милость.
Думается, что ответ коренится вот в чем. Как правило, мы судим по поступкам. Однако поступки не всегда выражают состояние человеческого сердца. Человек может не делать явных грехов, но при этом быть гордым, сластолюбивым, злоречивым. И ко всему прочему весьма далеким от самоосуждения. Другой же, наоборот, может совершать много явных грехов, осознавать их и очень глубоко переживать свое состояние. (Напомню вам притчу Иисуса о молящихся в храме фарисее и мытаре.)
Это положение отправляет нас из области дел в сферу нравственного выбора и совести. Думается, это то главное, что отличает грешника от праведника. Даже при крещении мы даем Богу обещание не абсолютно безгрешной жизни (а способны ли мы к ней?) и тем более не обещание служить, как учат иногда в церквах, а обещание доброй совести (другой вариант перевода – крещаемый просит у Бога добрую совесть). Именно поэтому достойные служители «хранят таинство веры в чистой совести». Именно поэтому «у лжесловесников совесть сожжена».
Отсюда же и различие в двух высказываниях о праведнике, который «семь раз упадет и семь раз встанет… И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». Для праведника падение не невозможно! Но это – ПАДЕНИЕ. Для него это неприятное, ненормальное состояние. Совесть его будет неспокойна.
«А вымытая свинья идет валяться в грязи». Для свиньи быть чистой – неестественно. Поэтому она не падает, она валяется. Это ее выбор. Такой человек идет по пути последовательного «сожжения» своей совести. Заметим, что он может продолжать считать себя христианином и даже служителем. Как правило, отпавшим считается ушедший из церкви. Однако когда человек отпадает от Христа, совсем не обязательно, чтобы он уходил из общины.
Таким образом, мы приходим к странному выводу. У верующего ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть гарантия безопасности спасения. Человек не может спасти себя сам. Это возможно только Богу. Только бы человек был честен пред собой и Богом.
С другой стороны, спасения можно лишиться. Для этого необходимо встать на путь отвержения истины и оправдания греха. Такого человека становится уже невозможно «покаять», поскольку покаяние приходит через совесть, а совесть-то, оказывается, сожжена.
5. Спор о том, был ли отпавший спасенным, или он «никогда не был нашим», может вестись до бесконечности. Мы видим только внешнюю сторону жизни человека. Видимым образом он «был Христовым», а потом «перестал».
II. Относительно вашей церкви.
Если Вы правильно все описали, то вряд ли можно счесть происходящее следствием кальвинистского учения. Это, конечно, не невозможно. Особенно, если ваши пасторы пытаются реализовать в вашей общине то церковное устройство, которому учил Кальвин. Но в сегодняшнем христианском мире это будет довольно редким исключением. Как правило, кальвинизм, если принимает нездоровые формы, способствует не контролю за верующими, а наоборот – скорее к вседозволенности. К контролю чаще ведет крайнее арминианство.
В мире достаточно много хороших церквей и замечательных детей Божьих, которые считают себя приверженцами или арминианства, или кальвинизма. Так что, в вашей церкви, видимо, проблема иного рода. Но разобраться в этом нам невозможно, поскольку мы не являемся сами свидетелями происходящего.
Посоветовать в этой ситуации можно следующее:
не участвуйте в разговорах и пересудах;
не принимайте чью-либо сторону;
молитесь и поститесь за свою церковь и за каждого в отдельности;
проверяйте себя – в каком Вы сами духовном состоянии;
старайтесь быть миротворицей;
займитесь конкретным служением (милосердие, добрые дела);
собирайте вокруг себя людей, желающих вместе трудиться, молиться, изучать Библию, а не интересующихся склоками.
Пусть Бог благословит Вас.
С христианским приветом
Сергей Конторович