Вера и Жизнь 3, 2002 г.
- Слово редактора
- Из поэтических тетрадей
- Об очищении
- Благочестие и языки
- Оккультизм в христианстве
- Пороховая бочка Иерусалим
- Пляска
- Я буду играть за сборную небесного Иерусалима
- Спорт и благая весть
- Божья скорая бегунья
- С крестом до Азова
- Я слышал, как сам проклинал Иисуса
- Молитесь о них
- Несколько вопросов к читателю
- Письма читателей
Благочестие и языки
Сергей Конторович
Объясните, пожалуйста, что значит упражнять себя в благочестии? (1Тим. 4:7).
И как можно упражняться в благочестии?
Мария
Чтобы упражнять себя в благочестии, вероятно, необходимо понять, а что собственно такое – благочестие?
Словари говорят о том, что это означает «благоговение, почтение (к Богу)». Но в чем оно выражается? В стоянии на коленях? В потупленном взгляде? В тихой речи? В постоянном цитировании мест Священного Писания?
Русское слово «благочестие» составлено из двух слов – «благо» и «честь». Это фактически калька с греческого слова «еусебейа», которое и использовано в Первом послании к Тимофею (4:7). Видимо, это слово означает верность, последовательность в своих действиях сообразно убеждениям. В библейском смысле это означает верность не каким-либо принципам, а Богу. Что же значит быть верным Богу?
Апостол Иаков пишет, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Он соединяет верность Богу, нравственную чистоту с добрыми делами и заботой о нуждающихся. Вспомнив, что апостолы были евреями, мы увидим, что Иаков под греческим «еусебейа» имеет в виду еврейское понятие «хэсэд», которое подразумевает верные взаимоотношения, заботу, помощь. Рассуждая над этим понятием, мы неизбежно вспоминаем слова Господа Иисуса Христа о том, как верные посетили Его в темнице, накормили, когда Он был голоден, и т. д. Да, Бог не нуждается в нашей заботе, но истинное служение Ему – в служении людям. «Что сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Причем речь не идет о том, что не верующий в Бога, но занимающийся добрыми делами человек благочестив. Добрые дела сами по себе еще не признак благочестия. Речь идет о том, что верующий в Бога исполняет и Его волю по отношению к ближним. Именно такой человек действительно благочестив, т. е. верен Богу.
Как можно упражнять себя в благочестии? Всякое послушание Богу, всякое по-настоящему доброе дело требуют от нас усилия, победы над нашим эгоизмом и инертностью, самоотречения. Там, где нет преодоления, нет и упражнения. Апостол Павел не зря сравнивает благочестие с физическими упражнениями. Как и в занятиях спортом, ощутимые результаты в духовной жизни достигаются только путем регулярных преодолений.
Я не понял, о каких языках говорит апостол Павел в Первом послании к коринфянам (14 гл.).
Юрий
Я глубоко убежден, что апостол говорит об иностранных языках. Но это не означает, что коринфяне говорили на иностранных языках. Мое мнение таково, что члены Коринфской церкви либо имели сверхъестественный дар к иностранным языкам, которых никто из них не понимал, либо они говорили на языках, подобных тем, на которых молятся современные пятидесятники и харизматы (которых вообще никто не понимает). В этом случае апостол просто посчитал эти языки иностранными, как сделал бы и любой из нас. Но для меня все равно: были ли это иностранные языки или непонятные языки. Суть-то та же – их никто не понимал.
А Бог дает дары на пользу церкви. И для Павла использование непонятных для окружающих языков – нонсенс.
Я поделюсь с вами следующими мыслями, пожалуйста, внимательно вдумайтесь в них.
1. Часто человеку, говорящему на языках, присуще чувство исключительности. Но он забывает, что получает ВСЕ, что Бог приготовил для людей, ТОЛЬКО в Иисусе Христе через веру. Все добавленное к этому не имеет никакого смысла.
Более того, все добавленное умаляет ценность жертвы Христовой, словно бы ее недостаточно, чтобы, веруя в нее, мы имели ВСЕ. Итак, говорящий на языках не имеет преимуществ перед неговорящим.
2. Говорящий на иных языках, как правило, нуждается в публике (хотя бы в молитвенной группе с единомышленниками).
Апостол призывает молиться на непонятных языках ТОЛЬКО индивидуально. Если двое или трое вместе – уже необходим переводчик.
А теперь ответьте мне, пожалуйста, как вы думаете, как долго просуществовала бы практика говорения на иных языках, если бы ими молились только в уединении и говорящие действительно осознавали, что этот «дар» не дает им никакого преимущества перед не имеющими его?
Лично я твердо убежден, что без специального учения о важности говорения на «иных языках» и без публичного их использования эта практика исчезла бы при жизни одного поколения.
С уважением и пожеланием благословений от Господа.