+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2002 г.

Оккультизм в христианстве

Андрей Мельников, Новосибирск, пресвитер баптистской «Церкви воскресения Христова», директор Новосибирского христианского издательства «Посох».

Магия и оккультизм уходят корнями в глубокое прошлое. Об этом, например, свидетельствует наскальное изобразительное творчество первобытных людей.

С древнейших времен существовали разного рода технологии воздействия на потусторонний мир с целью получения успеха, богатства, силы, защиты от неприятностей, избавления от болезней, разрушения замыслов врага, поражения его порчею и т. д. Этой практике противостояла библейская вера. Библия провозгласила, что мир сотворен Богом, Который является личностью, а не безликой силой. И судьбы людей зависят от взаимоотношений со Всемогущим Творцом. Эти взаимоотношения описываются такими понятиями, как любовь, доверие, смирение, послушание. Взаимоотношения с Богом исключают какую-либо технологию воздействия.

Проблема смешения оккультизма и библейской веры остро стояла в Ветхом Завете. Библейские пророки выступали против проникновения в еврейскую среду оккультизма. Ведь были периоды, когда идолов помещали прямо в Иерусалимском храме. Пророки Божии также противились тому, чтобы служение живому Богу превращалось в магический ритуал. Обряд, вместо того чтобы отображать отношения с Богом, сам становился предметом веры. Таким образом, обрядоверие становилось одним из способов «управления» Богом.

Проблема смешения оккультизма с библейской верой не потеряла своей актуальности и в Новом Завете. Апостол Павел восклицает: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:20–21).

Медиумизм

В оккультизме наряду с магическими приемами используется медиумическое состояние души. Медиум является посредником между потусторонним миром и людьми. Для того чтобы информация беспрепятственно передавалась из потустороннего мира, медиум должен быть абсолютно пассивным. Чтобы не мешать потусторонним силам, его воля и разум не должны в момент передачи быть активными. «Не надо мешать Богу своей активностью». Библейская же вера призывает к усилиям. «Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам» (Мф. 7:7).

Когда апостол Павел в Послании к коринфянам начинает разговор о дарах духовных, то он произносит следующую фразу: «Не хочу оставить вас, братья, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:1–2).

Что же происходило в языческих капищах? Вот что говорит об этом Иоанн Златоуст: «В капищах идольских, когда кто бывал одержим нечистым духом и прорицал, то, как бы ведомый и связанный, был увлекаем духом и нисколько не сознавал того, что говорил. Гадателю свойственно быть в исступлении, терпеть принуждение и насилие, увлекаться и неистовствовать, как бесноватому.

Послушай Платона, который в апологии Сократа говорит так: «Прорицатели и гадатели говорят много и хорошо, но сами вовсе не знают того, что говорят». Послушай и другого поэта, который говорит то же самое: «Когда кто-нибудь разными обрядами и волхвованиями вводит в человека беса, тогда этот человек начинает прорицать и, прорицая, рвать и терзать себя, не будучи в состоянии сносить насилие беса, и таким образом может растерзать себя и погибнуть; подобным волхвователям он и говорил: «Развяжите же, смертный не может более сносить Царя Бога...»

Все это и тому подобное – ведь можно было бы сказать гораздо более – доказывает и принуждение, с каким бесы удерживаются и служат, и насилие, какое люди терпят, однажды предавшие себя им и лишающиеся в это время здравого смысла» (Творения св. Иоанна Златоуста, том X, стр. 287).

Когда Павел извлекает из памяти своих слушателей что-то отрицательное из прошлого, то делает он это обычно для того, чтобы подчеркнуть настоящее преимущество обновленной жизни во Христе: «Вы... некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Пет. 2:10); «И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Можно предположить, что вопрос пассивного водительства, связанного с идолопоклонством, для коринфских верующих так и остался открытым.

Читая далее это послание, мы в 14-й главе находим явление медиумизма среди коринфских верующих: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре толкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте непосвященный как скажет: «Аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1 Кор. 14:12–16).

В Коринфской церкви, согласно медиумической практике, разъединили дух и разум, но апостол Павел соединяет их воедино. Он предлагает говорящему молиться о даре истолкования, для того чтобы разум говорящего мог стать активным. Апостол побуждает одновременно использовать и дух, и разум, чтобы церковь получила назидание через получение понятной информации. Кроме того, помимо разума, апостол призывает активно использовать и волю: «И духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32).

Мы также наблюдаем переживание «близости с Богом» при полном нулевом информационном назидании.

«Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его – он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14:2–4).

Господь же назидает не через ощущения, а через полезную информацию. «Слова, которые говорю Я вам, – дух и жизнь» (Ин. 6:63). «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45).

Почти все духовные болезни в Коринфской церкви были связаны с языческим прошлым коринфских христиан. Не является исключением и незнакомый язык. Каждый древнегреческий город имел свое особо почитаемое божество – покровителя. Характер этого божества определял психологию жителей города. Коринфу же покровительствовали два божества: Афродита и Аполлон. Культ богини любви Афродиты был связан со священной проституцией. Около тысячи жриц любви предлагали себя на улицах Коринфа каждому, кто готов был заплатить деньги. Поэтому вся атмосфера города была пропитана сладострастием, и никто не считал сексуальную связь с блудницей чем-то греховным.

На психологию жителей Коринфа оказывал не меньшее влияние и культ Аполлона (Светоносного). В Коринфе находился богатый и довольно известный храм, посвященный этому божеству. По представлению древних греков, люди используют лишь 30% возможностей своего разума. Во время мистерии, посвященной единению с Аполлоном, человек приходил в состояние экстаза, в котором, как считали греки, открывалась дверь в подсознание. В этот момент проявлялись неиспользуемые возможности разума. Внешне же это выражалось в говорении на языке, которого никто не понимал. Греки считали, что, однажды пройдя во время экстаза в мир подсознания, в дальнейшем человек уже легко осуществляет этот переход.

Главное святилище Аполлону находилось в Дельфах. Дельфийский храм был разделен на три части. В «святое святых» храма могли войти лишь три посвященные жрицы – пифии – и сам дельфийский оракул. Они входили туда на коленях. Пифия взбиралась на высокий треножник, под ней зажигался фимиам. Дым обволакивал ее, она приходила в состояние экстаза и начинала говорить на незнакомом языке. Считалось, что в этот момент пифия входила в соприкосновение с божественным миром. Дельфийский оракул истолковывал незнакомый язык пифии и, выйдя из храма, возвещал волю богов. Жрецы Аполлона, находясьческую связь с дельфийским храмом. Имел связь с Дельфами и коринфский храм Аполлона, и в нем также происходили мистерии с экстатическим говорением на незнакомом языке. Для жителей Коринфа такое говорение было обычным делом. Поэтому незнакомый язык, проявившийся в Коринфской церкви, был связан с языческим прошлым коринфских верующих. Во втором веке явление медиумизма в христианстве возродил бывший жрец богини Кибелы Монтан. Он сравнивал человека с лирой, на струнах которой играет Дух Святой. Этим он подчеркивал пассивную роль человека. И сегодня мы можем слышать о людях, которые являются «проводниками Духа Святого». И вновь в этом термине заложено пассивное состояние человека.

В молодости я восхищался духовностью одного проповедника, который на вопрос: «Вы будете сегодня проповедовать?» – отвечал: «Я не знаю, как Господь меня поведет». Сегодня мои взгляды изменились. Опасно доверять церковную кафедру проповеднику-медиуму. Поскольку, согласно утверждению апостола Павла, «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32), а не наоборот.

В начале своего следования за Христом, начитавшись «духовных» книг, я решил практиковать время молитвенной тишины. Я склонялся на колени, молитвенно излагал Богу свои мысли, просьбы и вопросы, а потом, не вставая с колен, ждал, что же мне ответит Господь. В тот момент я старался ни о чем не думать, чтобы не мешать Богу. Я стремился сделать свой разум подобно чистому листу бумаги, на котором Господь должен написать Свой ответ.

В результате я никаких откровений не получал, но со мной стали происходить странные вещи. Возвращаюсь домой после работы, а в моей голове начинают прокручиваться все матерные слова, которые я слышал в течение дня. Я пытался прекратить поток этих мыслей, но кто-то навязчиво снова и снова вставлял в мою голову эту мерзкую запись. Так продолжалось несколько дней. Затем я со страхом стал обнаруживать затруднения в мышлении. С ужасом я осознал, что начинаю тупеть.

В это же время с моей волей также стало твориться что-то неладное. Опасаясь поступить своевольно или по плоти, я стал практиковать время ожидания и прислушивания, чтобы распознать, какие побуждения внутри меня произведет Господь. В результате я, обуреваемый всевозможными сомнениями, превратился в безвольную тряпку.

Я осознал, что теряю контроль над своей личностью. Кто-то явно владел моим разумом и моей волей, кто-то регулярно меня насиловал ненужными мыслями и желаниями. Кто так бесцеремонно врывался в мое сознание? Бог? Но Он не насильничает над Своими чадами. Это был почерк сатаны. И тогда я с Божьей помощью понял, что своею пассивностью создал условия для одержимости. Желая отдать Богу свой разум и свою волю, я фактически упражнялся в медиумизме. И дьявол не замедлил воспользоваться этим состоянием, чтобы установить контроль над некоторыми сферами моей души.

Наибольшая заповедь в Писании гласит: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим...» (Лк. 10:27). Бог желает, чтобы в общении с Ним были активно включены и наш разум, и наше сердце. Богу нужны не роботы, а соработники. Сатана же стремится превратить нас в безвольных марионеток.

Магия

Проникновение в христианство оккультизма связано не только с явлением медиумизма, но и с магией. Вместо того чтобы просить Господа очистить сердце, люди изобретают технологию воздействия на Бога. И поскольку мы христиане, то и воздействуем на Бога «по-христиански». Например, с помощью молитвы. Однажды я встретился с женщиной, которую научила одна православная монахиня лечиться с помощью молитв. Она рассказала, какую молитву от какой болезни надо произносить, а наибольший эффект будет, когда эти молитвы читаются в определенное время, например, в полнолуние. Таким образом, молитва вместо разговора с Богом превратилась в магическое заклинание. Подлинной молитвой мы представляем дело Богу, а не воздействуем на Него. А уж Бог Сам знает, как отвечать на нашу молитву. Мы не мо-жем Бога заставить что-либо сделать, мы должны только смиренно просить Его.

Целительство

Апостол Павел, говоря о дарах духовных, пишет: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, оказания помощи, управления, разные языки» (1Кор. 12:28). Из этого стиха мы видим, что есть дары, которые закреплены за конкретными личностями: апостолами, пророками, учителями. Далее следует перечень даров, не связанных с конкретной личностью: силы чудодейственные, дары исцеления. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания – тем же Духом; иному вера – тем же Духом; иному дары исцелений – тем же Духом» (1Кор. 12:8–9). Здесь упомянуты «дары исцелений», а не «дар исцеления». То есть одному человеку дается какое-то определенное количество исцелений. Дар предполагает постоянную способность исцелять. Дары исцелений не закреплены за какой-то конкретной личностью, они даны всей общине верующих. Сегодня они могут осуществиться через меня, завтра – через другого члена общины. Таким образом, в церкви есть дары исцеления, но нет целителей. Церкви даны дары исцеления, но не исцелители.

Об этом же говорит порядок исцеления, описанный апостолом Иаковом. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:14–16). Здесь не говорится, что нужно призвать пресвитеров, обладающих даром исцеления. Нужно позвать просто пресвитеров, потому что они представляют церковь, которой и даны дары исцеления. Когда кто-то начинает мнить себя христианским целителем и утверждает, что обладает даром исцеления, то, скорее всего, это экстрасенс, способности которого связаны с его оккультным прошлым. Подобные люди, как правило, чувствуют внутри себя целительную энергию и любят прикасаться к другим людям, передавая свое благословение. Но Дух Святой – это не некий энергетический источник, к которому мы можем подключиться и получить целительную энергию, а суверенная Личность. На каждое Божественное исцеление необходима Божественная санкция. Поэтому об апостолах написано: «Впрочем, они пробыли здесь немалое время, смело действуя в Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14:3). Когда же человек заявляет, что он имеет дар исцелять, то это говорит о том, что источником исцеления являются силы его души, но не Бог.

Исцеления тела, совершаемые по вере в Господа Иисуса Христа, в первую очередь связаны с покаянием и исцелением души. Своим благодатным изменением они простираются не только на временную жизнь, но, что главное, – на жизнь вечную. Совершаются они индивидуально, лицом к лицу, от сердца к сердцу, а не во время массового целительства. В Послании Иакова предложен порядок, согласно которому должно происходить исцеление по вере в нашего Господа.

Больной приглашает к себе в дом духовно зрелых и опытных служителей церкви, которые должны не просто произнести соответствующие молитвы, а прежде всего произвести духовное исследование и установить причину болезни. После того, как грех исповедан, совершается молитва и помазание елеем, как символ восстановления прерванной в результате греха связи с Христовой Церковью. Молитва веры передает дело больного Всемогущему Богу, за человеком же остается право в смирении и надежде ожидать ответ от Бога.

Сегодня наши улицы буквально пестрят объявлениями о проведении массовых исцелений. Но в этих исцелениях, когда с больными не проведено никакого духовного исследования, обнаруживается все то же горделивое стремление командовать Богом. Но «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Бог не нарушает принципов, которые Он же Сам установил. Поэтому исцеление, наступившее не по библейским принципам, является ложным и инсценируется бесовскими силами.

Движущая сила оккультной практики

Некоторые, наверное, скажут: «Но ведь эти методы действуют, они приносят положительные результаты». Да, действуют! А иначе и быть не может. Ведь если бы оккультизм не давал результатов, он давно бы сошел со сцены. Там, где происходит попытка командовать Богом, манипулировать Им, – в действие вступает иной «бог» – бог века сего, который пообещал возгордившимся людям, что они «будут, как боги». К сожалению, очень многие искренние люди, стремясь быстро достичь положительных результатов, сами того не подозревая, попадают в оккультную ловушку.

Причины проникновения оккультной практики в христианство

1. Оккультное прошлое.

Освящение христианина – это процесс. Каждый верующий в продолжение этого процесса проходит этапы, которые имеют определенные сроки. Многие верующие, войдя в церковь, так и не освободились от оккультного мышления.

2. Желание получения духовных результатов без затраты духовных усилий.

В Священном Писании есть слова: «Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши» (Иак. 5:7–8). Бог установил такие законы как в физическом мире, так и в духовном. Согласно им, нам нужно затратить усилия, терпение и старание, прежде чем мы получим какой-либо результат. Но зачастую нам хочется получить результаты немедленно, и это нетерпение заставляет нас пользоваться оккультными технологиями.

Давайте же «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1).

Архив