+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2002 г.

Я буду играть за сборную небесного Иерусалима

Вот бывает же так, что увидишь человека – и сразу возникает доброе расположение и чувство родства к нему. Спрашивается, почему, с какой стати?

Впервые я его увидел, когда он забил свой первый гол в чемпионате Германии. Рванув футболку вверх, он демонстративно перед объективами телекамер засвидетельствовал миллионной аудитории у телеэкранов о своих убеждениях. На майке черным по белому было написано: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Значит, христианин! В западной христианской прессе можно довольно часто прочесть то об одной, то о другой известной личности, что они христиане. Из всех спортсменов мне запомнились своим личным свидетельством только два: Жорджинио – о нем мы писали в № 1 за 1992 год, и Винтон Руфер, игрок бременского «Вердера», который во время прямой трансляции «Спортивной студии» на всю страну сказал: «...Начинается евангелизационная программа с Билли Грэмом. Не упустите ваш шанс». Жорджинио дарил всем капитанам команд-соперников Библии, и недавно в книге «Kraft zum Leben» («Сила к жизни») я прочел свидетельство бывшего вратаря сборной ГДР о том, как он через его свидетельство пришел к Богу.

С подобным христианином хочется познакомить и наших читателей. В общении с нами, дома за обеденным столом и в стенах миссии, он оказался простым и скромным, без «звездных» заморочек, и как-то быстро расположил к себе.

Позже из светской прессы стало известно, как не просто ему приходится в «холодной» во всех отношениях Германии, что его семья вернулась в Бразилию, а он после рождественских каникул снова вернулся в Штутгарт, чтобы выполнить свой контракт и сдержать слово, данное клубу.

– Адемар, ты известен как профессиональный футболист штутгартской футбольной команды. Откуда ты родом? Сколько тебе лет и как ты попал в Штутгарт?

– Мне 29 лет. Родился и вырос я в Татуи, в провинции Сан-Паулу, в Бразилии. А в Штутгарт я попал по... пророчеству. Да, да! Я играл в команде, завоевавшей второе место в чемпионате Бразилии, и был на первом месте по числу забитых голов. Я молился о том, чтобы Бог мне указал, куда мне идти. Поступали различные предложения. После одного из богослужений ко мне подошел один проповедник и говорит: «Ты будешь играть за границей». Среди прочих предложений было даже одно из Алматы. Я думал, что это Россия, и решил посмотреть, как там обстоят дела. Но когда я получил визу и увидел, что это не Россия, а другая страна – Казахстан, то передумал туда ехать. Но я выбрал страну, где, по библейскому выражению, «течет молоко и мед». И молоко, и мед здесь действительно текут. Однако, как написано в Библии, здесь и великаны живут. В этом я убедился сразу же – во время моей первой игры. Я же ростом всего 1,68 метра.

– Ты сегодня в гостях у миссии «Свет на Востоке», потому что ты христианин. Расскажи, как ты уверовал в Бога?

– Мне было 22 года, и я уже был профессиональным футболистом. В футбольный клуб, где я в то время играл, приходил один брат, в прошлом тоже профессиональный футболист, который постоянно предлагал мне что-нибудь почитать из Библии и проповедовал мне. Я очень сердился и насмехался над ним. Он мне Библию, а я ему – порножурнал. Говорю: «Здесь то, что человеку нужно!» А он в ответ: «Нет, здесь нечто гораздо лучшее». И с Библией ко мне... Даже когда я под утро приходил домой в гостиницу, подпитый, накуренный, он мной не гнушался. Однажды, когда мне было очень тяжело, он подарил мне кассету с проповедью и песнями. Она была мне большим утешением. Я смягчился по отношению к нему. Прошло время, друга моего уже не было с нами, и я решил посетить христианскую церковь. Впервые в жизни я переступил порог церкви. На футболке у меня была надпись: «Иисус – № 1 в моей жизни». После богослужения ко мне подошел пастор и спросил: «Действительно ли это так? Действительно ли Иисус занимает первое место в твоей жизни?» Я молчал очень долго. Я долго думал, во мне происходила духовная борьба. Потом сказал: «Да!» Но сказал я это не пастору, а Самому Иисусу Христу. Это было моим решением. Слово это стало самым важным в моей жизни.

– В Бразилии футбол, как известно, в большом почете. Много ли в Бразилии христиан, профессионально занимающихся футболом?

– В Бразилии есть объединение «Атлеты для Христа». Есть много истинных христиан, но есть и такие, которые только футболки с надписями христианскими носят. Называться христианином и футболку носить – это еще не вера. Она гораздо глубже, под футболкой.

– Но если бы не было футболки на тебе, мы бы не узнали, что ты христианин, и не пригласили бы тебя к нам в миссию, чтобы познакомить с тобой наших читателей. Во время игры, когда ты забил свой первый гол в Германии, ты на глазах тысяч болельщиков на стадионе приподнял футболку, под которой были видны слова из Послания к филиппийцам (4:13): «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

– Это верно, свидетельство тоже важно, но гораздо важнее жизнь со Христом. В основном составе нашего бразильского клуба было семь верующих игроков, а в юношеских командах – около двадцати. В Бразилии много верующих футболистов.

– Чем это объяснить?

– Верующим человек становится или от любви, или от страданий. Травмированные футболисты очень одиноки. Они очень отзывчивы на искреннюю любовь и внимание. А миссионеров, проповедующих футболистам, в Бразилии тоже много. Это тоже популярно, как и футбол. На футболистов-христиан и пресса у нас обращает больше внимания. Не то чтобы было популярно быть христианином, но журналисты всегда ищут чего-нибудь особенного в биографии футболиста, чем бы он отличался от основной массы.

– Многие спортсмены участвуют в разных социальных или гуманитарных проектах. У тебя тоже есть какой-то проект, близкий твоему сердцу?

– Я со своей семьей участвую в организации и создании детского дома-интерната. Мы принимаем детей-сирот, детей с улицы, детей, у которых родители сидят в тюрьме, или детей из семей, родителей которых лишили родительских прав. Но организовать детский дом – это только половина дела. Эти дети нуждаются не только в крове и питании, образовании и медицинском уходе. Они нуждаются в любви. Мы стараемся познакомить их со Христом, показывая Его нашей жизнью и нашим отношением к ним. Например, один из дней рождения нашего сына мы праздновали в детдоме. Я часто вспоминаю притчу о званых на брачный пир. Бог приглашает нищих, увечных, изгоев общества. Так хочу и я поступать.

– Футбол – самое важное в твоей жизни?

– Нет. Для меня самое главное – Бог! В моей жизни приоритеты расставлены ясно и определенно. Сначала Бог, потом семья, а потом работа. Если этот порядок нарушить, то рушится вся жизнь. Бог никогда не может занимать второго места.

– Как христианин ты наверняка выделяешься среди других футболистов, не так ли? Каким образом ты свидетельствуешь о Христе товарищам по команде, журналистам, болельщикам?

– Это очень даже просто. Быть. Быть христианином. Я стараюсь установить со всеми дружеские отношения. Дружба очень важна. Свидетельство жизнью на тренировках, во время игры на поле. Важен выбор проведения свободного времени. Возможностей много. И потом у меня еще есть футболки с надписями, например: «Бог верен!» А когда спросят, то и словом свидетельствую. Но пока у меня с языком довольно большая проблема, и говорить приходится немного. Недавно один из членов нашей штутгартской команды попросил меня поговорить с ним. У него были большие проблемы во взаимоотношениях с женой. Наверное, они увидели наши отношения и решили поговорить с нами. Мы пошли к ним в гости. Много мы не смогли сказать, но я знаю, что отношения у них наладились. Я молюсь за них каждый вечер. Между прочим, он мой прямой конкурент на поле. Это очень даже не простая заповедь, которую оставил нам Христос, – любить врагов и молиться за обижающих нас.

– У тебя контракт со штутгартской футбольной командой. Мне известно, что раньше ты играл в бразильской команде, ставшей в 2000 году вице-чемпионом страны. И ты был «бомбардиром года», ты забил больше голов, чем, например, Ромарио. В штутгартской команде при новом тренере ты зачастую сидишь на скамейке запасных и выходишь в основном только на замену. Ты не разочарован этим? Как ты с этим справляешься?

– Я подписал контракт, потому что Бог меня сюда послал. Я в Его распоряжении. Если Он считает, что для меня полезно быть резервным игроком, то я принимаю это из Его руки, а не сержусь на тренера или на моего конкурента. Я знаю, что это воля Бога. Конечно, меня это огорчает, но я знаю, что это Бог ищет со мной общения, это Его план для меня. Футбол – не самое главное. Главное – быть с Богом и находиться под Его водительством. Это самая высокая честь, которая может быть оказана человеку.

– Есть ли еще христиане в штутгартской футбольной команде? Как христиане общаются между собой?

– Есть. Это Марсель Бордо, Ре Маркис, Карпи... Мы посещаем церковь в Штутгарте, где богослужения проходят на португальском языке. Мы часто вместе молимся. Однажды мы, как всегда перед матчем, стали с верующими на колени в раздевалке и молились. Вдруг зашел один русский, тоже игрок нашего клуба. Он очень удивился и спросил: «Что это вы делали?» Мы сказали: «Молились». А он: «Помолитесь, пожалуйста, и за меня». Что мы, конечно, с радостью сделали. Между прочим, в этой игре он очень хорошо играл и даже гол забил. Такие переживания не остаются без следа. У нас с ним сложились очень хорошие отношения.

– А как, с твоей точки зрения, живут профессиональные футболисты? В чем заключается смысл жизни профессионального футболиста?

– Жизнь футболиста очень даже не простая. Очень много стресса. По воскресеньям зачастую вместо общения с семьей – где-то в гостинице. Люди приходят посмотреть на нашу игру, как на шоу. И мы знаем, что Бог дал нам этот талант, чтобы мы его использовали. Но и игроки, как и все люди, в принципе ищут внутреннего успокоения. Не все его находят. Зачастую не знают, где искать, или осознанно ищут в славе, деньгах, удовольствиях. А мечта любого футболиста – играть в национальной сборной. Я бы тоже с радостью, но я реалист. Однако знаю, если Бог захочет, чтобы я играл за сборную Бразилии, то так и будет. Но я еще одно знаю (смеется): мы, верующие, будем играть за сборную небесного Иерусалима.

– Футбол стал для многих заменителем религии. Матчи, первенства, игроки – жрецы этой «религии», гимны... Все это носит явный отпечаток религиозных действий. Как ты как христианин относишься ко всему этому, находясь в самом центре действа?

– На поле можно выходить для поклонения мячу или Богу. Граница в сердце проходит. С футболом у многих игроков связаны различные нелепые суеверия: с правой ноги на поле вступать; в нестиранных гетрах играть или еще какая-нибудь нелепость. Это прекрасно – осознавать, что где бы ты ни был, что бы ты ни делал, ты служишь Богу, ты в общении с Самим Создателем!

– Чем ты думаешь заниматься после того, как твоя карьера профессионального футболиста закончится?

– В этой связи мне вспоминается один случай. Пастор одной из церквей вышел на пенсию. Он решил, что будет теперь сидеть у камина, читать книги, ходить на рыбалку. В общем, отдыхать. Но Господь не дал ему покоя: «Слушай, у тебя сейчас так много свободного времени. Ты можешь посещать тех, на кого у тебя раньше не хватало времени, побеседовать с теми, которые так давно ждали возможности поговорить с тобой, но ты всегда был занят». И за время, проведенное пастором на пенсии, он больше людей привел ко Христу, чем за все годы своего пасторства.

Я хочу продолжать делать то, что в моей жизни является самым важным: я хочу говорить другим о Христе. Я уже сейчас радуюсь этому времени.

– У тебя есть семья. Как ей живется?

– У меня жена и двое детей. Мою жену зовут Алина. Cыну Кейнану четыре с половиной года, а дочери Айеске шесть лет. Они сейчас в Бразилии. Мы очень счастливая семья. У меня есть отец, мать, двое братьев и две сестры.

Семья от Бога. Он Сам вначале сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Бог, наверное, знал, что если оставить Адама одного, то он много глупостей наделает (смеется).

– Наконец, вопрос, который никак или мало связан с футболом. Как ты оцениваешь время, в которое мы живем?

– Это как первые схватки при родах. При родах нового мира. Мы стоим на грани событий, описанных в Апокалипсисе.

– Благодарим тебя за беседу. Нам было очень приятно с тобой познакомиться. Успехов тебе. Мы рады возможности познакомить с тобой и наших читателей.

С футболистом из Бразилии Ферейра де Камаро Нето Адемаром, игроком футбольного клуба Штутгарта, беседовали пастор Пауло Ратлеф, сын миссионера в Бразилии, и Вальдемар Цорн.

Архив