+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2002 г.

Я не стыжусь благовествования Христова

Вальдемар Цорн

«Молитесь о моем сыне. Он готовился стать миссионером, а королева предложила ему стать послом в Бирме, и он согласился. Он так низко пал. Пожалуйста, молитесь о моем сыне», – из письма Хадсона Тэйлора своим друзьям.

Нет в мире более высокого служения, чем служение самому высокому: Христу и Его Евангелию.

Апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину. В нем открывается правда (т. е. праведность) Божия от веры в веру, как написано (Авв. 2:4): „Праведный верою жив будет“» (Рим. 1:16–17).

Три фундаментальные истины заключаются в этих двух стихах:

  1. Спасение дается всем людям только по вере.
  2. Спасение верующего универсально: оно предусмотрено не только для иудеев, хотя для них в первую очередь, но и для язычников.
  3. Праведность, дающая нам право на общение с Богом, не заслуживается, а вменяется каждому верующему.

Вокруг этих двух стихов Священного Писания на протяжении всей истории церкви не прекращались споры и прения, разделения и отлучения: от Блаженного Августина до Фомы Аквинского и от Фомы Аквинского до наших дней. Именно эти стихи послужили началу Реформации: их Мартин Лютер взял в основу своей проповеди о спасении. И эта проповедь изменила лицо Европы, и не только Европы.

Но вернемся к автору Послания к римлянам. Апостол Павел пишет христианам Рима: «Я не стыжусь благовествования Христова».

Что значили слова «не стыжусь» на иврите – языке, на котором Павел думал, говоря о Законе и цитируя Библию? Они значат на иврите: «не останется во мне бессильным». Евангелие для самого автора, апостола Павла, не осталось бессильным, оно явило в нем свою силу.

Почему ему нужно было бы стыдиться? Что было в его проповеди зазорного или даже позорного, с точки зрения учений его времени?

Может быть, апостол Павел, проповедуя в провинции, был смел, а столица мира его смущала? Что противостояло ему, если он заявляет себе и всему миру: «Я не стыжусь...»?

Против всего мира

Власти и могуществу, блеску и славе противостоял полуслепой, нищий, избитый, в шрамах, бродячий проповедник, говоривший, что он стал сором для мира.

Мудрецам и философам, на которых до сих пор ссылаются люди, противостоял проповедник с вестью, которая так радикально отличалась от всего, чему учили в его время, что его почитали безумным. Всему миру противостояла весть: Богу угодно спасти нас юродством проповеди о кресте (представляете себе позор!) и о Христе распятом.

Нет! Не различным путям к человеческому счастью противопоставляет апостол свою весть – Евангелие Христово. Люди в какой-то мере и какое-то время могут быть счастливы и без Иисуса. Убедить людей в том, что Евангелие даст им больше счастья, трудно. И не о решении жизненных проблем проповедовал апостол. Евангелие не говорит о том, как нам справиться с той или иной проблемой. На этом пути Павел, да и мы, проповедники Евангелия, оказались бы в соперничестве с различными учениями и философиями, религиозными взглядами и системами, которые так или иначе помогают человеку справиться с его проблемами. Если мы будем об этом проповедовать, то Евангелие лишится своей исключительной направленности: проповеди о единственной возможности примириться с Богом и быть спасенным. Если человек стоит на крыше многоэтажного дома, который охвачен пламенем пожара, то он не думает о том, что такое счастье, не ищет пути разрешения бесчисленных житейских проблем. У него одно стремление – спастись. Он думает только об одном: прилетит вертолет спасателей или нет. Евангелие говорит о страшном суде над неуверовавшими и об единственной возможности избежать вечного осуждения и страшной вечной участи. Люди ждут чего-то, что имеет силу и власть их спасти!

Сила Евангелия

И об этом вышеприведенные слова апостола Павла. Поэтому он не стыдится благовествования (Евангелия) Христова: ибо оно сила Божия ко спасению. В этом одном стихе, объясняющем, почему апостол не стыдится Евангелия, – бездна богатства откровения Божьего. Тысячи книг, монографий, проповедей и докладов написаны об этом 17-м стихе первой главы Послания римлянам.

Но Евангелие – не учение о спасении через оправдание верой. Евангелие – само спасение. Как и человеку на крыше горящего дома нет пользы от Правил по технике безопасности, какими бы правильными они ни были, так и человеку, ищущему спасения, нет пользы от написанного на бумаге. Слово «СОТЕРИЯ» – «спасение, избавление» – в те времена и у язычников носило эсхатологический смысл.

А Евангелие очень просто: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешений их» и «в нем открывается правда (праведность) Божия от веры в веру, как написано: „Праведный верою жив будет“».

Евангелие Христово, пишет апостол Павел, СИЛА ко спасению всякому верующему. С философами он не спорит и не соревнуется, его призвание – проповедь Евангелия. Ведь только в нем сила – и ни в каком учении, ни в какой философии, ни в какой религии.

Может быть, здесь уместно сказать о том, что производит Евангелие в человеке. Цитирую всеми уважаемого «короля» проповедников Чарлза Сперджена.

  • Если Слово Божие возродит человека к новой жизни, то оно освободит его от отчаяния, но не отнимет у него раскаяния.
  • Истинное рождение свыше дает человеку прощение, но не делает его гордым.
  • Истинное рождение свыше дает человеку уверенность в спасении, но не лишает его бдительности.
  • Истинное рождение свыше дает человеку силу и святость, но ни в коем случае не позволяет ему хвалиться этими качествами.
  • Истинное рождение свыше вносит гармоничный порядок во все обязанности христианской жизни; оно сохраняет баланс между всеми обязанностями, чувствами, надеждами и радостями.
  • Истинно возрожденный человек живет только для Бога. Он делает все во славу Божию – ест ли, пьет ли или делает что-либо другое. Истинно возрожденный человек живет перед Богом. Ему хочется и доставляет радость быть всегда перед лицом Божиим. И такой человек учится жить с Богом. Он с радостью общается с Ним, подобно тому, как человек беседует со своим другом.

Человек успокоится в сердце своем и «войдет в покой Его» только тогда, когда на себе испытает спасающую силу Евангелия Христова. Никакие доказательства креационизма, Библии и науки о существовании Бога не отвечают потребности души во спасении, и ничто в этом мире не имеет спасающей силы, кроме Евангелия Христова.

Соблазны философии

Под давлением атеистической философии и мы поддавались соблазну искать доказательства, логику. Распространялись записи какого-то мифического академика Белецкого, приводившего мнимые доказательства верности Библии и существования Бога, поддавались искушению такому же, как в средние века католическое богословие, которое пыталось примирить философию Аристотеля с теологией, да и реформатское от этого искушения не освободилось. Как я рад был читать «Пять доказательств существования Бога» Фомы Аквинского! Но странно: никогда, на протяжении многих лет живя под атеистической диктатурой, я не смог провести ни одной публичной беседы на основе его философских выводов. И нет ничего удивительного в том, что его работа была опубликована в издательстве, выпускающем и атеистическую литературу. По-видимому, атеисты не видели большой опасности в этих доказательствах.

Все учения исходят из того, что человеку, который в себе самом, в духе своем, добр, нужно преодолеть свою греховную плоть и приблизиться к Богу. Но человеку это не под силу, и к Богу он приблизиться не может. Человек получает оправдание через искупительную смерть Иисуса Христа, в которую он поверил.

Бог вменяет верующему Свою праведность. Об этом и проповедует апостол Павел. В этом сила Евангелия Христова, пишет он. Эта весть под действием Святого Духа преображает сердца людей так, как об этом говорил Сперджен. Под действием Евангелия Христова люди рождаются заново для вечной жизни, спасаясь от этого погибающего мира.

Согласно легенде, императрица Елена отправилась в Святую землю искать крест, на котором был распят наш Господь. Ее слуги перекопали все свалки в Иерусалиме и нашли три креста. Но как узнать, который из них тот, на котором был распят Иисус Христос? Положили эти кресты и принесли нескольких умерших. Положили их на один и на другой крест, но ничего с ними не произошло. Но как только один из трупов был положен на крест Иисуса, мертвый тотчас воскрес. Для всех присутствующих этот факт стал самым весомым свидетельством того, что это крест нашего Господа. Естественно, это только легенда. Но действительно, самым важным свидетельством реальности христианства является дающая жизнь и преображающая сила благовествования креста Христова.

Поэтому апостол его не стыдился, и потому мы его не стыдимся и стали его проповедниками.

Опасность подмены Евангелия

Есть некоторые опасности, я бы даже сказал, не очень заметные, Евангелия устыдиться. Устыдиться того, что оно такое простое, что оно противоречит всякой логике, что оно исключает всякую заслугу человека в спасении, что оно не отвечает на все проблемы человека и не решает его сиюминутных нужд.

Результатом такого стыда за Евангелие может быть:

Евангелие благополучия. Несколько мыслей из новогодней проповеди одного из самых популярных современных проповедников. «Верь в доброе в тебе, освободи свое ego... Страдать? Нет! Все могут быть здоровы, богаты и счастливы... Человек создан для того, чтобы быть счастливым». Это не что иное, как язычество во всей своей «красе». Все мы видели плакаты «Служение исцеления! Долой костыли! Сегодня в городе всемирно известный... Вы будете свидетелями чудес Божиих...» И люди в колясках, разочарованные в Евангелии (преподанном им в искаженном виде) и Боге, от имени Которого благовествовали проповедники, понуренные, покидают стадионы и залы, не получив того, в чем они так нуждались, – спасающей силы Евангелия Христова.

Евангелие силы. Пауэревангелизм. Со всей его системой иерархии демонов и на грани оккультного участия в «духовной борьбе». Кто не читал книги Франка Пэретти? Не удивлюсь, если следующей волной пойдет личное душепопечительство и многочисленное распутывание в умах и сердцах людей, запутавшихся в связываниях и развязываниях региональных, городских и других демонов. Слишком велико напряжение между претензией и реальностью, между ожидаемым и действительным.

И я исповедую, что духовный мир реален. Но исповедую победу Христа на кресте над всеми силами ада и смерти, да и над самим сатаной: Евангелие – Благая весть победы. Наше служение – проповедь этой совершенной и совершённой Христом победы, не без того, чтобы помочь оккультно-обремененным получить освобождение там, где они добровольно вступили в непосредственные отношения с сатаной и его слугами.

Вера в методы. «Нет успеха? – говорят многие. – Значит, у вас не те методы. При правильном методе и правильной стратегии все ваше служение преобразится».

Я лично слышал доклад, на котором представлялась прекрасная стратегия, как в течение нескольких лет количество церквей можно удесятерить: если применить правильную стратегию. Цитирую: «Правильная стратегия работает даже независимо от человека». Поражаюсь такому язычеству в евангельском движении. У Евангелия Христова, оказывается, нет больше этой преобразующей силы! Нужна только правильная стратегия. И множество предложений: четыре закона или два вопроса, «клеточный» рост церкви или культурное отождествление. Я не против методов вообще и стратегии как таковой, я против замены формой содержания, подмены Евангелия Христова действиями и учениями человеческими.

«Так просто? Нет! – говорят другие. – А где ответственность человека, а где дела? Это слишком дешевая благодать! Любовь выражается в исполнении заповедей. И чем они строже, тем лучше: тем меньше опасность потерять...» Что? Расположение Бога? Его верность, Его благодать? Им кажется, что в самом Евангелии Христовом недостаточно преображающей жизнь верующего силы, и они начинают связывать «бремена неудобоносимые».

Но противопоставлять дела вере противно Евангелию. Это то же самое, что противопоставлять ветви корням. «Вера, действующая любовью», – это норма. Не ветки несут корень, а корень – все дерево. От него сила и жизнь. И даже пень, если корень его жив, дает на удивление нам ростки. Не подменить силы благодати, действующей в верующем могущественно, никаким законничеством. Нет ничего могущественней Евангелия и его преображающей силы.

Все попытки подменить Евангелие в проповеди, служении, устройстве церкви приводят к самым плачевным результатам. Там, где Евангелию не дается свобода, не может действовать Святой Дух. Там, где в угоду человеку благовествование «дополняется» обещаниями благополучия и здоровья или удовлетворением жажды чудес, там, где Евангелия стыдятся и «дополняют» его человеческим законотворчеством или вторгаются в то, чего не понимают, оперируя в духовном мире, как будто Бог стал бессилен, перестал быть суверенным Богом и ничего не может больше без помощи своих агентов на земле, там вместо Евангелия – учение, вместо проповедников – пропагандисты, вместо общения с Богом – религиозный спектакль.

Сперджен как-то рассказывал о своем друге, который, проповедуя о кресте Христовом и обо всем, что с ним связано, во время проповеди вдруг осознал всю глубину и силу Евангелия. И тут же стиль его проповеди изменился: он вдруг осознал самое важное, что есть в мире, что Бог сделал для спасения людей. И присутствующие это заметили. Один из них, методист, вдруг громко воскликнул: «Он возродился!» И проповедник засвидетельствовал о том, что сделало с ним Евангелие Христово прямо во время его собственной проповеди. Я уверен, что многие честные религиозные люди нуждаются в принятии Евангелия Христова и его силы.

Иисус не постыдился меня, потому и я не стыжусь благовествования Христова! Он, сотворивший мир, Он, Который в Своей руке держит всю власть на небе и на земле, не постыдился вменить мне Свою праведность, назвать меня по имени моему и сказать мне: ты Мой! Он телом Своим разорвал завесу в небесном храме и ввел меня в общение с Богом, Он сделал меня причастником Божеского естества, Он дал мне жизнь вечную. Как могу я стыдиться всего того, что Он Один сделал для спасения всего рода человеческого?! АМИНЬ.

Вальдемар Цорн

Архив