Вера и Жизнь 5, 2002 г.
- Слово редактора
- Преображающая сила Евангелия
- Письмо с вопросом
- Я не стыжусь благовествования Христова
- Жизнь с Богом
- Жизнь по вере
- Заповедь с обетованием
- Измученные
- Поэтическая страничка
- Я есмь путь...
- Мне отмщение, я воздам
- Христианство и другие религии
- Помни, не забудь
- Что могу сделать я?
- Письма читателей
Жизнь по вере
Вальдемар Цорн
– Иван Иванович, ты учишься в богословской академии, пастор церкви, основатель целого ряда церквей. Твое богословское понимание законничества и силы благодати?
– Легализм (законничество) – это древний внутренний враг церкви, скрывающийся под маской духовности и святости. Это своего рода обольщение плотского ума – противопоставление себя посредством правил и постановлений силе благодати Божией. Корни его можно увидеть еще в ранней церкви в лице иудействующего христианства (Деян.15:10). Легализм ведет разрушительную работу на протяжении всей истории церкви.
Ратующие за «особую святость» основываются на букве закона, прилагают к ней свою интерпретацию, и в их руках она становится оружием для уничтожения всякой жизни по благодати во Христе. Сам по себе закон добр и духовен, но подобно тому как грех берет повод от закона и приносит смерть, так и легалисты используют букву закона, а не его духовную сторону и этим умерщвляют возрожденный дух (Рим. 7:6,11–12).
Легализм – определенная философия церковной жизни, которая не содержит в себе глубоких доктринальных аргументов, но состоит из хитросплетений человеческих заповедей. Когда трон благодати Божией в церкви заменяется троном осуждения (закон несет в себе осуждение), атмосфера меняется: вместо веры, надежды, любви и радости легализм производит, подкармливая старую природу, гордость, лицемерие, самоправедность, дух осуждения и подозрительность. Радость переходит в беспокойство. Мир – в напряжение. Свобода – в рабство. Такое общество, считая себя особо святым, закрыто для других. Как правило, оно растет не за счет спасаемых из мира, а, если и есть какой-то прирост, за счет приезжих или за счет собственных детей. Разделения в таких церквах – не редкость.
– Как ты на собственном опыте убедился в преобразующей силе Евангелия? Одно дело – что-то утверждать с точки зрения учения, другое – практическая жизнь...
– Мой путь к познанию Божией благодати был долгим и мучительным. Всю свою сознательную жизнь я был номинальным христианином. В семнадцать лет покаялся на одном из собраний в баптистской церкви. Покаяние мое было без должного сокрушения перед Богом, за что я поплатился тремя с половиной годами духовной борьбы с сомнением и неверием. Я пытался исполнять Божии заповеди своими силами, но, истощившись, упал пред Богом и сказал: «Это невозможно, это не жизнь, и если это то христианство, которое обещает блаженство и счастье, а на самом деле порабощает человека и доводит его до отчаяния, то оно мне не нужно. Я хочу видеть реальное присутствие Божией силы, направленной внутрь меня для разрешения в первую очередь моих внутренних проблем, моего душевного дискомфорта».
Бог проявил милость, после того как я просто сказал: «Я уже не могу, если Ты можешь и хочешь для меня что-то сделать, то сделай». В один миг все изменилось. Я пережил сошествие Божией благодати в изобилии. Все во мне поменялось: страшное напряжение и теснота сменились простором. Сомнение куда-то исчезло. Годами я пытался бороться с ним, соскабливая с себя одно за другим, но оно накапливалось все больше в моей душе. Вожделенная вера снизошла, как поток прохладной воды на иссохшую землю. Я нисколько не преувеличиваю, даже скорее умаляю и делаю очень блеклым то, что сделала со мной преобразующая сила Евангелия. Начался новый этап в моей жизни – жизни по вере.
Следующий вопрос, который встал передо мной: «Смогу ли я передать другим то, что сам получил?». До этого, в силу своего характера, я любил спорить с атеистами. Но после очередных «побед» я стал задумываться: дискуссии их не изменяли, они оставались теми же. Меня не оставлял вопрос: «Может ли Божия благодать действовать через меня, через мои проповеди, свидетельства, беседы? Могу ли я быть сосудом, который Бог может употребить для спасения других измученных душ? Вновь борьба, эксперименты, пост. Вновь молитва: «Господи, я хочу этого не для себя, но для других и для Твоей славы». И наконец первая душа, сокрушенная через сошествие Божией благодати. Первые слезы радости о спасении того, кого искренне любишь, – и ты передаешь ему то, что имеешь, раздаешь, не оставляя ничего, зная, что получишь больше из неиссякаемого источника. Старшая сестра покаялась после беседы у нас дома, а мне все еще не верилось, что вот так просто все может произойти (тогда я только начинал свою душепопечительскую деятельность). Потом Господь повел дальше. Мне было интересно: может ли Бог употребить меня для большего дела – для созидания церкви в обществе, где не хотят слушать о Боге (я жил тогда в бывшем Советском Союзе)? Божия благодать содействовала моему миссионерскому служению, результатом которого было зарождение церкви в Одесской области, в Украине, потом других церквей в этом же регионе.
Новый этап в познании силы Божией благодати наступил тогда, когда нужно было уезжать в Болгарию и оставить вместо себя в церкви молодых служителей. Передал церковь и служение благовестия братьям, которые всего полтора года перед этим приняли крещение. Единственное, что давало мне спокойствие, это уверенность, что Бог вновь покажет силу Евангелия, возьмет за руки этих прекрасных, горячо любящих Господа братьев и, изливая Свою благодать, научит их, поддержит и поможет. Так и произошло. И последнее: сила Евангелия – единственная сила, побеждающая все силы зла.
– В чем выражается разница между жизнью верующих, осознающих свое положение во Христе, и христиан, этого не осознающих?
– Жизнь этих двух групп верующих – полная противоположность. Сознающие свое положение во Христе сознают и возможности, которые они реально имеют, и пользуются ими как истинные дети и реальные наследники Царства Божьего, которое существует не только на небесах, но и внутри нас. Это Царство развивается по законам Небесного Царя, Который содействует знакомству с ними посредством чтения Слова и полезной здравой литературы и слушания проповедей. Об этом Павел говорит: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Измученный борьбой со старой природой, Павел задавал вопрос: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим. 7:24). Бог открыл ему закон духа жизни, и его послания пронизаны желанием показать свободу во Христе, которая приобретается благодаря познанию закона духа жизни и делает христианскую жизнь полноценной. Именно о ней Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10:10).
Только вкусивших эту жизнь не смогут отлучить от любви Божией ни смерть и ни ад (Рим. 8:38–39). Несознающие свое положение во Христе живут надеждой, что завтра будет лучше, но сегодня они ничего не могут изменить ни в своей личной жизни, ни в жизни окружающих.
– В Болгарии церкви в основном немногочисленные. Чем это вызвано?
– Для меня этот вопрос все еще остается открытым, я продолжаю его исследовать. Надеюсь, что смогу ответить тогда, когда мы сами, молодые церкви, достигнем видимых результатов. Приобретенный на Украине опыт не совсем «срабатывает». Приходится искать новые методы работы. На первый взгляд, нет ничего особенного в этом балканском народе, на самом же деле он очень специфичен, и это можно понять, только столкнувшись с реальностью. Приведу пример. В Бургасе в прошлом году крестил человека, который посещал нашу церковь семь лет, – он был одним из первых. Семь лет постоянно присутствовал на служениях, а покаялся только в прошлом году, и то после явного Божиего вмешательства: после молитвы с помазанием елеем Бог исцелил его маленького внука, заболевшего менингитом. Это оказалось последней каплей, и он сделал шаг для посвящения себя Богу. Немало миссионеров за последние полтора века высказывали свое недоумение по поводу разницы между ожиданиями и реальными результатами от их миссионерского труда. И все-таки я очень рад, что последние два года Бог изливает свою благодать для пробуждения среди моего народа.
– Тебе приходится много помогать людям, обремененным оккультным прошлым. В чем выражается суть твоей душепопечительской работы с такими людьми?
– Около пятнадцати лет работаю в этом направлении. Созидание новых церквей в различных местах сопровождается столкновением с проблемами такого рода.
Суть моей душепопечительской работы заключается в освобождении душ от оккультной зависимости посредством их веры во власть Христа, которая и сегодня действует, если мы научимся пользоваться ею. Это непростой и нелегкий процесс, имеющий определенную последовательность (Лк. 4:18). Все начинается с благовестия (Деян. 26:16–18).
Вначале я проводил очень много времени в разъяснительных беседах с каждым нуждающимся в освобождении, но несколько лет назад были изданы две книги, которые сейчас служат разъяснительным материалом. Это «Пост, который я избрал» и свидетельство одной сестры, которая была освобождена Богом при непосредственном участии нескольких братьев из нашей церкви. Называется она «Цена, которую я заплатила». Эти две книги помогают человеку увидеть свое положение и путь к освобождению. Неясные вопросы обычно обсуждаем в беседе. Еще одна книга готовится к изданию. По предложению некоторых служителей, она введена в Интернет-страницу с целью получения отзывов и вопросов, которые помогут выяснить слабые, недостаточно хорошо раскрытые места. Все эти книги имеют целью помочь зависимым людям осознать свободу, которую дарит им Христос. Адрес Интернет-страницы: http://www.vefil.com/book/index.html .
– Не все пасторы осознают необходимость такого служения в церквах, говорят, что с покаянием все приходит в порядок...
– Доктрины церкви не были даны первым христианам в готовом виде. Они формировались на протяжении веков, и в процессе их формирования было немало споров. Иногда при общем согласии в основе своей в доктринах продолжало существовать несогласие в их элементах. Пример тому – доктрина о Божием триединстве. Вопрос: от Отца ли исходит Святой Дух или от Отца и Сына? – разделил на века церковь на Западную и Восточную.
Два великих реформатора М. Лютер и У. Цвингли не смогли прийти к согласию по вопросу: чем все-таки являются хлеб и вино после молитвы благословения при хлебопреломлении – Христовым телом и кровью или символами. В результате мы имеем две доктрины, не уступающие одна другой. Спор достиг такого накала, что они разделились, не воспользовавшись, к сожалению, крылатой фразой своего учителя Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Некоторые церкви наших дней сделали доктрину о покаянии панацеей от всех болезней. Никто не пытается умалить важность необходимости примирения грешника с Богом, но хочу задать вопрос: «До чего дошли церкви, проповедующие только покаяние?» К сожалению, не все у нас в порядке в отношении правильного и глубокого проповедования доктрины о рождении свыше. Во всех ли церквах сегодня проповедуется доктрина о сораспятии, которая является истиной, ведущей к победе над ветхим Адамом и приобретению реальной свободы во Христе? Подобно тому как невозможно через одно только покаяние достигнуть победы над собственным «я» (потому что всю жизнь придется только и делать, что каяться), так и невозможно через сораспятие освободиться от духов злобы поднебесных. Поэтому Слово Божие говорит о разнообразии Божиего всеоружия.
– А куда и к кому в таком случае обращаться страдающим?
– К великому сожалению, многие пасторы не осознают ответственности, возложенной Богом на священников, которые постоянно должны совершать самое различное священнодействие. В Ветхом Завете священники исполняли различные функции. Одна из них – диагностика, от которой зависела судьба человека: вернется ли он в свой дом или будет изгнан из стана и лишен всех гражданских прав.
Вот где нужно учиться работать. Наши служители должны быть подобны этим священникам: без страха и сомнения выполнять свое служение. Коль мы избраны и поставлены Богом, Он наделит нас и мудростью, и знанием, и властью для совершения Своего дела. Но от ставленников и карьеристов, переживающих только за свой авторитет, мы будем слышать одно: «А где это написано, нас этому не учили». Они будут создавать искусственное противостояние различными методами, чтобы оправдать свое бездействие и страх перед неизвестным. А в результате их пассивности бедные овцы ищут выход вне церкви и находят всякого рода целителей, которые предлагают средства, только усугубляющие положение. В таких случаях им лучше приложить усилие и найти компетентных служителей, работающих в других церквах, их в мире немало. Обращение к служителям других церквей, однако, должно быть скорее исключением, чем правилом. Правильнее всего обратиться к пресвитеру и проповедникам своей церкви, которые должны уделить внимание и, если не знают, что делать, поинтересоваться, что в таких случаях делают другие душепопечители. Если они отказываются это делать, то несут ответственность пред Богом. В этом служении нет ничего мистического или особенного, предназначенного для избранных людей. Каждый служитель может и должен уметь помочь несчастным пленникам получить освобождение.
– Ты руководишь миссией в Болгарии. Как она называется и чем занимается?
–Я бесконечно благодарен Богу за то, что Он усмотрел рождение миссии «Светлина на Балканите», которая есть одно целое с миссией «Свет на Востоке». Это ответ на молитвы о расширении работы здесь, в Болгарии.
Миссия «Светлина на Балканите» имеет четыре основных направления работы:
1. Перевод и издательство христианской литературы, в том числе журнала «Вера и жизнь», названного в Болгарии «Прозорец».
Вышел первый пробный номер журнала. Кроме переведенного материала, мы поместили и статьи местных авторов. Основная его цель – евангелизация всех слоев нашего общества. Распространяем бесплатно. Отзывы о нем очень хорошие, есть много желающих подписаться.
2. Миссионерская деятельность направлена на созидание новых церквей.
С этой целью мы материально поддерживаем служение более десяти молодых братьев в различных точках страны. Часть из них – студенты Софийского высшего евангельского библейского института. Они учатся и одновременно проходят практику в городах-спутниках Софии, где до сих пор не было церквей. Они практически являются их основателями.
3. Социальная деятельность выражается в поддержке социально слабых членов общества.
Мы организовали кухню, где ежедневно питаются двадцать человек. После обеда работником нашей миссии проводятся библейские беседы. Кухня находится в комплексе «Люлин» города Софии, в котором проживает более 130 тысяч жителей. Там же мы организовали новую церковь, к которой присоединились и продолжают присоединяться через покаяние многие из посещающих социальную кухню.
4. Миссия поддерживает служение и в других регионах Болгарии.
В Бургасской области, в г. Камено, создана молодая, быстрорастущая церковь. Там работает наш сотрудник Йово Андреев, пастор Бургасской баптистской церкви, очень искренний и благословенный молодой служитель. Он начинает работу и с новой группой в одном из черноморских городов возле Бургаса. В г. Ямбол трудится другой молодой брат, Иван Спасов. Кроме работы по созданию новой церкви, он проводит обучение цыганских детей, которые не имеют возможности посещать общеобразовательную школу по причине бедности. Преподает не только грамоту, но и Слово Божие. Это одна из программ нашей миссии.
Миссия еще очень молода, но набирает силу, пополняется молодыми, искренне любящими Господа людьми. Исполнительный директор миссии Саркис Ованесян, молодой брат, член Центральной баптистской церкви г. Софии. Он успевает выполнять множество задач, которые берет на себя добровольно: трудится как разъездной благовестник и всячески содействует в решении административных вопросов как миссии, так и Баптистского союза.
– Спасибо за беседу. И да благословит тебя Господь.
Вопросы задавал Вальдемар Цорн