Вера и Жизнь 3, 2003 г.
Великая пятница
Николай Водневский
Предпасхальная, так называемая Великая, пятница на особом счету у христиан всех деноминаций. Но особенно этот день дорог сердцам возрожденных детей Божиих. В этот день они в посте и молитве стараются приблизиться к кресту, на котором за грехи каждого принял смерть Христос.
Людям свойственно забывать то, чего никогда не следовало бы забывать. Поэтому, чтобы не забывать одно из величайших событий во всей истории, которое произошло в Иерусалиме двадцать столетий назад, в пятницу перед Пасхой, устраиваются особые богослужения.
Известно, что людям, часто слышащим Евангелие, привычными становятся слова: «крест», «Голгофа», «страдание», «распятие», «искупление». Далеко не всякий человек способен должным образом понять их, прочувствовать и продумать. Многие не в состоянии постичь факт голгофского искупления. Это доступно только тем душам, для которых Учителем, Наставником и Путеводителем стал Дух Святой. Ведь только Дух Святой – живой и действующий ныне Свидетель Христовых страданий, Его голгофской смерти на кресте и славного воскресения. Вот почему только Дух Святой может помочь христианину представить, чего стоит спасение души, чего стоит наше искупление.
Известно, что прежний мир в своей жестокости немногим отличался от настоящего. И тогда, как и теперь, было много преступников. И тогда, как и теперь, законы их сурово осуждали. Есть только, пожалуй, разница в методах исполнения приговора. Если теперь, в наш культурный, цивилизованный, христианский век, осужденному к смерти надевают петлю на шею, бросают его в газовую камеру, привязывают к электрическому стулу или расстреливают, то в те времена основным орудием казни был крест.
«И к злодеям причтен был», – говорит пророчество о Христе. Непорочный Небесный Агнец понес страшное наказание и был умерщвлен на Голгофе. Слово «Голгофа» произошло от арамейского «гулгулта» – «череп»; в синодальном переводе – «лобное место». Это была возвышенность за стенами Иерусалима, где в те времена всенародно вершились казни преступников. Ужасным было и то, что казнь сопровождалась неописуемым глумлением разнузданной толпы, криками и поруганием.
Когда я представляю, что все это пережил Христос, Святой из святейших, Кто трости надломленной не переломил и льна курящегося не угасил, Кто кормил голодных, исцелял больных, Кто проповедовал «лето Господне благоприятное», тогда невольно опускается мое перо. Хочется больше подумать о себе, о своем отношении к Христу и Его святой жертве, подумать о том, какова моя любовь к Нему.
Ведь и сегодня каждый из нас может или прославлять Христа, или Его распинать. Неисповеданный грех христианина – рана для Христа. Нарушение Его заповеди любви теми, кто носит Его имя, причиняет Ему страдание.
После вынесения приговора Пилат передал Иисуса в руки своих солдат и под контроль чутких к злу книжников и фарисеев. К тому времени Господь был уже три раза подвергнут бичеванию и другим издевательствам. Богопротивники, те же книжники и фарисеи, злорадно торжествовали. Их мечта сбывалась. Их обличитель в их руках. Поэтому после объявления приговора они сразу же приступили к бичеванию, затем повели на распятие.
Тяжелый, непосильный крест был грубо возложен на плечи Осужденному, и шумная процессия двинулась к месту казни. Бесшабашная толпа с криками следовала за Иисусом. Такова психология всякой толпы. Вскоре римские воины увидели, что изнеможденный Христос может умереть прежде, чем они достигнут Голгофы. Они приказали случайно оказавшемуся рядом человеку, Симону киринеянину, нести крест Иисуса Христа. Человек этот был крепкого телосложения и физически здоров.
Голгофа и крест – символы величайших страданий Христа – всегда напоминали и сегодня напоминают о цене спасения души человека. Небесный Отец «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32). Не пощадил... но предал... за нас...
Ради нашего спасения Небесный Отец предал Сына Своего единородного в руки жесточайшего из людей того времени – прокуратора Римской империи, выходца из воинственного всаднического сословия, безжалостного Пилата. Но даже Пилат оказался менее жестоким, нежели «блюстители» Божиего закона – надменные книжники и фарисеи. Если не от побоев, то, по крайней мере, от позорной смерти желал Пилат избавить Христа и несколько раз повторил: «Я… не нашел Человека Этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (Лк. 23:14).
Религиозные же вожди, имевшие влияние на народ, возбуждали толпу из зависти к Нему: «Распни Его! Распни! А Варавву отпусти!.. »
Предание говорит, что известный в Палестине разбойник пережил глубокое раскаяние. Иуда также переживал мучительные угрызения совести.
Книжники, фарисеи и народные старейшины, требовавшие смерти Христа, не раскаялись. Впрочем, они и сегодня те же, что были раньше. Знаю из личного опыта, что нет ничего опаснее, чем попасть в руки религиозников, отпавших от благодати Божией. Они были беспощадны и жестоки во времена Уиклифа, Яна Гуса, Мартина Лютера. Они беспощадны и жестоки и в наше время. Они сами в себе несчастны.
Живых детей Божиих, тех, кто любит Христа всем сердцем, спасает только то, что Бог не дает книжникам и фарисеям наших дней полной власти. Их авторитет поколеблен. Слово Божие, вечный светильник, открывает их дела всему миру: «По плодам узнаете их». На хорошем фруктовом дереве не будет расти горький плод.
Слово Божие открывает также и верный путь спасения, без посредников, через страдания Христа. Бог во Христе прощает кающегося грешника. Бог спасает даром. Бог ждет от человека только одного – искреннего, глубокого раскаяния.
Мы, христиане, часто подчеркиваем, что спасение душ наших дается Богом даром, по благодати, как «Божий дар, чтобы никто не хвалился». Есть чудный гимн, который любят все дети Божии:
Воду живую Иисус дает Даром, даром, даром! Всякий к Нему да придет и пьет Даром, даром, даром!
Это святая, непреложная истина. Сколько радости вливает она в сердца верующих людей! Но это только одна сторона вопроса о спасении, относящаяся к нам, людям.
Да, спасение – даром. Но для кого – даром? Для Бога спасение души человеческой обошлось совсем не даром. Для Бога оно стоило многого, очень многого. За спасение души человека была уплачена высочайшая цена – единородный Сын Божий, Праведник, принял величайшие страдания и смерть на кресте. Это – не даром. Это то, дороже чего в очах Божиих ничего быть не может.
Преклонимся же пред Ним и возблагодарим Его за вечное искупление (Евр. 9:12), которое Он совершил на голгофском кресте.
«ОН ИСТЯЗУЕМ БЫЛ...» Гул висел, словно грома раскаты В грозовые весенние дни, Люд кричал перед домом Пилата: «Нет пощады Ему!.. Распни!..» Во дворе было тесно и душно, День суровый сгущался и вял, Божий Сын, словно агнец послушный, Пред Пилатом покорно стоял... Пренебрегшие Жизнью и Светом, Со кpecтa люди слышали глас: «Мой Отец, Ты прости им за это, Как прощал им и раньше не раз». Кто посмеет сказать в оправданье: «Что свершилось, того не вернуть»? Он тяжелым голгофским страданьем Нам открыл ко спасению путь. Эту скорбь, эти тяжкие муки Не стереть никому, никогда. Он отдал Себя грешникам в руки, Чтоб спасти всех людей от суда.