Вера и Жизнь 3, 2004 г.
- Слово редактора
- Невеста из Нахора
- Свободные поневоле: одинокие женщины в христианской среде
- Из поэтических тетрадей
- Точка зрения
- Талифа куми
- 30-летие журнала «Вера и жизнь» отпраздновали в Америке
- Героиня
- Каждое мгновение жизни
- Почему в церквах больше женщин, чем мужчин (ненаучная гипотеза)
- Бог не ошибается
- Признаки покаяния
- Молитесь о них
- О журнале
Свободные поневоле: одинокие женщины в христианской среде
Лина Андроновене
Пророк Исаия, рисуя картины суда над Иерусалимом, пишет: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: „Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор“» (Ис. 4:1).
К сожалению, эта картина до боли похожа на современные христианские общины. Немного найдется церквей с равным числом сестер и братьев. Невольное одиночество сестер – горькая реальность: они хотели бы выйти замуж, но зачастую не за кого.
Можем ли мы как церковь каким-то образом облегчить бремя этих сестер? Одним из решений была бы организация серьезных встреч для верующих одиноких мужчин и женщин.
И все же подобные мероприятия неспособны разрешить проблему в корне. Если в церквах по-прежнему будет меньше мужчин, некоторые женщины так и останутся незамужними. Эта проблема более всего актуальна для церкви, но она также в значительной мере отражает и ситуацию в современном обществе, где больше «достойных» женщин, готовых взять на себя заботу о семье, чем «достойных» мужчин.
Поэтому организация встреч должна исходить из признания реальности той боли, которую причиняет вынужденное одиночество и которую должна разделять община. Как церковь должна относиться к женщинам, живущим в одиночестве среди верующих? Этот вопрос требует куда большего внимания, чем ему уделяют в проповедях об одиночестве.
Совершенно очевидно, что необходимо найти подход к разрешению проблемы, а не делать вид, будто ее не существует, равно как и не проповедовать, будто все одинокие женщины в церкви несказанно счастливы. Проблема существует, и если мы будем продолжать прятаться за клише «Господь всегда посылает необходимое, поэтому вы должны быть всем довольны», это никоим образом не поспособствует ни свидетельству, ни здоровью церковной общины. К сожалению, отсутствие открытых обсуждений этого предмета – одна из основных жалоб, которые мы слышим от одиноких сестер.
Пренебрежение проблемами женщин, не состоящих в браке, иногда сочетается с маргинализацией этих сестер в церковной деятельности. Причин много, но мы остановимся лишь на некоторых из них. Например, отдельные наши церкви напоминают семейные клубы. Служения в этих церквах направлены почти исключительно на семейные пары и детей.
Акцент на семье и семейных ценностях приводит к уничижению роли одиночества как достойного образа христианской жизни. И это при, казалось бы, полном нашем уважении к апостолу Павлу и весьма частому чтению его посланий с наставлениями незамужним и вдовам, а также слов Христа о скопцах Царства Божьего. Высказывания эти почему-то зачастую полностью игнорируются. Не кажется ли вам, что таким образом община верующих лишает себя глубины и богатства возможностей, которые стали реальностью с пришествием Царства Божьего? И не усугубляется ли таким образом участь тех сотрудников Царства, которые не могут состоять в браке по тем или иным причинам?
Более того, в некоторых церквах семейному положению придается такое огромное значение, что это приобретает уже утрированный характер. Так, одна женщина, овдовевшая в 40 лет, рассказала мне о своей работе с руководителем церковного хора: она играла на органе и всегда репетировала с ним перед богослужениями. До смерти мужа у нее не возникало проблем из-за того, что они репетировали наедине. Но когда она овдовела, это стало предметом обсуждений, особенно у жены руководителя. Члены церкви отдалили сестру, которая недавно потеряла мужа и более чем когда-либо нуждалась в поддержке и общении.
Если дела обстоят подобным образом, то это серьезное обвинение: церковь искажает свою миссию принятия и объединения людей из разных социальных слоев и с различным семейным статусом. Утверждение, что проблемы не существует, уже непозволительно, так как в этом случае церковь отказывается помогать тем, кто в ее помощи нуждается. Ну а церковь, которая характеризует одиноких как ущербных или людей второго сорта, виновна еще больше.
Итак, прежде всего надо признать, что одинокие женщины нуждаются в понимании и помощи. Но какой помощи? Некоторые из них скажут, что отношение к ним как к «людям с проблемами» мало чем может помочь.
Тогда в помощи какого рода они нуждаются? Самый важный момент, о котором говорят большинство моих одиноких друзей и знакомых, хотя они находятся в совершенно разных условиях, – это поддержка, которую можно найти в искренних и близких, дружественных отношениях, с присущими им откровенностью, доверием и чувством защищенности. Проблема становится еще более острой из-за давления со стороны общества, в котором бездетность или отсутствие сексуального партнера считается аномалией.
Нужда в поддержке и заботе огромна. Дружественное отношение поначалу может носить односторонний характер. Но постепенно, со временем, одиночество женщины начинает восприниматься и церковной общиной, и ею самою как постоянное положение, и на первое место выступают другие нужды и проблемы, становясь более актуальными. Самая распространенная просьба одиноких сестер звучит так: «Воспользуйтесь моей помощью!» Признание необходимости человека – ключевой момент: если другие люди принимают вас с пониманием, любовью и благодарностью, – это наполняет жизнь смыслом, существенно облегчает боль одиночества и успокаивает томление плоти.
Перед церковью как общиной последователей Христа стоит огромная задача, но в то же время церковь обладает огромным потенциалом, особенно в нашем современном мире разрушенных взаимоотношений и связей. Именно такое понимание призвания церкви приводит к более сознательному воплощению идеи церкви как семьи. Этот аспект всегда был присущ теологии евангельских церквей, но, к сожалению, не всегда применялся на практике. Это новое видение общины, когда она на самом деле становится общиной, в которой люди действительно живут сообща, общиной, похожей на общины первых учеников Христа. (Но подобный подход заставляет пересмотреть нашу доктрину о церкви: какое число верующих может иметь община, чтобы реально стать такой семьей?)
И браку, и одиночеству присущи определенные ограничения. Все мы, как состоящие в браке, так и одинокие, похожи – мы нуждаемся в общине, которая будет для нас своего рода голосом, указывающим на наши ошибки и призывающим нас быть свидетелями того, как Бог творит все новое (2 Кор. 5:17). Вопрос для нас, верующих, заключается в следующем: сможем ли мы быть достаточно чуткими и мудрыми, чтобы преподносить семейный образ жизни и одиночество как равноценные дары?
«Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа“, и да не говорит евнух: „Вот, я сухое дерево“. Ибо Господь так говорит о евнухах: „Которые хранят Мои субботы, и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится“» (Ис. 56:3–5).
Лина Андроновене – исполнительный директор Заочного евангельского библейского института Союза баптистов Литвы. Закончила Литовский христианский колледж в Клайпеде, бакалавр теологии и английского языка, магистр практической теологии Уэльского университета. В настоящее время обучается в МБТС, где она также преподает и является ассистентом ректора. Ее электронный адрес: Lina@ibts.cz