Вера и Жизнь 4, 2005 г.
- На что мы уповаем
- Не будем унывать!
- Вера в три чуда Евангелия
- Сумрак
- В гостях у «Капитошки»
- «Патмос»
- Из поэтических тетрадей
- Смерть алкоголика
- Чудо остается чудом!
- Непреходящее покаяние
- Свет Евангелия – свет истины
- Уныние – это грех?
- От жажды смерти к свободе новой жизни
- Надежда – в молитве
- Письма читателей
Непреходящее покаяние
Александр Герцен
«Бог не вменил нам в вину времена неведения нашего, но теперь повелевает всем людям повсюду покаяться» (Деян. 17:30. Совр. перевод).
Покаяние является одним из решающих шагов на пути к вечности. Когда можно считать этот процесс законченным?
Наличествует традиционный взгляд: «А он уже покаявшийся?» Насколько справедливо наше понимание этого вопроса?
Для многих верующих существует опасность преждевременно успокоиться, снять с себя ответственность за дальнейшее покаяние в своих грехах, забыть об очищении (2 Пет. 1:9).
Очень часто люди каются, потому что им плохо, от отчаяния, под давлением нетерпеливых верующих, упрашивающих их и настаивающих на их покаянии, а не потому что сами созрели и обратились. Иные каются из страха... И в основном мы каемся в безбожной жизни и грехах наших, осознавая лишь часть нашей вины. Неготовность видеть себя в истинном свете приводит к плачевному состоянию (Лк. 7:29, 33–34). Такое состояние становится опасным, так как наказание за грех – смерть, а Господь ожидает от нас святости.
Задумываемся ли мы над словами Христа: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»? Мытари и блудницы видят нужду в покаянии, а впавшие в самоправедность христиане – нет (Мф. 21:31–32). Это самообольщение – коварная болезнь, холера христианского мира; она погубит многих из нас (Мф. 5:20; 25:1–13). Мы склонны расслабляться, уходя от ответственности, – так легче...
Книжники и фарисеи были учителями народа и часто врагами Христу. Их беда была не в том, что они не знали, как надо поступать, а в том, что они не поступали, как надо (Мф. 23:3).
Как обстоит дело с нами? Если мы склонны более говорить, нежели слушать, скорее учить, нежели учиться, охотнее призывать, нежели вникать, то мы страдаем теми же пороками. Фарисей в храме был доволен собой и ослеплен гордыней. Грешный мытарь приобрел более милости, осознавая свое недостоинство (Лк.18:10–14).
Страстью первенствовать прониклись даже избранные ученики Христа. Все они спорили о том, кто будет большим в Царстве Небесном (Мк. 10:35). Христос предостерег их: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Искушение Петра является ярким примером человеческой слабости, неверности, неизменной восприимчивости к злому. Будучи избранным Богом, наставленным Христом, Петр мгновенно оказался орудием дьявола (Мф. 16:23).
Желание свести огонь на жителей селения, не принявших Благой вести, – еще один пример неразборчивости учеников. На гневное заявление сыновей Зеведеевых Господь отвечает: «Не знаете, какого вы духа...» (Лк. 9:54–55). Апостол Иоанн советует: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1).
Если высшее духовенство Израиля и апостолы были подвержены гибельным искушениям, неужели мы находимся в менее безопасном положении?
Частые предостережения Христа трезвиться и бодрствовать во всякое время свидетельствуют об опасностях, грозящих нам на всем жизненном пути. Испытайте себя, в вере ли вы, используя при этом требования Священного Писания (2 Кор. 13:5). Оттого что мы не защищены от искушений, нам следует всегда оставаться открытым к покаянию.