Вера и Жизнь 4, 2005 г.
- На что мы уповаем
- Не будем унывать!
- Вера в три чуда Евангелия
- Сумрак
- В гостях у «Капитошки»
- «Патмос»
- Из поэтических тетрадей
- Смерть алкоголика
- Чудо остается чудом!
- Непреходящее покаяние
- Свет Евангелия – свет истины
- Уныние – это грех?
- От жажды смерти к свободе новой жизни
- Надежда – в молитве
- Письма читателей
Вера в три чуда Евангелия
Ярослав Вязовский
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божьего и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14–15).
ЕВРЕИ, ГРЕКИ И МУСУЛЬМАНЕ
Советская власть в течение семидесяти лет пыталась искоренить веру в Бога, однако безуспешно. Верующие люди были в нашей стране даже во времена коммунизма. Более того, когда коммунизм рухнул, церкви наполнились людьми, многие начали интересоваться религией и открыто говорить о своей вере. Как будто все только того и ждали, чтобы им дали свободу и они могли пойти в церковь, не боясь наказания. Даже руководитель государства не обходит церковь стороной. Когда мы спрашиваем своих знакомых и коллег по работе: «Ты веришь в Бога?», все отвечают: «Конечно, верю. Как можно не верить в Бога?»
Все, кого ни спроси, – верующие. С одной стороны, мы не можем не доверять людям. Если человек говорит, что верит в Бога, мы не имеем права это отрицать. С другой стороны, трудно отделаться от чувства, что с верой, о которой заявляют многие, что-то не так, что-то неладно.
Древние евреи тоже были верующими людьми. Две тысячи лет назад почти любой еврей был готов пойти на смерть за свою веру в то, что Бог существует и что Бог един. И вот к евреям приходит Иисус и начинает проповедовать среди них: «Приблизилось Царство. Покайтесь и веруйте...» Иисус, обращаясь к верующим людям, глубоко религиозным евреям, призывает: «Веруйте!» Что Он имеет в виду? Как можно призывать верующих людей уверовать?! Может быть, Он имеет в виду: «Укрепитесь в своей вере в единого Бога, ибо она ослабела»?
Нет, похоже, Он имеет в виду что-то другое. С верой евреев, как и с нашей верой сегодня, было что-то не так. И это «не так» заключалось в том, что они верили в Бога, но еще не верили в Евангелие.
Древние греки были очень религиозными людьми. Они так серьезно относились к своей вере в богов, что великий греческий философ Сократ был казнен за атеизм. И вот приходит апостол Павел в греческий город Фессалоника, проповедует и евреям, и грекам и призывает их уверовать. Опять перед нами та же странная, казалось бы, абсурдная, ситуация. После проповеди апостола Павла «некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе – как из эллинов (то есть греков), чтущих Бога...» Другими словами, о тех людях, которые чтили Бога, сказано, что они уверовали. Чтить Бога – это то же самое, что верить в Него. Но как верующий может уверовать? На это можно дать лишь один ответ: что-то неладно было с их верой. И это «неладно» заключалось в том, что грекам не хватало веры в еврейского Мессию и Евангелие.
Можно взять похожий пример из современной жизни. Сегодня христианские миссионеры едут в мусульманские страны и проповедуют среди глубоко верующих людей. Они призывают уверовать тех, кто и так верит от всей души в единого Бога, Которого они называют Аллахом. Почему же тогда христианские миссионеры едут к ним и призывают: «Уверуйте!»? Разве они не веруют? Разве они атеисты? Они верующие, но с их верой что-то не так. Их вере не хватает полноты, которая заключается в имени Христа и Евангелии.
ВЕРА БЕСОВ
Апостол Иаков в своем послании говорит очень интересные и довольно резкие слова: «Ты веруешь, что Бог един, – хорошо делаешь; и бесы веруют – и трепещут». Бесы веруют в единого Бога, но ясно, что бесовской вере чего-то не хватает. Им не хватает того же, чего не хватает многим нашим «верующим» согражданам. Да, мы все, за редким исключением, верим в Бога. Но эта вера неполная. Когда Христос был на земле, Он призывал: «Веруйте в Евангелие». Полная вера включает веру в Евангелие. И пока нет этой полноты, наша вера в единого Бога не лучше веры бесов.
Если бы наш праотец Адам не согрешил и мы сами из-за этого не стали грешниками, то веры в единого Бога, Который сотворил этот мир, было бы достаточно. Но то, что произошло с Адамом в Эдемском саду, все в корне изменило. Грех вошел в мир. Грех в нашей жизни делает Евангелие и веру в него жизненно необходимым.
Что такое грех? Грех – это бунт против Бога. Грех – это то, что Бог не переносит. Когда мы совершаем грех, он вызывает у Бога чувство отвращения и неприятия. Гнев Бога справедлив и ведет к неминуемому наказанию.
Поэтому нам мало веры в единого Бога. Почему бесы, верующие в единого Бога, трепещут? Потому что они знают, что им не место в Божьем мире. Они верят, что Бог есть и что Он всемогущий. Они знают, что Бог рано или поздно расправится с ними. И им страшно от этого.
Такой же страх должен испытывать человек, который верит в Бога, но не верит в Евангелие. Ведь вера грешного человека в Бога – это вера преступника в прокурора. Если я верю, что Бог есть, значит, я знаю, что Бог воздаст мне за все мои грехи. А человеку явно нужно нечто большее, чем вера в неминуемое наказание. Ему нужна надежда на прощение. Ему мало веры в Бога, ему необходима вера в Евангелие.
НОВОЕ И ХОРОШЕЕ
«Евангелие» – не русское слово, оно заимствовано из греческого языка и состоит из двух слов. Первое слово «ев», второе – «ангелион». «Ев» означает «хороший». «Ангелион» означает «весть». Вместе получается «хорошая весть». Нам не хватает веры в эту добрую новость.
Итак, с одной стороны, Евангелие – это нечто новое, это то, о чем мы раньше не знали и не слышали. Это то, чего в нашей вере до сих пор не было. Это очень важная мысль: Евангелие – новость. Если человек уверовал в Евангелие, значит, его вера в Бога пережила какой-то кризис. Его вера в Бога изменилась, она стала другой. Человек узнал что-то новое о Боге и изменил свою веру.
Посмотрим на это с другой стороны. Если вы всю жизнь верили в Бога и ваша вера в Бога никогда не претерпевала радикального изменения, не становилась другой, новой, то это значит, что вы еще не уверовали в Евангелие. Ведь Евангелие – это нечто новое. Если оно вошло в ваш разум, вошло в ваше сердце, вера неизбежно должна измениться. Если этого не произошло, значит, Евангелие еще не достигло вас и вы еще далеки от него. Как евреи и греки, принявшие Евангелие, обновляли свою веру, так и мы, если по-настоящему поняли и приняли Евангелие, выходим на новый уровень веры.
С другой стороны, Евангелие – хорошая новость. А раз есть хорошая, значит, должна быть и плохая. И только человек, знающий плохую весть, может оценить хорошее в Евангелии. А плохая весть очень проста. Плохая весть заключается в том, что человек плохой. Он не только иногда поступает и думает плохо, но и испорчен изнутри. Это плохая новость. Глубоко внутри мы испорчены грехом. Только осознав это, можно по достоинству оценить Евангелие, новую веру, которую принес Христос. От того, знаем ли, признаем ли мы эту плохую весть, зависит наша способность познать и принять Евангелие.
СУТЬ ЕВАНГЕЛИЯ
Но вы скажете: «Все это хорошо, но сколько можно ходить вокруг да около?! В чем суть Евангелия? Во что надо уверовать?»
У главного героя романа Достоевского «Подросток» были свои мечты, свои идеалы. И он боялся рассказывать о них другим. Он просто носил их в себе. Почему? Потому что знал, что стоит ему рассказать о том, какие мечты живут в его сердце, мечты умрут: люди не поймут и высмеют их. Когда все-таки наступил момент рассказать о своих мечтах, произошло именно то, чего он боялся.
И я боюсь того же. Почему я тяну, почему не говорю, в чем суть Евангелия? Потому что я знаю, что люди уже много раз отвергали Евангелие и еще много раз отвергнут. Но у меня нет другого выхода, как только опять рискнуть и рассказать о Евангелии и представить мою самую заветную мечту на ваш суд. И, может быть, мечта не умрет.
Все Евангелие, всю христианскую весть, можно свести к трем чудесам. Вера в Евангелие – это вера в три чуда: воплощение Бога в человека, смерть Богочеловека и воскресение Богочеловека. Я попробую объяснить, что я имею в виду.
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ
Оно означает, что Бог стал человеком. Человек по имени Иисус, живший две тысячи лет назад, был Богом. И это – новость для людей. Никогда до этого Бог не становился человеком. Более того, это весьма хорошая новость. Плохая весть заключается в том, что грех не позволяет человеку быть рядом с Богом, а чудо Боговоплощения – в том, что Бог оказался рядом с людьми. Можно было прикоснуться к Нему. С Ним можно было поговорить, Ему можно было посмотреть в глаза. С Ним можно было сидеть за одним столом. Бог был рядом. Чудо! Ведь от Бога нас отделяет бездонная пропасть греха. Но совершилось чудо Боговоплощения, Бог дал людям знак: воссоединение возможно.
Следующим чудом является смерть Христа, но мы рассмотрим сначала чудо воскресения.
ВОСКРЕСЕНИЕ
Это хорошая новость для всех, кто боится смерти. В детстве я больше всего боялся смерти и мечтал изобрести таблетки от старения, чтобы дать их самым близким для меня людям. Когда я услышал о том, что есть Бог и жизнь после смерти, что воскрес Христос и верующие в Него тоже воскреснут, у меня не было колебаний. Новость была слишком хороша для меня, чтобы я мог отвергнуть ее. Христа истязали, били плетьми, прибили ко кресту, пронзили копьем. Он умер. Но ни истязания, ни пытки, ни казнь, ни погребение не могли навсегда лишить Его жизни. Смерть не смогла удержать Его. Он восстал из мертвых. А это значит, что каждый из нас может воскреснуть и, подобно Христу, жить вечно.
СМЕРТЬ
Как ни странно, смерть Христа – это чудо не меньшее, чем воплощение Бога в человека и воскресение из мертвых. Христос на самом деле не мог умереть. То, что Бог стал человеком, – это чудо. То, что мертвый человек воскрес, – это чудо, может быть, еще большее. Но самое большое чудо – это то, что Иисус умер. Единственное, что с Ним не могло случиться, – это умереть. Знаете, почему?
Мы привыкли думать, что смерть была всегда; мир так устроен, что все умирают. Но это неверно. Смерть – это возмездие за грех. Смерть в нашем мире появилась только тогда, когда согрешил Адам. Смерть не является естественным природным явлением, смерть – это проклятие. Смерть может прервать жизнь только того, кто согрешил, потому что она является наказанием за грех. Бог – Судья, и у Него есть такая мера пресечения наших преступлений, которая называется смертью. Бог может применить эту меру только к грешникам, то есть нарушителям Его воли. Но мы знаем, что Христос ни разу не отступил от воли Своего Отца. А если Он не согрешил, то как Он мог умереть? Как Бог мог покарать Его смертью? Или Бог поступил несправедливо, или смерть Христа – чудо.
Не станем обвинять Бога в несправедливости, а лучше уверуем в чудо: Христос умер за чужие грехи. Другого объяснения смерти Христа нет. Он не мог умереть за Свои грехи – у Него их не было. Кроме того, Он не мог умереть случайно, по ошибке, потому что тогда Бог был бы несправедлив, наказав невиновного смертью.
Христос был невиновен. Бог поступил справедливо. Остается принять чудо Христовой смерти – Он умер за наши грехи.
В этом самая главная часть хорошей новости. Бог наказал наш грех во Христе. Мы знаем плохую новость о том, что Бог, справедливый Судья Вселенной, должен наказать нас за наши грехи. Но вот хорошая весть: Бог может не наказывать нас, потому что уже наказал за наши грехи Христа. Он предлагает прощение. Он говорит: «Я могу простить вас, оставаясь справедливым. Я могу не наказывать вас, потому что Я наказал Христа, Своего Сына. Я могу принять вас. Я могу простить вас и любой ваш грех. Только примите этот дар».
Это и есть Евангелие. Я думаю, теперь понятно, почему веры в Бога Творца недостаточно, чтобы быть настоящим верующим. Теперь ясно, что что-то не так с верой многих людей. Их вера не решает проблемы отношений с Богом. Если мы просто верим в Бога как в Творца этого мира, это значит, что Бог для нас – Судья, Который рано или поздно накажет нас.
Нам нужна другая вера. Нам нужна вера в Богочеловека, Который умер на кресте и может простить нас, Который воскрес и может воскресить нас. Без такой веры мы прокляты, обречены на гибель, лишены будущего.
Ярослав Вязовский, родился в 1977 году в Краснодарском крае. Уверовал и принял крещение в 1992 году в Минске. С 1997 года несет пасторское служение в реформатской баптистской церкви «Завет Христа» (Минск). Женат, имеет двух сыновей.