+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2006 г.

Бог или случайность?

Совместимы ли естественные науки и христианская вера? Что думает по этому поводу физик?

Часто утверждают, что естест­вен­ные науки опровергли су­щест­вование Бога. Однако в последнее время вновь разгорелась дис­кус­сия о совместимости науки и веры. Почти все крупные средства мас­совой информации включились в дебаты по поводу учения о сотво­ре­нии мира и эволюционной тео­рии Ч. Дарвина. В США, по данным га­зеты «Нью-Йорк таймс», 40 про­цен­тов биологов, физиков и ма­­те­матиков верят в Бога. Жур­нал IDEA попросил естествоиспытателя Петера Хегеле, профессора физики университета города Ульм, изложить свою позицию по этому вопросу. Хегеле при­ни­мает участие в работе Студен­чес­кой миссии Германии.

До начала XX века многие ученые полагали, что Бог не ну­жен. Уста­новившееся вместе с про­све­ще­нием мировоззрение нового вре­мени считало материю пол­нос­тью доступной для науки, а от­кры­тые за­коны природы – абсо­лют­но действительными и не­нару­ши­мыми. Исключений из пра­вил не существовало. Мир пред­став­лялся в виде машины, рабо­таю­щей в жестко установленном рит­ме. За пределами природы ни­чего не су­ществовало, и поэтому ника­кие вмешательства извне не были воз­можны. Нарисованная здесь кар­тина мира нового вре­мени ста­ла столпом мате­риа­лиз­ма и мате­риа­листического ате­из­ма. Бог был объяв­лен «безра­бот­ным», так как все, казалось бы, про­­исходит ав­то­­матически. Ка­жу­щийся беско­неч­ным космос сде­лал Бога к то­му же бездомным – в такой кар­тине ми­ра для Бога бук­вально не ока­залось места. Од­на­ко при бо­лее точном анализе это представление оказывается сме­сью науч­ных и мировоззренческих пози­ций. Оно содержит выска­зы­вания, совершенно не обо­сно­ван­ные ес­тественнонаучной мето­ди­кой (экс­пе­риментами и созданием тео­рий). Так, материи были при­пи­са­ны свойства, присущие, в прин­­­­ципе, только Богу: абсолютность, веч­ность, неизменность.

НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ

Однако в первой четверти XX века ученые су­щест­вен­но из­менили представление о картине мира. В то же время пришлось сильнее задуматься о послед­ст­ви­ях и ограниченности естествен­но­научных высказываний. Новые эксперименты и наблюдения при­вели к революционным изме­не­ниям в представлениях о материи и законах природы: материя утра­тила свой статический, абсо­лют­ный характер; она не является веч­ной, непреходящей. Атомы (по-гречески – неде­ли­мые), в проти­во­положность зна­чению слова, оказались дели­мы­ми. Они состоят из так назы­вае­мых элементарных частиц – про­тонов, нейтронов и элек­тро­нов. На сегодняшний день из­вест­но свыше 300 элемен­тар­ных час­тиц. Между тем выясни­лось, что многие из них даже не являются элементарными. Ученые открыли, что и они, в свою оче­редь, состоят из кварков. Сегодня мы подо­зре­ваем, что эти микро­объекты де­лят­ся на «еще более эле­ментарные» частицы – так называемые струны. Последние отнюдь не являются нераз­ру­ши­мыми. Они могут под­верг­нуться ан­нигиляции – прев­ра­титься в другие микрообъекты. И как ни странно, они, вопреки ожи­даниям, не ведут себя неизменно, а имеют спонтанный и случайный характер. В одних экспериментах они про­яв­ля­ют себя как частицы, в других – как волны. Боль­шин­ст­во естествоиспытателей исходят се­годня из то­го, что поведение «струн» в бу­ду­щем не под­да­ется объективному опреде­ле­нию. Это доказывает гра­ницы наших воз­можностей пред­сказания. Итак, новое пред­став­ление о материи и природной за­ко­номерности сме­ни­ло старое «пред­ставление ново­го времени». Представление о ми­ре как о ма­ши­не отслужило свой век. Точные законы, как напри­мер, закон о сохранении энергии, хоть и продолжают существовать, но они не исключают случайность. Наряду с ними существуют законы, воз­ни­кающие за счет взаимо­дей­ствия ряда случайностей и допус­каю­щие колебания и отклонения.

КТО ЗАКОНОДАТЕЛЬ?

Так эксперименты и создание теорий составляют картину при­­ро­ды, способную с воз­рас­таю­щей точ­ностью ответить нам на воп­ро­сы о функционировании: как па­дает камень? Как рас­хо­дят­ся вол­ны? Как происходит обмен ве­ществ в клетке? Однако пред­­став­ление о природе не рас­смат­ривает вопросов о сущности, об обязанностях (этике), о смысле жизни. Попробуйте выяснить воп­рос о смысле жизни путем экспе­риментов!

Почему вообще что-то проис­хо­дит? Кто или что производит на­блю­даемую динамику? Ссылка на законы природы была бы недо­разумением. Законы природы так же мало вызывают явления при­ро­ды, как и правила уличного дви­жения – уличное дви­жение, или правила бухгал­тер­ско­­­го учета – обо­рот фир­мы. За­коны при­ро­­ды опи­сы­вают яв­ле­­ния, но не яв­ля­ют­ся их при­­чи­ной.

Фи­зик Стивен Хо­­кинг фор­му­ли­ру­ет это следующим об­разом: «Кто вду­вает дыхание в урав­­нения и со­з­дает для них Все­лен­ную, которую они мо­гут опи­­сать? Обыч­ный ме­тод, по ко­­­­то­рому наука со­здает се­бе мате­ма­ти­чес­кую мо­дель, не в со­с­тоя­нии от­ве­­тить на воп­рос, по­чему дол­ж­­на су­ще­ст­­во­вать Все­­­лен­­­ная, ко­торую опи­­­сы­вает эта модель».

БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ

Представление о мире, господ­-ствовавшее в новое время, отвергало существование Бога. Но­вая точка зрения тоже не до­ка­зывает существование Бога. Та­кого доказательства не может пре­доставить ни одна нау­ка. Это бы­ло бы подобно попытке за­клю­чить Бога в пробирку. И все же но­вые познания означают вновь приобретенную свободу в отно­ше­нии веры и мышления. Совре­мен­ное представление о природе в своей методической ограни­чен­нос­ти указывает на области за пре­делами своего понимания. Бы­ло бы чрезмерно требовать, чтобы это пред­став­ление дало нам без­опасность и защищенность, на­при­мер, в воп­росе бытия материи. И это за­ставляет нас задуматься над воп­ро­сами: где берет начало все происходящее? Кто обуз­ды­ва­ет хаос? В чем состоят смысл и цель всего происходящего? Воп­ро­сы о сущности, смысле и цели, о Соз­да­теле, наконец, остаются. И на­ука не может дать на них ответ. Мы сами должны решить, в какое пред­став­ление о мире мы вклю­чим наше представление о при­роде.

БОГ СОЗДАТЕЛЬ

Как христианин я вижу в зако-­номерных процессах природы верность и надежность Бога. Мы можем существовать и пла­ни­ро­вать нашу жизнь только на ос­но­вании законов. Библейские по­вест­­вова­ния исповедуют Бога как Соз­да­теля и Законодателя мира. «В на­чале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Исполь­зован­ное здесь еврейское слово, пере­ве­денное как «сотворил», озна­ча­ет дейст­вие, относящееся только к Богу. Только Он создает, не нуж­даясь в имею­щемся уже ма­те­ри­а­ле.

И Бог ус­та­навливает законы материи, дей­ст­вительные для всех людей: Бог «повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посы­лает дождь на праведных и не­пра­ведных» (Мф. 5:45). Только бла­годаря законам природы мы мо­­жем выполнять поручение со­зи­дания, возде­лы­вания и сохра­не­ния. Однако се­год­ня мы пони­ма­ем отчетливее, чем раньше, что нашему пла­ни­рова­нию и прог­но­зам установлен пре­дел.

МОЛИТВА И ФИЗИКА

Теперь можно себе пред­ста­вить, что оказавшаяся в поле зре­ния физики открытость будущего яв­ля­ется полем свободного, суве­рен­но­го вмешательства Бо­га. Он мо­жет, например, таким образом спон­­танно реагировать на чью-ли­бо молитву. Может быть, картина из нашего исконного опыта по­мо­жет нам понять такие действия Бо­га, как: мир – это не ма­шина, а ско­­рее организм, подобно нашему телу. Многое происходит в нем закономерно, «авто­мати­чес­ки». Од­на­ко наш организм реа­ги­рует так­же и на импульсы нашей воли и под­чиняется нам – оче­вид­но, не на­­рушая при этом законов при­ро­ды. Правда, мы не знаем, как в дей­­­­­­ствительности происходит пред­­­­­­­­полагаемый при этом про­цесс взаимодействия.

Что Бог трудится над Своим тво­­­рением, для христианина оче­вид­но. Как Он это делает, мы, собственно говоря, не знаем. Мы можем лишь показать возмож­ности мыш­ле­ния в рамках нашей акту­альной картины мира, чтобы та­ким об­ра­зом преодолевать ба­рье­ры мыш­ле­ния. В принципе, это бу­дут тогда формулировки христианского ве­ро­исповедания на ес­тест­вен­но­на­уч­ном языке. К счас­тью, сегодня та­кие исповедания формулиро­вать легче, непри­нуж­ден­ней, чем в прошлом столетии, когда пред­став­ление о природе было превращено в идеологию матери­алис­ти­ческой картины ми­ра.

БОЖЬЯ ГАРАНТИЯ

Согласно библейскому сви­де­-тель­ству, Бог является не толь­ко Создателем и Законодателем, но и Хранителем мира. В Новом За­­вете об Иисусе Христе гово­рит­ся: «Все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16–17). По Его воле Вселенная будет су­щест­во­вать до тех пор, пока ей на смену не придут новое небо и новая Земля. Учи­тывая физические зако­ны сохра­не­ния, можно догады­вать­ся, что здесь сдерживаются хаотические силы.

Во всяком слу­чае, после по­топа Бог однозначно гарантирует Ною временное со­хра­нение за­ко­нов: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зи­ма, день и ночь не пре­кра­тятся» (Быт. 8:22). Мы, естест­воис­пы­татели, не имеем более глу­боких по­знаний, говоря сегод­ня о сохра­не­нии энергии, ор­би­таль­ного момен­та и сп`ина. Мы не в состоянии на­учными средствами ответить на вопрос, почему зако­ны природы со временем не изме­ня­ются, по­че­­му они постоянны. Тот факт, что солнце всходит каждый день, вдруг становится сомни­тель­ным и заставляет снова удив­ляться.

IDEA, 11.01.2006

Архив