Вера и Жизнь 2, 2006 г.
Бог или случайность?
Совместимы ли естественные науки и христианская вера? Что думает по этому поводу физик?
Часто утверждают, что естественные науки опровергли существование Бога. Однако в последнее время вновь разгорелась дискуссия о совместимости науки и веры. Почти все крупные средства массовой информации включились в дебаты по поводу учения о сотворении мира и эволюционной теории Ч. Дарвина. В США, по данным газеты «Нью-Йорк таймс», 40 процентов биологов, физиков и математиков верят в Бога. Журнал IDEA попросил естествоиспытателя Петера Хегеле, профессора физики университета города Ульм, изложить свою позицию по этому вопросу. Хегеле принимает участие в работе Студенческой миссии Германии.
До начала XX века многие ученые полагали, что Бог не нужен. Установившееся вместе с просвещением мировоззрение нового времени считало материю полностью доступной для науки, а открытые законы природы – абсолютно действительными и ненарушимыми. Исключений из правил не существовало. Мир представлялся в виде машины, работающей в жестко установленном ритме. За пределами природы ничего не существовало, и поэтому никакие вмешательства извне не были возможны. Нарисованная здесь картина мира нового времени стала столпом материализма и материалистического атеизма. Бог был объявлен «безработным», так как все, казалось бы, происходит автоматически. Кажущийся бесконечным космос сделал Бога к тому же бездомным – в такой картине мира для Бога буквально не оказалось места. Однако при более точном анализе это представление оказывается смесью научных и мировоззренческих позиций. Оно содержит высказывания, совершенно не обоснованные естественнонаучной методикой (экспериментами и созданием теорий). Так, материи были приписаны свойства, присущие, в принципе, только Богу: абсолютность, вечность, неизменность.
НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ
Однако в первой четверти XX века ученые существенно изменили представление о картине мира. В то же время пришлось сильнее задуматься о последствиях и ограниченности естественнонаучных высказываний. Новые эксперименты и наблюдения привели к революционным изменениям в представлениях о материи и законах природы: материя утратила свой статический, абсолютный характер; она не является вечной, непреходящей. Атомы (по-гречески – неделимые), в противоположность значению слова, оказались делимыми. Они состоят из так называемых элементарных частиц – протонов, нейтронов и электронов. На сегодняшний день известно свыше 300 элементарных частиц. Между тем выяснилось, что многие из них даже не являются элементарными. Ученые открыли, что и они, в свою очередь, состоят из кварков. Сегодня мы подозреваем, что эти микрообъекты делятся на «еще более элементарные» частицы – так называемые струны. Последние отнюдь не являются неразрушимыми. Они могут подвергнуться аннигиляции – превратиться в другие микрообъекты. И как ни странно, они, вопреки ожиданиям, не ведут себя неизменно, а имеют спонтанный и случайный характер. В одних экспериментах они проявляют себя как частицы, в других – как волны. Большинство естествоиспытателей исходят сегодня из того, что поведение «струн» в будущем не поддается объективному определению. Это доказывает границы наших возможностей предсказания. Итак, новое представление о материи и природной закономерности сменило старое «представление нового времени». Представление о мире как о машине отслужило свой век. Точные законы, как например, закон о сохранении энергии, хоть и продолжают существовать, но они не исключают случайность. Наряду с ними существуют законы, возникающие за счет взаимодействия ряда случайностей и допускающие колебания и отклонения.
КТО ЗАКОНОДАТЕЛЬ?
Так эксперименты и создание теорий составляют картину природы, способную с возрастающей точностью ответить нам на вопросы о функционировании: как падает камень? Как расходятся волны? Как происходит обмен веществ в клетке? Однако представление о природе не рассматривает вопросов о сущности, об обязанностях (этике), о смысле жизни. Попробуйте выяснить вопрос о смысле жизни путем экспериментов!
Почему вообще что-то происходит? Кто или что производит наблюдаемую динамику? Ссылка на законы природы была бы недоразумением. Законы природы так же мало вызывают явления природы, как и правила уличного движения – уличное движение, или правила бухгалтерского учета – оборот фирмы. Законы природы описывают явления, но не являются их причиной.
Физик Стивен Хокинг формулирует это следующим образом: «Кто вдувает дыхание в уравнения и создает для них Вселенную, которую они могут описать? Обычный метод, по которому наука создает себе математическую модель, не в состоянии ответить на вопрос, почему должна существовать Вселенная, которую описывает эта модель».
БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ
Представление о мире, господ-ствовавшее в новое время, отвергало существование Бога. Новая точка зрения тоже не доказывает существование Бога. Такого доказательства не может предоставить ни одна наука. Это было бы подобно попытке заключить Бога в пробирку. И все же новые познания означают вновь приобретенную свободу в отношении веры и мышления. Современное представление о природе в своей методической ограниченности указывает на области за пределами своего понимания. Было бы чрезмерно требовать, чтобы это представление дало нам безопасность и защищенность, например, в вопросе бытия материи. И это заставляет нас задуматься над вопросами: где берет начало все происходящее? Кто обуздывает хаос? В чем состоят смысл и цель всего происходящего? Вопросы о сущности, смысле и цели, о Создателе, наконец, остаются. И наука не может дать на них ответ. Мы сами должны решить, в какое представление о мире мы включим наше представление о природе.
БОГ СОЗДАТЕЛЬ
Как христианин я вижу в зако-номерных процессах природы верность и надежность Бога. Мы можем существовать и планировать нашу жизнь только на основании законов. Библейские повествования исповедуют Бога как Создателя и Законодателя мира. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Использованное здесь еврейское слово, переведенное как «сотворил», означает действие, относящееся только к Богу. Только Он создает, не нуждаясь в имеющемся уже материале.
И Бог устанавливает законы материи, действительные для всех людей: Бог «повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Только благодаря законам природы мы можем выполнять поручение созидания, возделывания и сохранения. Однако сегодня мы понимаем отчетливее, чем раньше, что нашему планированию и прогнозам установлен предел.
МОЛИТВА И ФИЗИКА
Теперь можно себе представить, что оказавшаяся в поле зрения физики открытость будущего является полем свободного, суверенного вмешательства Бога. Он может, например, таким образом спонтанно реагировать на чью-либо молитву. Может быть, картина из нашего исконного опыта поможет нам понять такие действия Бога, как: мир – это не машина, а скорее организм, подобно нашему телу. Многое происходит в нем закономерно, «автоматически». Однако наш организм реагирует также и на импульсы нашей воли и подчиняется нам – очевидно, не нарушая при этом законов природы. Правда, мы не знаем, как в действительности происходит предполагаемый при этом процесс взаимодействия.
Что Бог трудится над Своим творением, для христианина очевидно. Как Он это делает, мы, собственно говоря, не знаем. Мы можем лишь показать возможности мышления в рамках нашей актуальной картины мира, чтобы таким образом преодолевать барьеры мышления. В принципе, это будут тогда формулировки христианского вероисповедания на естественнонаучном языке. К счастью, сегодня такие исповедания формулировать легче, непринужденней, чем в прошлом столетии, когда представление о природе было превращено в идеологию материалистической картины мира.
БОЖЬЯ ГАРАНТИЯ
Согласно библейскому свиде-тельству, Бог является не только Создателем и Законодателем, но и Хранителем мира. В Новом Завете об Иисусе Христе говорится: «Все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16–17). По Его воле Вселенная будет существовать до тех пор, пока ей на смену не придут новое небо и новая Земля. Учитывая физические законы сохранения, можно догадываться, что здесь сдерживаются хаотические силы.
Во всяком случае, после потопа Бог однозначно гарантирует Ною временное сохранение законов: «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). Мы, естествоиспытатели, не имеем более глубоких познаний, говоря сегодня о сохранении энергии, орбитального момента и сп`ина. Мы не в состоянии научными средствами ответить на вопрос, почему законы природы со временем не изменяются, почему они постоянны. Тот факт, что солнце всходит каждый день, вдруг становится сомнительным и заставляет снова удивляться.
IDEA, 11.01.2006