Вера и Жизнь 2, 2006 г.
Стартовая площадка
Надежда Орлова
«И не приходило то на сердце человеку»
Почему так сказано только о рае? Почему только Эдем не может представить себе человек? А ад может? Почему в Писании мы так часто встречаем описание ада и никто не сомневается в том, что он изображен достаточно наглядно? Почему при том же описании рая тем не менее следует оговорка: не можете себе представить, не можете вообразить, и даже никогда не придет такое на ум?
Что легче понять нам: ужасы ада или красоту рая? Скорее всего, ад будет выглядеть в нашем воображении реалистичнее. Почему? Например, многие люди убеждены, что рай – скучное место. Человек будет вечно бродить по цветущему саду и играть на арфе (так описал рай Марк Твен, и многие с ним согласились). Игра на арфе вызывает стойкую ассоциацию с ненавистными гаммами и раздраженной учительницей из музыкальной школы. Большинство не хочет такого рая. В этом видна ограниченность доброй фантазии в человеке. Странно, но прекрасное – музыка и сад – вызывают неприятные воспоминания. Библия говорит нам: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
Про муки ада такого не сказано. Представить ад легче, чем рай. Почему? Потому что это нам ближе, потому что зло – наше врожденное качество, а добро – приобретенное, благодаря рождению свыше, которое переживают не все.
Человек наделен способностью к творчеству, стремлением к нему, богатым воображением. Миллионы созданных книжных миров, кинокартин, художественных полотен, скульптур, архитектурных памятников доказывают это. Опираясь на реальные прототипы, художник отталкивается от них и дает свободный полет своей фантазии. Красота и воплощение мечты дают миру шедевры искусства.
Куда же улетают эти мечты, к чему они стремятся, от чего отталкиваются? Направления в искусстве различны, все их названия не знают даже преданные поклонники, а разобраться в классификации уж тем более под силу только узким специалистам. Однако рядовой зритель всегда даст четкое определение: доброе или злое.
Какие герои в книге, спектакле, фильме выглядят ярче, индивидуальнее? Конечно, отрицательные. Любой актер скажет, что играть злодея легче, чем добродетельного героя. Для создания образа последнего необходим поиск, как сделать добрую речь запоминающейся, не впасть в морализаторство и скучное нравоучение, которое зрителю не понравится. Вот почему экраны телевизоров залиты кровью и полны сценами насилия – и создать легче, и смотреть будут охотнее и больше.
Если вы читали фантастику, то видели, с каким упоением и как убедительно выписаны монстры, черные маги, чудища. Как представляет человечество свое будущее в этих сказках для взрослых? Железными монстрами, лязгающими непомерным количеством паучьих лап, бряцающими бластерами и лазерными мечами. И это – предел людских надежд на будущее? Вы когда-нибудь читали фантастическую книгу, где герои были бы прекрасны, совершенны, безупречны и морально, и физически? Если – да, то это, скорее, исключение, чем правило. Не приходит на ум хотя бы Тысячелетнее царство, неинтересно его описывать, скучно. А может быть, просто «не приходит на сердце»?
Глядя на картины художников прошлых веков, на одухотворенные лица святых, мадонн, многочисленные образы Христа, люди поражаются их красоте и не могут создать не только что-то лучшее, но хотя бы подобное. Не так давно в каталоге книг предлагали самоучитель по рисованию «Копируем шедевры великих мастеров. Шаг за шагом». Это все, что остается деградирующему миру. Настоящий художник, писатель, скульптор верит в Создателя. Эта вера дает ему вдохновенные образы красоты и добра. Величественные произведения Бетховена, Бортнянского, Генделя и Листа были вдохновлены Божественной верой, что жила в их сердцах.
Вкусив плод дерева познания добра и зла, человек ярко и отчетливо видит зло, а добро «теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12). И это слова одного из величайших апостолов!
Человек создан по образу и подобию своего Небесного Отца, поэтому он всегда будет стремиться к творчеству. Но творчество может быть созидательным, а может быть разрушительным. Созидательное творчество пробуждает лучшие качества души, побуждает к добрым делам, к поискам высшего и духовного смысла в жизни. Разрушительное творчество толкает на преступление, поднимает все темное и гнилое, что есть в натуре человека, взывая к животным инстинктам и высвобождая их. Удивительно, даже написав эти строки, чувствую, что в голове больше слов и красочных выражений, которые описывают «плохую» часть рассуждений, а вот подобрать добрые эпитеты сложнее – все кажется надуманным и стандартным.
Изначально «плохой плацдарм», от которого можно оттолкнуться в своем развитии и творчестве, в нас занимает огромную площадь. А вот «добрая стартовая площадка» намного меньше. На ней трудней разбежаться и оттолкнуться. Поэтому ее надо увеличивать, расчищать, готовить и использовать в своем труде. А главное, помнить, что мы вызываем у наших слушателей и зрителей, когда обращаемся к ним через свое творчество: добрые образы и мысли или разрушительную энергию зла? А это будет зависеть от того, от чего отталкиваемся мы сами, от какой стартовой площадки.