+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2006 г.

Интернациональные бесы

Валерий Мельников

Еще великий Достоевский сказал о том, что дьявол всегда борется с Богом. А тот факт, что языческие игрища всегда переплетаются с праздниками христианскими, тому лишний раз подтверждение. Так, в начинающиеся после Рождества святые дни (Святки) славяне в массовом порядке погружаются в мутный омут ворожбы, а вакханалии в ночь накануне праздника рождества Иоанна Крестителя, который в народе зовут Иван Купала, с каждым годом приобретают все больший размах. Церковь прилагает немало усилий для борьбы с этими проявлениями язычества (а с точки зрения христианства – бесовщины), но, увы, пока тщетно. Мало того, к нашей доморощенной дьяволиаде добавилась импортная – праздник Хэллоуин, который отмечается накануне католического Праздника всех святых – в ночь с 31 октября на 1 ноября.

История праздника

На вопрос, откуда пошла эта чертовщина, практически все источники отсылают к древним кельтам-язычникам и их празднику Нового года, который отмечался 1 ноября. В принципе древний языческий праздник Нового года был тихим, красивым домашним мероприятием, когда люди собирались дома, разжигали очаги в ожидании, что души умерших предков хозяев дома прибудут погреться у огня. При этом все старались нехитрым угощением умилостивить повелителя загробного мира – языческого бога смерти Самхаина. После принятия христианства Самхаин стал ассоциироваться у ирландцев с сатаной, и вчерашние язычники внесли в праздник существенные коррективы: теперь стало считаться, что вместе с душами предков из загробного мира на землю приходит всякая сатанинская нечисть вместе с дьяволом. Далее логика рассуждений духовно неокрепших христиан привела к следующему: чтобы черти и вурдалаки не смогли никому навредить, нужно так нарядиться, чтобы обрести облик нечисти, чтобы та приняла ряженых за своих и прошла мимо.

Западная церковь, борясь с языческими предрассудками, установила первого ноября Праздник всех святых (у православных этот праздник отмечается в первое воскресенье после Троицы). Предполагалось, что люди будут просить защиты у святых, а не заигрывать с нечистой силой, но языческие традиции оказались сильнее. Так родился праздник Хеллоуин (Halloween), полное название которого Аll Hallows’ Even, что значит «канун всех святых».

Перекочевав в Америку, праздник Хеллоуин постепенно приобрел хулиганский характер. Бить стекла окон, разбрасывать на улице мусор, поджигать деревья и тому подобное стало «доброй» традицией праздника. Популярность этого сумасшествия была настолько велика, что в 20-е годы ХХ века американским бойскаутам пришла в голову идея отказаться от вандализма в этот день, не отрекаясь от самого праздника. Хулиганство бойскауты заменили маскарадом, на котором было принято, переодевшись в персонажей оккультного мира, выпрашивать конфеты у прохожих. Так Хеллоуин вернулся к изначальному своему значению – балу нечистой силы. Став любимым праздником американских школьников, он через американскую поп-культуру перекочевал и в другие страны, в том числе в Россию.

Чертова тыква

Обязательным атрибутом Хеллоуина считается пустая тыква с вырезанными глазницами и горящей внутри свечой. Тыква эта пришла из ирландской легенды о скупце Джеке, который при своей жизни умудрился выторговать у дьявола обещание не забирать его душу в ад. И вот когда Джек умер, то скверная его душа, минуя рай, направилась в ад, но, согласно договору с дьяволом, там ему также не нашлось места. И погрузилась душа грешника в беспросветную мглу, и так ей стало тошно, что даже сатана сжалился над Джеком и дал ему несколько угольков из адова костра. Чтобы их не задуло ветром, черт подарил ирландцу тыкву, в которой он выдолбил середину и поместил туда уголек. Согласно легенде, с тех пор неприкаянная и проклятая душа Джека бродит по миру со светящейся тыквой в руках. Вот с этим символом всеобщего проклятия и бегают российские школьники на праздновании Хеллоуина.

Странно, что многие родители страшно боятся, что их дитя кто-то сглазит, впадают в панику, если ребенок принесет в дом найденный на улице крестик, стремительно уводят детей в сторону, завидев похоронную процессию. А тут дети носятся с символом проклятой души, переодеваются в чертей и вурдалаков, копируя жертвоприношение сатанистов, пьют из бокалов томатный сок, символизирующий человеческую кровь, рисуют на животе живописные картинки с вывернутыми внутренностями. И все это до слез умиляет учителей и родителей, которые даже не задумываются о том, какой неизгладимый след оставит в психике детей вся эта чертовщина.

Испытание психики

С каждым годом размах праздника Хеллоуина нарастает, приобретая все более причудливые формы. Вот лишь небольшой эпизод из его празднования в одной из московских школ, на котором побывали журналисты «Вечерней Москвы»: «Палач в красном балахоне с прорезями для глаз подвел приговоренного к стремянке, над которой с потолка свисала веревка. Заставил несчастного – тот тоже был в балахоне, только в белом, – подняться по перекладинам. И... накинул ему петлю на шею. Зал замер. Через мгновение палач выбил лестницу из-под ног ученика. Тело бессильно закачалось на веревке, голова повисла, язык вывалился. „Ребята, давайте похлопаем“, – радостно воскликнула учительница».

Немудрено, что после проведения такого праздника у детей замечаются неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, слышание «голосов». А многие учителя отмечают, что хоть и удается со временем вернуть детей в нормальное русло общения, но все равно пережитое от увиденного: убийцы и маньяки, насилие и чужое страдание, монстры, вампиры и всякая нечисть – бесследно не проходит. Поэтому логично, что в 2003 году Московский департамент образования буквально за день до наметившихся гуляний, маскарадов и других мероприятий разослал по школам телефонограммы с указанием запретить проведение Хеллоуина в любой форме.

В Новосибирске подготовка к празднику нечистой силы идет полным ходом. На улицах города вывешены рекламы с тыквой Джека. Дети, предчувствуя «прикольный» вечер, шьют костюмы из атрибутов фильмов ужаса, а в православных храмах ночные сторожа готовятся к трудному дежурству – число оскверненных сатанистами храмов в ночь Хеллоуина растет с каждым годом.

В связи со всем этим возникает вопрос: неужели на Западе нет хороших, добрых традиций, которые можно было бы позаимствовать? Почему не перенять, к примеру, День благодарения или День матери? Нет, говорят те, от кого это зависит, эти праздники не имеют в России национальных корней. С Хэллоуином дело другое – этот праздник веселый, расслабляющий, а веселье интернационально. А может, причина в другом? Бесы ведь тоже интернациональны.

Архив