+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2006 г.

Опасный (само)обман

Вилли Цорн

Полтора года назад я имел возможность принять участие в экскурсионной поездке по Западу США. Воспользовавшись случаем, мы остановились на одну ночь в Лас-Вегасе. Уже одна дорога, ведущая к этому городу, чего стоит! Но незабываемое впечатление производит огромный город посреди пустыни. Все гостиницы построены под вид каких-нибудь достопримечательностей мира – пирамид, замков, мостов. Однако, внимательно всмотревшись, я заметил, что большинство из них – всего лишь бутафория. Весь город построен на обмане, подобно огромному миражу в пустыне, предназначенному лишь для того, чтобы создать у людей иллюзию.

«Господь сказал Самуилу: „Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце”» (1 Цар. 16:7).

Как часто этот стих используют для того, чтобы оправдать свой внешний вид. Утверждают, что Бог не придает значения внешнему виду, а смотрит только на сердце человека. Но действительно ли в этом тексте речь идет о стиле одежды, украшениях, прическах?..

Что побудило Бога сказать эти слова? И что Он имеет в виду, говоря, что смотрит не так, как человек? В чем причина отвержения Богом Елиава? Чтобы получить ответ на эти вопросы, заглянем коротко в древнюю историю Израиля – десятый век до рождения Христа.

Внешние критерии могут привести к неверному заключению

Отвергнув первого израильского царя, Саула, Бог посылает пророка Самуила помазать в царя другого. Войдя в дом Иессея, отца Давида, Самуил увидел его старшего сына. Полный надежды, он подумал, что нашел того, кого ищет. Мы читаем: «Он, увидев Елиава, сказал: „Верно, этот пред Господом помазанник Его!”» (1 Цар. 16:6). Но Бог вмешивается в ситуацию и поясняет Самуилу, что Он выбрал нового израильского царя по другим критериям. Не право первородства, не рост, и не сила, и не аура являются признаками царя по сердцу Божьему. Бог смотрит в первую очередь на сердце человека.

Самуил получает от Бога ориентир в поисках нового царя. Этот царь должен быть не таким, каким был предыдущий. Однако старший брат Давида, Елиав, очень походил на царя Саула. Он не только внешне был похож на Саула, но и его сердце было такое же, как у Саула. Мы видим, как Елиав из ревности упрекает Давида в высокомерии и дурном сердце (1 Цар. 17:28–29). Он завидовал своему младшему брату. Не он, самый старший, самый высокий и самый сильный сын, был помазан на царство, а его младший брат – пастух и музыкант. Сердце Елиава было исполнено зависти, корыстолюбия и зла, как и у царя Саула.

Как сильно Елиав со своей завистью и Самуил со своим поспешным решением похожи на нас! Как часто мы поддаемся влиянию внешних обстоятельств, давая ввести себя в заблуждение! Подобно Самуилу, мы слишком торопимся с выводами на основании первого впечатления. Но Бог действует обоснованно. Он знает самые потайные, самые темные уголки нашего сердца. Он знает наши мотивы и раскрывает их. Отвержение Саула и Елиава является последствием состояния их сердец.

Непослушание Саула

Саул был желанным царем народа. Израиль больше не хотел иметь царем Бога. Они не говорили этого прямо, но это соответствовало их душевному состоянию. Им хотелось иметь такого же царя, какой был у других народов вокруг них. В Первой книге Царств читаем: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (8:5). Бог исполнил их желание, дав им царя Саула. Саул был воплощением царя язычников: корыстолюбие, высокомерие, лицемерие, насилие – всего лишь несколько характерных черт его сердца. Его корыстолюбие проявляется, когда он игнорирует поручение Бога, велевшего предать заклятию Амалика. Он оставляет в живых царя амаликитян, вероятно, с целью получить за него выкуп. Он сохраняет и лучших животных, и все ценное, чтобы взять это взамен своих жертвоприношений. Зато детей и женщин он не щадит (1 Цар. 15:3 и 15:7–9). К тому же Саул становится гордым и самонадеянным. Он принимает почести за успешный набег, хотя был обязан этой победой Богу. Вместо того чтобы воздвигнуть алтарь Богу, он ставит себе памятник. Он ищет не Божьей славы, но своей собственной (1 Цар. 15:12). Это непослушание привело к отвержению Саула. Самуил сообщает ему об этом. Однако вместо того чтобы признать свои грехи и покаяться, Саул лицемерит, представляясь религиозным и благочестивым; он сваливает вину на других, желая лишь спасти свою шкуру. А это предосудительно в глазах Бога.

Неготовность к раскаянию

Что же в сердце Саула побудило Бога отвергнуть его? Разве библейский Бог – не милостивый, всепрощающий Бог? Но этот же Бог говорит в Своем Слове, что Он поможет тем, кто призовет Его (Пс. 49:15). Мы видим: Саул никогда не был готов признать свои грехи и покаяться в них. Он стремился лишь к одному – сохранить внешнее приличие.

Притворное благочестие

«Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: „Благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа”» (1 Цар. 15:13).

Саул, встретившись с мужем Божьим, лицемерно притворяется. Он приветствует Самуила елейными словами и лжет ему прямо в глаза, будто был послушен слову Божьему. Как будто он не знает, что Бога обмануть невозможно. Но каким бы набожным он ни притворялся, Бог не поддается обману. И мы читаем о том, что Бог думает о Сауле: «Он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил» (1 Цар. 15:11).

Как часто мы притворяемся ничего не знающими. Даже если наша совесть свидетельствует об обратном. С большим усилием мы принимаем лицемерный вид благочестия, чтобы выглядеть верными исполнителями Слова Божьего. Твердо утверждая: «Мы исполнили слово Господа», мы думаем, что живем по воле Божьей. Но так же, как Саул не мог обмануть Бога, и мы не в состоянии сделать это. Ведь не можем же мы утверждать, что, будучи лишь отчасти послушными, мы исполнили волю Божью. Точно так же мы не можем утверждать, что исполняем Слово Божье, если мы пощадили то, что Бог осудил и велел нам оставить. Да, внешне мы можем напустить на себя благочестивый вид и обмануть наших ближних, братьев и сестер, но не Бога! Бог знает наши мотивы, истинное состояние нашего сердца и часто вынужден говорить нам: «Ты отвратился от Меня и слова Моего не исполнил».

Если Бог через Свое Слово ясно показывает нам, что Он хочет искоренить из нашей жизни, то мы не имеем права объявлять это хорошим, даже если думаем, что тем самым мы служим Ему!

Непризнание собственной вины

«Привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему» (1 Цар. 15:15).

Человек, желающий всегда быть правым и вполне уверенный в себе, реагирует подобно Саулу. Он первым делом отрицает свою вину. Самуил указывает Саулу на его непослушание. Но Саул не видит в этом никакой вины. По крайней мере, своей вины. Это сделал народ, а не он! Даже когда Самуил его повторно укоряет, Саул пытается доказать свою правоту. Вместо того чтобы раскаяться в своем грехе, Саул пытается оправдать его. Якобы они пощадили животных, чтобы принести их в жертву Богу. При этом главным мотивом однозначно было корыстолюбие и жажда добычи. Даже если они действительно хотели принести их в жертву, Бог не хотел этой жертвы. Послушание для Бога важнее жертвы. И если Бог объявил что-то злом, то человек не может называть это добром.

Но именно это мы и делаем. Такое поведение мы унаследовали от Адама. Уже на первых страницах Библии нам повествуется, как Адам свалил с себя вину, пытаясь оправдаться. Адам говорит Богу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Тем самым он возлагает вину на Еву и Самого Бога. Вы уже задумывались над тем, почему в Библии сказано, что Адам совершил первый грех, хотя Ева первая ела плоды от дерева познания? Дело в том, что Адам нес ответственность за Еву. И когда Бог призвал его к ответу, он не толькодаже свалил вину на Еву! Точно так же и Саул. Он не взял на себя ответственность за содеянное как царь народа, но обвинил народ. Это Богу неугодно. Ему угоден царь, который берет на себя грех своего народа, как это сделал Иисус – истинный Царь!

Мы живем сегодня в обществе, в котором часто свою вину сваливают на другого. Совершаются жестокие дела. И все спрашивают: как такое могло случиться? Кто виноват, что он такой? И потом виноватыми оказываются: общество, родители, коллеги и т. д. И редко кто признает, что должен сам нести ответственность за свои дела.

Печально, что таким образом люди отказываются от возможности получить прощение. Без осознания греха не может быть прощения. Как много людей не имеют мира в сердце, потому что они не готовы признать свои грехи и покаяться. А каждый, не считающий себя грешником, отвергает и Иисуса Христа. Ведь Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы спасти грешников. Один проповедник сказал: «Кто не понимает, что он – погибший грешник, тот никогда не поймет и милость». Если Бог изобличает нас в грехе, то это – приглашение принять прощение и спасение. Библия говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Ты должен исповедать свои грехи. И тогда Бог простит тебя и очистит.

Сохранение религиозного приличия

«Я согрешил, но почти меня ныне перед старейшинами народа моего и перед Израилем и воротись со мной, и я поклонюсь Господу, Богу твоему» (1 Цар. 15:30).

При поверхностном прочтении этого стиха можно подумать, что Саул в конце концов раскаивается в содеянном. Но именно это и является темой седьмого стиха в шестнадцатой главе этой книги. Бог смотрит не на лицо, а на сердце. И мы должны поступать так же. Что делает Саул? Заметив, что дело принимает серьезный оборот, он отказывается от своей первой стратегии (непризнания вины) и пытается спастись ложным покаянием. Если старейшины и народ заметят, что Бог теперь не с ним, то они перестанут слушаться его как царя. А этого во что бы то ни стало надо избежать. Внешне его поведение выглядит как покаяние, но сердце его такое же очерствелое, как и раньше. Кажется, Саул боится народа больше, чем Бога. Боясь за свой авторитет, он просит пророка Божьего почтить его перед народом. Им двигало не покаяние, а лишь желание сохранить честь и престол. Но печальнее всего то, что Саул постоянно говорит о Боге Самуила. Это не его Бог, у него с Ним нет никаких взаимоотношений.

Как много людей боятся, как бы то, что таится у них в сердце, не вышло наружу. Как много людей больше боится последствий греха, чем святого, внушающего почтение Бога. Как многие играют в благочестивую игру, желая хорошо выглядеть перед людьми, но не зная Спасителя лично.

Настоящее раскаяние исходит из смиренного и сокрушенного сердца

Если посмотреть на преемника Саула, то можно прийти к выводу, что Давид был ничуть не лучше Саула. Напротив: Давид совершал грехи, за которые, по Ветхому Завету, полагалась смертная казнь. Но, несмотря на это, Бог называет Давида «мужем по сердцу Своему». Пятидесятый псалом вносит ясность, показывая, что в Давиде так любил Бог. Этот Псалом Давид написал сразу после того, как совершил прелюбодеяние и заказал убийство. В Псалме проявляется сердце, ищущее Бога. Смиренное, сокрушенное сердце, исповедующее свои грехи и раскаивающееся в них. Давид любил Бога, называя Его своим Богом.

Давид осознал свои грехи и то, что он один несет за них ответственность (Пс. 50:3–6,11).

Важно сердце, а не внешний вид

Давид не вводит Бога в заблуждение показным благочестием. Он знает, откуда исходит зло. Его сердце смиряется в присутствии святого Бога и сознает свои ошибки. Поэтому самое большое желание Давида состоит в том, чтобы Бог изменил его сердце, его внутренний мир (Пс. 50:8,12).

Давид понимал, что Бог не даст ввести Себя в заблуждение внешними религиозными ритуалами. Он знал, что Бог желает не жертв, а сокрушенного, смиренного сердца (Пс. 50:18–19).

Если ты ищешь прощения, то не сваливай твою вину на других. Признай ее и попроси у Бога прощения и очищения. Слезы покаяния указывают путь к настоящему раскаянию.

Вилли Цорн — студент библейской школы Кёнигсфельд, Германия, женат, один сын.

Перевод с немецкого Марии Винс

Архив