Вера и Жизнь 4, 2006 г.
Непростой вопрос
Сергей Конторович
Есть ли разница между одержимостью (бесами) и оккультизмом? Можно ли христианина затянуть в занятия оккультизмом? Психически больной и одержимый... Разница есть?
И наконец – как освободиться от этого самому и помочь другим? Может, поможете? Благодарю!
Андрей
Относительно разницы между одержимостью и оккультизмом. Это разные вещи, хотя и могут быть связаны между собой. Оккультизм – это практика, а одержимость – состояние. «Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для „посвященных“» (Большой Энциклопедический Словарь, Санкт-Петербург, «Норинт» 1998 г.). С точки зрения христианского учения, все оккультные опыты запрещены Богом. Оккультизм пытается дать человеку власть над тайными силами, над природой, над духами... Люди вторгаются в неведомый мир духовных сил. Человек не знает, с кем или с чем имеет дело. Он должен ДОВЕРЯТЬ или учителю, или учению, или собственно духу, с которым имеет контакт. Как видим, мы имеем дело с верой. Христианская вера настаивает на том, что доверять можно и нужно ТОЛЬКО Богу. Но человек, вместо того чтобы верить Творцу, доверяет больше или людям, или вовсе неизвестным силам. Писание предупреждает, что всякий не верующий в Бога попадает под обольщение сатаны. Любая духовная альтернатива Богу – падшие духи. Именно им начинает доверять человек, вступая в определенные отношения с помощью оккультных практик. Поначалу для многих это не воспринимающаяся всерьез игра. А поскольку духовный мир реален, то человек обнаруживает, что оно «работает», что нечто «происходит». Это убеждает его в истинности оккультизма, и он погружается в этот мир.
Так вот, результатом этих опытов часто становится одержимость. С некоторыми это происходит практически сразу, после первого опыта. С другими – постепенно.
Не всякое демоническое воздействие стоит считать одержимостью. Под одержимостью следует понимать ситуацию, когда воля человека полностью или частично контролируется бесом. Однако демоническое воздействие иногда проявляется более «поверхностно». Это могут быть, например, навязчивые мысли, страхи, видения, голоса... Тут необходимо оговориться – перечисленное может быть и чисто психическим явлением, проявившимся в результате стресса или болезни. Поэтому, столкнувшись с такими проявлениями, ни в коем случае нельзя сразу делать вывод о бесовском воздействии. Обязательно надо разобраться в конкретной ситуации.
Вопрос о различении одержимости и психических заболеваний, который вы задаете, очень не простой. Лично я не являюсь специалистом в этой области. Служитель, которому я доверяю, считает, что определить разницу между одержимостью и психическим заболеванием можно следующим образом. Если человеку помогают медикаменты, пусть даже и сильные успокоительные, то это – болезнь. А если человек продолжает бесноваться, несмотря на лекарства, значит, причина духовного характера.
Однако этот же служитель предупреждает о возможных случаях, когда в одном человеке сочетается и болезнь, и одержимость. Такому человеку необходима помощь как врачей, так и душепопечителей.
Но существует мнение, что медикаменты просто тормозят моторику, и проявления одержимости становятся менее заметными.
От себя могу добавить следующее. Всегда полезно знать, что предшествовало болезни и одержимости. Если человек был «здоров», потом имел оккультный опыт и «заболел», то ответ однозначный: это одержимость. А из моих наблюдений могу заключить, что психически больные люди часто очень предрасположены к вере. Я не буду утверждать, что всегда, – у меня нет обширной статистики. Но это частое явление. И мне доводилось видеть обратную картину. Люди в припадках хулили Бога и церковь. Например, я знал одну пожилую женщину-алкоголичку. Мы проповедовали ей спасение и освобождение во Христе. Однажды она помолилась и попросила помощи, после чего освободилась, перестала пить и начала читать Библию. Но у нее не было молитвенной жизни, и на вопросы знакомых о том, как ей удалось освободиться от многолетней зависимости, стыдливо отводила глаза и говорила: «Да вот, бросила». Мы несколько раз ее предупреждали о том, что это кончится плохо. Так и случилось. Она снова начала пить. Больше, чем прежде. В трезвом состоянии она продолжала оставаться тихой старушкой-одуванчиком. Никогда ничего не говорила грубого, вежливо относилась к нашей вере, слушала о Боге. Но стоило ей выпить, как она преображалась. Голос становился хриплым, грубым. Она материлась, пела блатные песни (хотя никогда не сидела в тюрьме) и при этом всегда богохульствовала. Какие тут могут быть сомнения в одержимости?!
В связи с вышесказанным иногда предлагают такой метод определения: испытываемому человеку читаются места из Священного Писания, где сказано, что сатана побежден. По рекции на такое чтение можно сделать вывод об истинных причинах состояния человека.
Может ли христианин быть втянутым в занятия оккультизмом? Дело прежде всего не в практике, а в том, что человек ищет. Да, новообращенного, неутвержденного, не знающего Писания человека можно вовлечь в занятия оккультизмом. Однако развиваться это может в двух направлениях. Если этот человек – истинный христианин, то он будет искать Бога и Его воли для себя. Будет прислушиваться к тому, что говорит Библия и чему учит церковь, и обязательно разберется со своим заблуждением.
Но многие люди, называя себя христианами, на самом деле не являются таковыми. Связано это с неудовлетворенностью тем, что им дает Бог. Они никак не могут научиться ДОВЕРЯТЬ Его любви через Его жертву. Такие люди будут искать у Бога исполнения своих желаний. Сами по себе эти желания по-человечески могут быть очень даже понятны. Например, хронически больной и страдающий человек хочет исцелиться. Недовольство Богом и неверие Ему толкают такого человека искать решение своих проблем «на стороне», в том числе и в оккультных практиках. Результатом непременно станут духовные проблемы. Но мы должны обязательно внести ясность: такой человек только внешне проявлял веру, на деле же никогда не был верующим. Ведь вера – это не абстрактное признание бытия Бога, как часто думают наши соотечественники с атеистическим прошлым. Им кажется, что, признав существование Бога, они уже этим оказали Ему неоценимую услугу и вправе требовать всего, чего только захотят. А дело-то в ДОВЕРИИ Богу или НЕВЕРИИ Ему. И именно этого доверия ожидает Господь, ДОКАЗАВШИЙ нам Свою безграничную любовь, отдав за наши грехи Своего святого Сына на смерть.
Как помочь самому себе? В христианских общинах одержимости уделяется очень много внимания. Гораздо больше, чем это необходимо. Многие члены церквей задаются вопросом: «Не одержим ли я?» Связано это с пониманием святости, которое часто бытует в церквах; считают, что святой человек – это человек, все поступки которого совершенны, а помыслы чисты. Столкнувшись с искушениями, помыслами, порой не устояв и согрешив в чем-нибудь, такой человек начинает сомневаться в своей духовной чистоте. Не умея справиться с искушением и считая, что настоящий-то христианин не искушаем, он начинает думать: «Наверное, это одержимость». Результатом всегда становится еще большее поражение в духовной жизни. Дело в том, что мы спасаемся верой в Божье милосердие и любовь, верой в то, что именно Он дает нам силы преодолеть искушения. Это означает, во-первых, что нам свойственны искушения, поэтому появление дурных мыслей или побуждений не является признаком одержимости. Это то, что преодолевается с Божьей помощью. Во-вторых, человек часто пытается «стать лучше, чтобы угодить Богу», вместо того чтобы любить возлюбившего его Бога (от чего, как следствие, становится лучше). Бог любит нас в нашем несовершенстве. Нам потому и нужен Ходатай, предоставляющий Богу Свою жертвенную кровь, что мы несовершенны. Не сомнение в Божьей любви, а именно уверенность в ней изменяет нас.
Кроме того, мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда человек говорил о бесовских проявлениях в своей жизни, а на самом деле у него были проблемы с нервами. Простой отдых и прием успокоительных решал в таком христианине проблемы «одержимости». Надо быть очень осторожным в оценках духовного состояния как своего, так и окружающих, потому что вместо помощи можно навредить, причем серьезно, – подорвать веру. Нужно помнить, что Господь Иисус Христос победил сатану, что Он полностью освободил верующих, что Его кровь очищает от ВСЯКОГО греха, что «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире» и что никто не похитит нас из Его руки. Тревожным является повышенное внимание к теме одержимости среди христиан. А если в церкви действительно столько одержимых, как считают некоторые, то возникают другие вопросы: чему учит эта церковь и в кого верят уверовавшие в ней?
Столкнувшись с подозрением на одержимость, первое, что необходимо сделать, – это выяснить веру человека: во что он НА САМОМ ДЕЛЕ верит. И укреплять его веру в Евангелие, спасение и силу Божью.
Если все-таки выяснится, что вы действительно имеете дело с одержимостью, то лучше обратиться к опытному служителю. Если же такого служителя не окажется рядом – все христиане являются детьми Божьими и Его священниками. Совместная молитва веры – вот выход. Но! Надо помнить о двух моментах. Первое: изгоняет бесов Христос. Не мы, а Он. Именно это и дает уверенность молящимся. Им не надо быть сверхсильными, сверхдуховными и сверхопытными. Им надо быть верующими, доверяющими Господу, ожидающими от Него милости с верой. Ничто так не может помешать в этом деле, как чувство собственной значимости. И второе: молитву освобождения надо обязательно сопровождать укреплением в вере того, о ком молитесь. Потому что, если его вера будет хотя бы как горчичное зерно... А для наставления в вере необходимо иметь ее самим.
Хоть ответ и получился пространным, но короче на этот вопрос трудно ответить. Надеюсь, что хоть чем-то помог вам.
С уважением Сергей Конторович