+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2008 г.

Порождая вседозволенность...

Галина Анацкая

Пишу вам впервые, хотя читаю ваш журнал «Вера и жизнь» уже несколько лет. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за ваш труд. Пусть же Господь благословит вас и дарует силы, знания и мудрость, чтобы вы могли продолжить это дело.

Долго лежал черновик моего письма – с того времени, как прочитала рассказ-быль «Полечка» (№ 5/2006 г.), наконец решила отправить вам свои рассуждения, результаты духовных поисков и предложения.

А мне опять терпеть, терпеть, терпеть,
Упреки слушать дерзкие и ругань
И ничего в ответ сказать не сметь,
И защищаться лишь молитвы кругом...
Е. Кашкурова
(«Вера и жизнь» № 6/2003 г.)

Брак христианки и неверующего. Проблемы складируются во многих браках, в том числе и христианских. Но насколько же специфичны и трудноразрешимы проблемы в смешанных браках! Более десяти лет назад, в начале пути с Богом, я выписала из Библии в одну колонку права и обязанности мужа, в другую – жены. Прав, по сути, у жены нет – одни обязанности, но ведь за спиной такого идеального мужа этого вполне достаточно. Мужем руководит Христос, он является образом Бога и Его славой, а жена – славой вот этого чудного мужа. А теперь скажите мне: является ли вор, прелюбодей, пьяница славой Бога? Насколько я знаю, эти люди называются грешниками, Царства Божьего не наследующими. Но ведь и такие мужья бывают у христианок: автоматически становясь главой жены, по Писанию, так же автоматически получают главу над собой – Христа. Почему автоматически? Да потому что сами они не признают Христа своим главой. К сожалению, эти мужья находятся в подчинении у другого главы: «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4). Так славой кого является жена грешника и как выглядит схема подчинения в данном случае? Логично предположить, что если цепочка прерывается на муже, то жена напрямую подчиняется Христу и Богу, исключая неверующего мужа. Это в духовном плане, а теперь рассмотрим в земном. Обратимся к колонке обязанностей мужа и, предположив, что муж – алкоголик, а это наиболее часто встречающаяся беда, начнем стирать те пункты, которые он не выполняет. Давайте вместе! Убираем любовь к жене, также он не оберегает ее ни физически, ни эмоционально, наоборот, добавляет горя; зачастую нигде не работает, не обращает внимания на детей, тело жены заменяется на спиртное, либо берется силой. Что осталось? Да ничего! Хозяином он просто не может быть, как больной человек (по заключению медицины), зависимый от наркотика; да ведь он и не хочет. Сколько раз я наблюдала природный феномен: обломившуюся верхушку сосны тут же заменяет одна из ближайших веток. Она изо всех сил тянется вверх, набирает вес, нужную высоту, и сосна действительно становится похожей на себя прежнюю, но только похожей... Вот так и жена алкоголика взваливает на себя все обязанности мужа, хотя на ней и так громоздятся работа, дом, быт, дети. Тянет женщина этот непостижимый груз и понять не может одного: она, лишенная любви, поддержки и опеки мужа, страдающая от его предательства и недостойного поведения, обязана еще и любить, и уважать его, терпеть, смиряться и подчиняться. В чем смиряться? Что терпеть? Чему подчиняться? Это не призыв к бунту, это приглашение осмыслить настоящий трагизм вот такого брака.

С одной стороны, христианке, как и любому верующему человеку (ведь «нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе», Гал. 3:26), Господь повелевает не преклоняться под чужое ярмо с неверными, выйти из среды их и отделиться, не прикасаться к нечистому, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, наблюдать, чтобы не было между верующими какого блудника или нечестивца, но, с другой стороны, этот нечестивец – ее муж, и, следуя указаниям Господа, она должна повиноваться ему. В моей должностной инструкции есть пункт, гласящий, что в случаях, когда распоряжения моего начальника могут привести к порче оборудования, либо угрожают здоровью или жизни персонала, я имею право не выполнять их. Все мы понимаем, что начальник – это всего лишь человек, и ему свойственно ошибаться. Отчего же так безоговорочно мы подходим к вопросу подчинения жены мужу? Почему в Писании многие видят только то, что хотят видеть? А вот профессор, богослов из Америки, кассеты с семинаром которого я прослушала, на основании того же Писания сделал вывод: жена имеет право ослушаться мужа в трех случаях: если его требования противоречат Божьим законам, если направлены против государства, если угрожают здоровью и жизни ее или детей. Многие ли христианки слышали об этом? Да и смогут ли воспользоваться этими знаниями? Возьмем Полечку, героиню рассказа-были, напечатанного в журнале «Вера и жизнь» №5 за 2006 год. Прошу прощения у родных ее, что тревожу память, но любой прочитанный материал обязательно подвергается осмыслению, сравнению, испытанию, для этого он и печатается. Итак, все двадцать пять лет брака муж Полечки почти не работает, квартира рушится без ремонта, семья, в которой растет доченька, голодает, чужие люди иногда помогают одеждой и едой. Всю свою зарплату женщина без слов отдает хозяину, который ее тут же пропивает. Полечка не ропщет, уже смертельно больная, служит мужу на коленях, стаскивая с него грязные сапоги, постоянно молится, называя мужа образом Бога, и цитирует стихи из Библии, подтверждающие правильность ее поведения. Вот вам образец настоящей жены-христианки! Я много размышляла над этим материалом, перечитывала, пыталась «прочесть» свои строптиво «торчащие» мысли, дабы хоть как-то приблизиться к этому образу-идеалу. Нет, не получилось, постоянно идет отрицание почти по всем эпизодам. Даже притча сложилась незатейливая, но понятная, думаю, всем. Посадила огородница картофель, вложила много труда, средств, надежды. Зазеленел картофель, радуя глаза хозяйки, и вдруг – беда! Налетел колорадский жук и стал уничтожать ее надежду, ее детище. Упала огородница на колени, моля Бога сохранить ее урожай, дни и ночи стояла, молясь и наблюдая, как чернела изумрудная поляна после пиршества насекомых. А ведь судьба огорода была в ее руках! Не умаляю при этом утверждения роли нашего чудотворного Отца, Он может все, но читала как-то выражение: «Нет у Бога иных рук, кроме наших», то есть зачастую Он действует через нас, нами, нашим умом и руками.

Анализ десяти первых лет моего замужества, проведенных в слезах и отчаянии, показал: на мужчин определенного типа, в основном слабых и подлых, наши слезы, духовная помощь и зависимость от них влияют так, как на хищника запах крови жертвы – он нападает и начинает терзать. Выходит так, что своей покорностью мы порождаем в муже агрессию; всепрощением, называемом смирением, мы порождаем вседозволенность; вседозволенность порождает разрушителя, который все вокруг, себя в том числе, превращает в руины. И однажды я сказала мужу слова, часть из которых, спустя десяток лет, я встретила на странице христианской книги «Пять языков любви» (их я выписала в тетрадь): «Нельзя с человеком обращаться, как с тряпкой. У нас есть разум и воля. Мы чувствуем, мыслим. Мы способны принимать решения. Если супруг пользуется вами, в грош вас не ставит, а вы терпите все это, вы не любите его. Ведь с вашей помощью он по-степенно становится жестоким. Тот, кто любит, скажет: „Я не позволю так обращаться со мной. Это плохо для нас обоих...” Бог говорит каждому верующему: „Обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием” (2 Тим. 4:2)». Скажете, это не для жены, которой мужа учить не позволительно. Но разве одобрит Господь то, что вы могли бы сделать доброго, но не стали делать? Он желает видеть нас «мудрыми на добро». В книге А. А. и Б. А. Русаковых «Христианская этика» читаем: «Христианство изменило порядок вещей. За женщиной признавалось право на религиозное сознание, нравственность, индивидуальность, собственное мнение». Дорогие сестрички, уважаемый автор стихотворения! У вас есть право высказать свое мнение, тем более защищаться от несправедливых обвинений. Не способствуйте превращению своих неверующих мужей в монстров. Любовь должна быть действенной, а мудрость, выпрошенная у Отца, подскажет, где, в какой степени ее применять.

Я ни в коей мере не могу являться примером для подражания, но хочу сказать, что мне удалось с Божьей помощью остановить мужа на краю пропасти. Боролась всеми доступными способами, в том числе и в самом прямом, когда нужно было остановить физическую агрессию. Мне удалось убедить мужа, что не своего я ищу, а хочу ему добра и нам обоим счастливого брака. Он не стал трезвенником, но перешел на более «легкий» алкоголь, работает на своей любимой, очень ответственной работе, благодаря чему сыновья получили университетское образование, женились, у всех нас свои квартиры. И сейчас бывают ситуации, когда приходится произносить: «Я не позволю с собой так обращаться», но все довольно быстро «разруливается», так как мы оба ценим то, что имеем, пусть не идеальное, но терпимое. Хочется, чтобы и муж, и вся детвора наша пришли к Богу. Не устаю об этом молиться много лет, но ответ пока: «Подожди!». Жду и верю, что Отец усмотрит мою просьбу, но закрадывается иногда мысль: «А может, не хватает во мне Полечки?»

Архив