+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2009 г.

Ежедневный экзамен

Надежда Орлова

Жизнь научила меня много прощать, но еще больше - искать прощения. Отто фон Бисмарк

Прощение – это помилование, извинение какого-либо поступка. Современный толковый словарь русского языка

Каждого из нас в детстве учили просить прощения, но научить прощать намного сложнее. Как простить тех, кто нас обманул, предал, причинил боль, принес нам горе? Нередко мы прощаем другим их слова или поступки, но простить того, кто задел нас до самых глубин нашей души, очень трудно, порой невозможно. Просят ли у нас прощения, или мы прощаем по собственной инициативе, это решение – всегда результат сложной внутренней борьбы, причем исход этой борьбы никогда не известен заранее. Мы можем искренне желать простить, но не всегда нам это удается.

«Ломать – не строить» – гласит поговорка. Действительно, как легко все нарушить, и как трудно попра-вить. Одно слово, одно действие занимают миг, а последствия тянутся годами, десятилетиями. Обида и разрыв, предательство и ссора могут приключиться в один момент, произойти за несколько секунд, навсегда разделив стеной тех, кто был близок. Или не был, но и врагом становиться не собирался. А вот стал. Обиды – непрощения накапливаются, пополняют список претензий. Но и другие пишут такие же списки, в которые внесено наше имя. Это взаимоотношения между людьми. А есть и взаимоотношения между творением и Творцом.

* * *

Поздний летний вечер. В откры- том окне слышны ночные деревенские звуки: далекий лай собак, шорох ветра в листве яблоневого сада, стрекот кузнечиков в высокой траве. Бабушка, кряхтя, поднимается с колен после молитвы. В темноте раздается ее голос: «О-хо-хо, грехи наши тяжкие». Внучка лет пяти, лежа в кроватке, тут же подает голосок: «Почему тяжкие?» Бабушка: «Много их, копятся год за годом, давят тяжким грузом, потому и тяжкие». «А мне не тяжко!» – возражает девочка. «Да сколько тебе лет-то! Какие у тебя грехи-то! Вот проживешь с мое, тогда и накопишь. Тогда и будешь просить прощения у Боженьки». Бабушка ложится. Тишина. Только ночные деревенские звуки сочатся через окно, да мерцает огонек лампадки.

Годы прошли, грехи накопились, тяжкий гнет давит душу. Сомнения и искания юности, относительная мудрость среднего возраста, мудрое уныние старости – все пришло и прошло своим чередом. А жажда прощения, спасения и уверенности в будущности за смертной чертой только окрепла, обострилась, усилилась. И повторяется ночной диалог. И новое поколение землян ищет освобождения от плена рабства. Ищет прощения.

Слова «прощение», «примирение», «покаяние» неразрывно связаны с Богом, с Голгофой, с Церковью. Мы часто терпим обиды в этом мире. Часто и сами наносим их. Мы вправе ожидать справедливости Божьей, как и Его наказания. Никогда Бог не возлагает на нас чужую вину, зато не замалчивает и наших преступлений. У Него милость и справедливость. Не это ли мечта всех людей? Милость и справедливость… И в этом – основное отличие от мира. Жестокого, несгибаемого мира, ничего не прощающего, ничего не забывающего.

* * *

Семейные отношения – самые прочные и самые хрупкие. Они выстраиваются годами, а рухнуть могут в одночасье. Ложь и предательство, даже в самых малых количествах, могут уничтожить счастье навсегда. И только прощение способно спасти его.

Супружеская пара вместе уже десять лет. Подрастают дети, налажен быт. Случилось так, что жена обманула мужа. Нет, речь не идет об измене. Это была так называемая «финансовая неверность». Супругу все стало известно. Последовали бурные выяснения отношений, слезы и ссоры. Ложь, вставшая между родными людьми, так ослепила обоих, что на время стало не видно ничего.

Я слушала рассказ этой женщины. И спустя годы она плакала, теребила на груди янтарный кулон и говорила:

– Жгучий стыд сжигал меня. Казалось, что возведенная за десять лет здание семьи рухнуло, а я стою среди обломков и думаю: «Как же мне в глаза-то ему смотреть?» Я ни спать не могла, ни есть, ни работать. Совесть мучила ужасно, чувство вины распластало, придавив так, что не вздохнуть, не выдохнуть. Не сдала я тогда семейный экзамен, провалила.

– А как все разрешилось? – спрашиваю.

– Мне и перед Богом стыдно было, я у Него прощения просила. Но тут я знала, что Он-то простит, уверена была. А вот как муж себя поведет, не знала. Бывали, конечно, и раньше какие-то размолвки, но такого – никогда. А он через три дня пришел домой и положил на стол коробочку. Открываю, а там – вот этот кулон. Он говорит: «Прощаю тебя, родная. И обещаю перед Богом НИКОГДА НЕ ВСПОМИНАТЬ. А это – символ моего обещания». И вот уже сколько лет, о чем бы мы ни спорили, какое бы настроение ни было, никогда никакого упрека. Сдал мой муж экзамен на прощение.

Раз и два столкнувшись с тем, кто не оправдал ожидания, дружбы, внимания, доверия, никогда уже не повторишь попытки совместного служения и доверительных отношений. Это немудро. Это опасно. Это просто невозможно.

Человечество предает Творца с момента своего появления на свет. Адам и Ева, Израиль и его цари, Иуда и Димас, Фигелл и Ермоген. Судя по некоторым поступкам, что приходилось совершать, каждый из нас может смело добавить и свое имя в этот список. Однако Господь вновь и вновь, даря Свое прощение кающимся, поднимая упавших, совершает С НИМИ труд. Совершает ЧЕРЕЗ НИХ труд. И доверяет: блудному сыну – перстень на палец, Петру – стадо овец Своих, освобожденному заключенному – служение пастора, бывшему наркоману – проповедь для самых падших.

* * *

Бреду по университетской аллее. Под ногами уже не осенние, а зимние листья – почерневшие, съе-жившиеся, ломкие. Теплый декабрь позволяет группкам студентов штудировать конспекты, сидя на лавочках в парке. Вспоминаю свои зачеты и экзамены. Как бегали сдавать «хвосты», переписывать контрольные работы. Особенно трудно далась одна из них. В который раз, уходя с очередным «незачетом», девчонка дрожащим голосом сказала: «Юрий Иванович, у нас остается совсем мало времени...» Речь шла о допуске к приближаю-щейся сессии. На что преподаватель ответил: «У вас впереди много времени – вся жизнь». Это ирония, даже насмешка.

Мы каждый день пишем контрольную работу. Слова, мысли, поступки. Победа Христа, когда «зачет». И наш «хвост», когда «двойка». И каждому Господь дает достаточно времени для прощения и примирения, для осознания и покаяния. Достаточно времени, чтобы сдать сложный экзамен. Тем, кто хочет его сдать.

Архив