+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2009 г.

Не судите...

Алексей Еропкин

Однажды, еще новообращенным, я оказался в кругу опытных братьев, которые довольно резко критиковали поведение других служителей. Такой разговор меня порядком смутил, и я задал им вопрос: «Разве Писание не учит нас, чтобы мы не судили других?» На что они ответили: «А мы не судим, мы просто рассуждаем...» Тогда я задумался над тем, а в чем же разница между такими рассуждениями и осуждением? И как мне не погрешить против слов Христа? В поиске ответов на эти вопросы я старался понять природу запрета, чтобы не осудить тех, кто рассуждает.

Итак, почему же Господь дает мне указание не судить других людей?

Ты необъективен, поэтому не спеши давать оценку

Любой суд прежде всего связан с тем, что мы даем оценку. Мы судим о качестве товаров, о поведении людей, о состоянии экономики, о самих людях и даже о Боге. Как раз по этому поводу высказался однажды апостол Павел: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:3–5).

Итак, апостол советует нам не спешить давать оценку другим людям и их поступкам, ведь мы не знаем всех обстоятельств их жизни, не можем заглянуть в сердце и понять мотивы. Так, друзья Иова, судя по тем бедствиям, в которые он попал, посчитали его грешным. Однако они ошибались. Конечно, Господь может нам открыть истинные мотивы человека и помочь оценить его поведение. Но иногда мне кажется, что в наших церквах слишком много провидцев. Я часто удивляюсь тому, как брат или сестра, совсем недавно с кем-то познакомившись или услышав со стороны историю, может так ясно дать оценку делу или самому человеку.

Есть в этом вопросе и другая сторона медали. Как-то во время посещения одной из церквей в качестве епископа я сказал: «Среди вас есть человек, который, имея семью, сожительствует с другой женщиной, а церковь, зная об этом грехе, ничего не предпринимает». И я в ответ услышал слова: «А что ты судишь другого? Кто дал тебе на это право?»

Есть в нашей жизни вещи очевидные, которые нам необходимо оценивать, в противном случае мы бы вообще не могли говорить о том, что добро, а что зло. Только делать это надо тактично, стараясь как можно объективнее подойти к вопросу в свете Слова Божьего, понимая, что мы можем ошибиться в своем суждении.

Ты не лучше других, поэтому не смотри на них свысока

Вопрос греховного осуждения – это не просто вопрос неверной оценки. И это видно при рассмотрении Нагорной проповеди Христа. Возможно, оценка поведения будет довольно верна, но каково при этом отношение к самому человеку?

Так, Христос однажды поставил фарисеев на место словами: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). Нет, Он не отрицал, что эта женщина согрешила, но Он видел, что обвинители с презрением смотрели на нее, хотя сами по сути были не лучше.

Гордый человек любит сидеть на престоле судьи, однако бревно гордыни не дает ему возможности уви-деть свое плачевное состояние, и, как следствие, он не может правильно относиться к другим грешникам. Как часто можно встретить таких «правдолюбцев», которые направо и налево ранят ближних своими «искренними» обличениями. Характерными признаками такой позиции являются жесткость, категоричность и ожидание должного воздаяния виновному.

А вот человек, который ясно видит испорченность своей греховной природы, в последнюю очередь бу-дет судить других. У него для этого нет ни времени, ни желания. Это не значит, что он не замечает проблем у других. Такой человек не только их видит, но и сострадает тем, кто в беде. А так как он сам постоянно борется с проявлениями греха в своей жизни, то, по мере успеха, может и другим помочь с ними справиться.

Господь ясно проиллюстрировал позицию такого надменного судьи в Своей притче: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи – или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю“. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!“» (Лк. 18:10–13).

Зачастую наша ошибка заключается в том, что, давая оценку себе и другим, мы сравниваем людей между собой. А это прямой путь к обольщению. Писание говорит, что в Божьих глазах «нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10–12). Поэтому всякий раз, когда мы смотрим на людей свысока, мы заблуждаемся.

Проверить, не оказался ли я в положении ханжи, можно по молитве, которая звучит в моем сердце, когда смотрю на упавшего человека. Что вы слышите в сердце: «Он сам виноват, поделом ему. Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как он» или «Господи, помилуй его, как ты помиловал меня, грешного»?

Будь милостив к другим, ведь себе ты зла не желаешь

Любой суд связан не только с оценкой, но, в конечном счете, и с вынесением приговора. Этот приговор может просто прозвучать в мыслях, повлиять на мое отношение к человеку или вылиться в какое-то наказание.

Писание ясно и многократно свидетельствует нам о том, что Бог является справедливым Судьей. Он одинаково относится ко всем людям. Он одинаково всех любит, одинаково прощает всех по вере в Иисуса Христа и каждому воздаст справедливо по тому, как мы жили на земле. Поэтому в Своей проповеди Господь выступает против несправедливости, которая царит между людьми, осуждающими друг друга.

В Своих отрезвляющих словах: «Каким судом судите, таким будете судимы» – Господь выступает против двойных стандартов, к которым часто прибегают люди. Ведь стоит признать, что каждый из нас, каким бы преступником ни был, не скажет: «Судите меня по всей строгости закона. Что заслужил, то получу». Мы ожидаем понимания, снисхождения и милости к себе даже тогда, когда совершили умышленное преступление. Поэтому Иисус и указывает на наши двойные стандарты. Господь как бы говорит нам: «Друг, если ты ожидаешь снисхождения и милости к себе, тогда почему так строго судишь других? Ведь это несправед-ливо». А как же нам тогда поступать?

Существует библейская аксиома: каждый человек любит себя. Именно на ней построено золотое правило, сформулированное Иисусом Христом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Так как люди утеряли стандарты Божьей любви, Господь предложил определять свое отношение к другим таким простым способом. Этому же универ-сальному правилу подчинено и указание относительно осуждения своего ближнего. Хочешь правильно отнес-тись к человеку, сначала поставь себя на его место. Только оказавшись на месте подсудимого, мы начинаем понимать всю прелесть увещаний Христа: «Не судите, да не судимы будете». Итак, если я не хочу, чтобы другие меня судили, тогда не должен заниматься этим сам. Это будет справедливо.

Вроде бы в этой мысли все правильно, логично, но, чувствуется, чего-то не хватает. Приведу пример. Однажды в нашей, тогда еще совсем молодой, общине за очень серьезный грех должны были отлучить человека. Пастор объяснил ситуацию и предложил собранию принять решение на основании Священного Писания. Но, к его удивлению, несколько активных христиан стали высказываться против наказания. Я тогда сразу не понял, чем была вызвана такая реакция. А позже, беседуя с людьми, услышал от одного из братьев: «Я понимаю, что по Библии его надо отлучить, но я был против этого, побоявшись: а вдруг вот так и меня когда-нибудь отлучат?»

Действительно, бывает и так, что мы покрываем какой-то грех только потому, что сами хотим избежать наказания, мол: «Я не сужу, и меня не судите». Очевидно, что такой подход в конечном итоге приведет нас всех к большому ущербу. Да и Писание многократно говорит о необходимости наказания провинившегося. Вот одно из известных мест: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).

Здесь нам необходимо прояснить следующее. Дело в том, что существует два различных по своему характеру суда – это дисциплинарный суд и суд возмездия. Суд возмездия не подразумевает исправления человека через наказание, он – расплата за совершенные проступки. Вот что Писание говорит по поводу такого суда: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам”, – говорит Господь» (Рим. 12:19). Исходя из этих слов, суд возмездия является прерогативой Бога. И это правильно, ведь только Он может справедливо воздать каждому человеку за все его дела. Поэтому Слово Божье призывает нас не судить друг друга судом возмездия. Другое дело – дисциплинарный суд, цель которого с помощью наказания повлиять на виновного и окружающее общество с тем, чтобы предотвратить в дальнейшем повторение неверного поведения. О таком суде сказано: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Здесь мы попадаем в атмосферу се-мьи, в которой любящий отец наказывает сына, желая помочь ему избавиться от дурных привычек. И больше того, такая процедура окажет положительное влияние не только на провинившегося, но и на других детей в доме. Так, по примеру Небесного Отца, следует поступать и нам.

Наказание, как горькое лекарство, – всегда неприятная вещь, но я понимаю, что оно необходимо мне, моим детям и моим братьям и сестрам по вере. Поэтому я предпочитаю общину, где есть дисциплинарный суд любящих и мудрых наставников, заботящихся о здоровье духовной семьи, а не церковь, где каждый – сам по себе.

Итак, мой вывод таков: мы не уполномочены вершить суд возмездия, однако дисциплинарное наказание не противоречит воле Господа. Только надо помнить, что, попав на скамью подсудимых, каждый из нас ожидает милости. Поэтому стоит чаще прощать виноватых, а наказывать ровно столько, сколько необходимо для исправления. Иначе «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).

В заключение хочу исповедаться перед вами. Грех осуждения преследует меня все годы жизни. Я за-мечаю, что начинаю строже и критичнее относиться к другим, когда веду тяжелую борьбу с законом, осуждающим мою несовершенную жизнь. Но как только я в смирении поднимаю глаза к Богу, признаю свою полную никчемность и верой принимаю всепрощающую благодать, желание судить исчезает. Хочется всех прощать, любить, благословлять.

Еще и еще раз познаю, что все повеления Божьи корнями уходят в самую главную заповедь: «Возлюби…» Да благословит нас Господь любить друг друга так, как Он возлюбил нас!

Аминь.

Архив