Вера и Жизнь 4, 2009 г.
Три ответа
Петр Луничкин
Какое значение, Петр Анатольевич, в Вашем повседневном пасторском служении имеют слова Иисуса Христа: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»?
Быть пастором церкви – очень ответственно. Пастору необходимо иметь особое благоговение и страх перед Богом. Он должен любить паству. Быть внимательным и чутким. «Пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет. 5:1–3).
Замечания делать приходилось и приходится. Но при этом я всегда старался и стараюсь проявлять к об-личаемому человеку любовь. Библия говорит: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца» (1Тим.1:5). Если придерживаться этого, обличение действует на пользу. Во время обличения я не думаю о суде. Просто хочу искренне помочь брату или сестре жить в соответствии с Писанием. Иногда человек не принимает обличения. Причины разные. К примеру, человек не признает авторитет служителя. Пастору здесь необходимо перешагнуть через свое «я», негодование, обиду. Стоит подумать о другом служителе, который пользуется у согрешающего или заблуждающегося человека авторитетом. Есть мудрая пословица: «Всем мил не будешь». И это истина.
Вторая причина непринятия обличения: нежелание расстаться с грехом или уверенность в своей правоте. Отсутствие раскаяния, гордость и надменность – причины падения. В таком случае можно воспользоваться правом отлучения от церкви. Но при этом необходимо руководствоваться не чувствами, а Словом Божьим.
В свое время мне приходилось наблюдать, как от церкви отлучали людей. Видел, как со слезами на глазах молодой человек умолял церковь простить его, так как он искренне исповедал свой грех и покаялся перед Богом и церковью. Действительно, человек согрешил. Он изменил своей молодой жене. Признался ей во всем. Потом пошел к братьям. Исповедал грех со слезами. Просил прощения у Бога. Посоветовавшись, братья решили вынести это дело на суд церкви. На членском собрании был учинен настоящий допрос. Он длилcя око-ло двух часов. По завершении собрания братья и сестры вынесли вердикт: согрешившего от церкви отлу-чить, «дабы другим неповадно было». В то время я был молодым членом церкви и не имел влиятельного голоса. Я просто сидел, смотрел и слушал. Я понимал, что делается что-то не так. Жена согрешившего просила не отлучать от церкви ее мужа, так как она простила его, они примирились и постараются наладить супружескую жизнь. Голос ее услышан не был. Сергей (имя изменено) был отлучен от поместной церкви на два года. Раньше отлучение от церкви было чем-то ужасным. Христиане дорожили церковью. Естественно, некоторые духовно падали. Их отлучали от церкви. Но они делали все для того, чтобы как можно скорее восстановить свое членство. Отлученные от церкви боялись Бога и любили церковь.
Для себя я принял важное решение: с отлучением людей от церкви никогда не торопиться. Если человек согрешил и покаялся, если он не возвращается ко греху, то нет необходимости в наказании. К согрешившему и покаявшемуся человеку нужно проявить милость, потому что «милость торжествует над судом» (Иак. 2:13). Ну, а что делать, если человек грешит и кается, грешит и кается? Скорее всего, этот человек до конца не понял благодати Божьей. К такому человеку необходимо проявить особое внимание, заботу и любовь. Пасто-ру церкви лучше стать для раскаявшегося грешника душепопечителем, нежели строгим судьей. Отлучать же от церкви нужно лишь тогда, когда человек не раскаивается в содеянном грехе.
Если с ним была проведена беседа и он ясно понимает, что грешит, но сознательно от греха не отказывается, в этом случае стоит обратить внимание на следующий текст: «Но я писал вам не об-щаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11).