+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2011 г.

Нашедший сокровище

Вальдемар Цорн

Уважаемый Максим Юрьевич, если бы Вы отвечали сейчас не на мои вопросы, а выступали перед огромным залом, в котором сидят полмиллиона (приблизительно столько читателей у нашего журнала) человек, как бы Вы им представились? Сделайте это сейчас, пожалуйста.

Я пастор евангельской церкви в городе Киеве. Последние два года занимаюсь реабилитацией людей, находящихся в нарко- и алкозависимости, и чувствую себя при этом человеком, который нашел сокровище и от радости идет и продает все, что имеет...

Почему Вы и, думаю, Ваша церковь решили открыть реабилитационный центр, притом, как я слышал, не один? Сейчас очень многие церкви по всей России, Украине и другим странам стали открывать такие центры. Что это за феномен такой? Итак, почему?

Началось все с евангелизации. Решили не ждать, пока люди придут к нам, а самим идти к ним, на их территорию. Пошли туда, где они собираются, рассказывать Евангелие в кафе, на улицах и вскоре обнаружили, что наиболее отзывчивой аудиторией оказались... наркоманы и алкоголики. До этого я старался достичь Евангелием людей образованных, «состоявшихся в жизни», людей бизнеса, но обнаружил, что это очень «невосприимчивая почва». Особенно в Киеве, где живет наиболее состоятельная часть украинского народа, где у людей больше альтернатив для реализации своих планов, но и больше соблазнов. А тут мы «наткнулись» на совсем других людей. При этом происходило следующее: они охотно выслушивали Евангелие, тут же каялись, но в них никаких перемен не происходило – они не меняли свой прежний образ жизни. Тогда мы решили направлять их в реабцентр баптистской церкви, с которой подружились. Мы увидели, что там, в реабцентре, происходили реальные перемены в жизни таких людей. Вскоре реабцентр баптистской церкви наполнился, образовалась «очередь», и мы поняли, что Бог призывает нас самих открыть свой реабцентр (благо, уже был молодой человек, Валерий Педченко, который прошел реабилитацию и которого Бог призывал на служение. Сейчас он курирует работу всех наших реабцентров и является одним из дьяконов нашей церкви). В середине февраля 2009 года мы с ним открыли первый реабцентр в селе Сытняки Макаровского района Киевской области. Сейчас у нас уже пять реабцентров в Макаровском районе и одна адаптационная квартира в Киеве.

Почему все-таки реабцентры?

Мне кажется, что когда человек находится в такой сильной форме рабства, как алкоголизм или наркомания, ему необходимо не только услышать Евангелие, но и «пережить» Евангелие, находясь постоянно в Божьей семье любящих его братьев. Когда такой человек попадает в реабцентр, он видит братьев, которых Бог освободил от еще больших зависимостей, чем у него, и это для него потрясающее свидетельство и явление силы Божией в освобождении. Это для него ясное подтверждение, что освобождение – это реальность, а Бог, Который дает свободу, – это живой Бог.

Но помочь людям освободиться – задача церкви, а не реабцентров. Не было же раньше, в течение тысячелетий, таких центров, а тут вдруг – очень важное служение, говорите.

Наши реабцентры – своего рода маленькие церкви, маленькие семьи, которые, в свою очередь, являются частью большой семьи – нашей церкви «Возрождение». Суть их служения в том, что они обеспечивают возможность переживать общение со Христом вместе, как одна семья, все 24 часа в сутки: дают возможность зависимому вырваться из «худого сообщества», пагубного окружения, которое мешает освободиться из плена греха. Ясно, что Бог силен в любом случае спасти, но наш опыт подтверждает Писание: в большинстве случаев «худые сообщества развращают добрые нравы»! Реабцентр – это своего рода линза, которая позволяет сконцентрировать Божьи лучи в одном месте, чтобы дать высокую температуру. Могу засвидетельствовать, что в своей жизни мне никогда не доводилось видеть таких чудесных обращений, которые Бог совершает сейчас в реабцентрах, когда из абсолютно потерянных людей, изгоев, Он возрождает воинов в Свою армию! После десятков лет зависимости, после нескольких сроков пребывания в тюрьме, после потери здоровья из-за гепатита, туберкулеза или ВИЧа бывшие бандиты становятся перед Богом на колени. Меняют жизнь и исповедуют Иисуса Христа своим Господом.

Почему тысячелетия не было реабцентров? Соломон говорит, что все уже было (смеется). Собственно, ближайший аналог – монастыри. Реабцентры существуют по тому же принципу. С другой стороны, не было такой великой нужды. Наркомания и алкоголизм никогда не достигали таких вселенских масштабов, как сейчас. Миллион наркозависимых в Украине официально (а сколько неофициально?)! Каждый третий школьник в России пробовал наркотики! В среднем один наркоман сажает на иглу 14 человек. Когда такое было раньше? И алкоголизм процветает. Причем этот процесс «молодеет». Сейчас модно пить пиво – и вся молодежь просто не расстается с бутылкой пива везде: в кинотеатрах, на улицах, в магазинах... А это незаметное, но верное вовлечение в алкоголизм! У нас в этом смысле «большое» будущее. К слову сказать, по моим наблюдениям, церкви, которые занимаются реабилитацией, всегда живые и растущие.

Как Вы это можете объяснить?

Я думаю, что все дело во Христе. В Его сердце. Он очень сострадателен. Он назван другом мытарям и грешникам. Весь Новый Завет просто кричит об этом. Вот Его цель: «Я пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее». Посмотрите, на кого было ориентировано Его служение. Иисус Христос анонсирует его в Евангелии от Луки (4:18). Вот как характеризуется «целевая группа»: сокрушенные сердцем, пленные, слепые, измученные. Ну чем не наркоманы и алкоголики (хотя ясно, что не только они)?! Эта дверь широко открыта. Только делателей мало. Потому что это служение предполагает, что надо платить цену... А мы часто не хотим. Как-то лет семь назад к нам в церковь случайно зашел бомж и посидел на собрании. После служения ко мне подошли пять человек и, сказав, что тот плохо пахнет, просили принять меры. О чем это говорит? Это говорит о том, что надо быть готовым платить цену ученичества, если мы хотим идти за Христом к погибающим. Надо быть готовым к тому, что они плохо пахнут, что их жизнь разрушена грехом и у них много проблем: финансовые, со здоровьем и т. д. У них проблемы с законом: их может разыскивать милиция, они могут обманывать, они не всегда хорошо воспитаны. А им надо являть любовь Христа, что означает быть готовым взять «это все» и понести, а это страшно... Легче быть таким пастором в «белых перчатках», каким я и был до недавнего времени. Нужно умереть для себя, и тогда появится плод. Тогда можно нести то, что гораздо тяжелее наших возможностей, поскольку когда мы умираем для себя, тогда приходит Бог, и Он несет все...

Как происходит освобождение? Пользуетесь ли Вы какими-то методиками?

У нас нет никаких методик. Все очень просто. Главное – это познакомить человека с Иисусом Христом. Меняет человека Христос, Его Слово, и ничто другое. Люди не приезжают в центр с правильными мотивами. Но это неважно. Ясно, что у зависимых нет правильных мотивов, ведь не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Наша задача – познакомить человека с Иисусом Христом. И если это знакомство состоялось, тогда приходит рождение свыше, а с ним и освобождение. Если реального возрождения не произошло, тогда все вернется на круги своя – раньше или позже. После этого мы учим человека жить в семье, любить и трудиться. Любовь Христа – это главное, чем мы можем окружить человека. Каждый реабилитант становится частью большой семьи.

Реабилитация оживила и пробудила саму нашу церковь! Люди признавались мне, что вначале они не верили в успех этой затеи. Но в результате того, что мы начали по-другому смотреть на погибающих вокруг себя, мы сплотились и стали одной большой семьей с реабилитантами... Церковь в Киеве начала служить реабцентрам – кто чем может, а те, в свою очередь, стали служить киевлянам. Атмосфера жизни в реабцентрах очень нравится моим детям, и они просили меня оставлять их там ночевать. Я позволял, а когда 1 сентября мой сын должен был написать сочинение на тему «Как я провел лето», он написал, что лето провел в реабцентре для наркоманов и алкоголиков.

Но в чем, собственно, корень зависимости? Сейчас, как известно, много таких центров, многие получают освобождение, но мы знаем, что зачастую такие люди возвращаются «на круги своя». В чем причина? Если освобождение – действие Духа Святого, то как объяснить этот феномен?

Суть зависимости – идолопоклонство, ублажение своего «я». Это нарушение Первой заповеди (Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим). Здесь речь идет о корне грехов – гордости! Корень зависимости – нежелание человека смириться и сказать себе «нет»... Фактически вся реабилитация построена вокруг борьбы – отвергнет человек себя, свое «я» с его желаниями (чтобы последовать за Христом) или нет. Все очень просто. Мы эту борьбу видим во всех реабилитантах. Формула проста: или богом буду я (тогда я сам решаю, что мне можно), или Господь будет моим Богом (и тогда я живу Им). Это выбор, через который проходит каждый реабилитант.

Не всегда эта борьба заканчивается за шесть месяцев (именно столько длится предлагаемый нами ориентировочный срок реабилитации для мужчин). Иногда реабилитанты, получив освобождение, полагаются на свои силы, уезжают и падают. Поняв, как легко потерять свободу, возвращаются и тогда уже, как правило, освобождаются навсегда.

На войне – как на войне. Я понимаю, что многие пойдут широким путем, и немногие найдут узкий путь. Служение реабилитации напоминает золотодобытчиков, которые промывают тонны песка, чтобы найти крупицы золота. По статистике, из всех прибывших на реабилитацию освобождаются 15 %. Но ради этих золотых крупиц и существует прииск. Статистика может быть разная, но тенденция неизменна – многие пройдут мимо Христа. Мы к этому готовы. Но все ради других, немногих!

Эти немногие и являются славой Божьей! Подумайте вот о чем. Если в семье кто-нибудь попадает в зависимость, то буквально через пару лет это становится самой большой проблемой всей семьи. Этот человек обычно расточает все имущество и не останавливается ни перед чем, чтобы достать деньги на очередную дозу. Для этого он может избить родных или ограбить магазин. После того как ни тюрьма, ни кодирование, ни колдуны и бабки, ни светские реабцентры, берущие 5000 долларов в месяц, не дали положительного результата, наступает период отчаяния. Медицина официально опускает руки и констатирует свое бессилие: освободиться невозможно, зависимость – на всю жизнь! Это лучшее время для реабилитации: в христианском реабцентре человек встречается с Христом, и Христос дарует ему освобождение и новую жизнь. Это является ярчайшим свидетельством для всех родных и близких этого человека. Люди реально видят действие силы Божьей, когда все остальное было уже перепробовано и не помогло. Для друзей наркоманов и алкоголиков – это свет надежды, что выход есть, освобождение возможно. И чем больше была проблема в жизни человека, тем ярче свидетельство. Когда я рассказываю у нас, на Оболони, кого Бог спас и чью жизнь изменил, мне поначалу не верят – настолько невероятным кажется обращение. Это явление славы Божьей, и это только первая часть. Вторая заключается в том, что из больших грешников Бог делает святых. Когда они обращаются к Христу – у них часто ничего и никого нет, кроме их Спасителя Иисуса Христа. Грех настолько разрушил их жизнь, что буквально стерилизовал их. У них часто нет семей, нет сбережений, нет домов, нет профессии, нет образования и возможностей. Когда Христос освобождает этих людей, то единственное, что у них есть, – это Он, Христос. За полтора года нашего служения у нас уже десять лидеров из бывших зависимых, которые руководят деятельностью всех наших центров.

Что Вы предпринимаете, чтобы люди оставались «на пути»?

Для любого бывшего зависимого, да и вообще для любого верующего, очень важна семья. Я имею в виду духовную семью, церковь. Очень важно, как бывший зависимый сможет влиться в церковь, – не просто посидеть два часа на воскресном собрании, а стать частью большой семьи в служении среди недели. Для этого мы решили снимать адаптационные квартиры в Киеве, где ребята после реабилитации живут вместе, работают, сами оплачивают свое жилье и питание и вместе несут служение в церкви, в том числе наркоманам, алкоголикам...

Что бы Вы посоветовали церквам, которые хотят начать служение реабилитации у себя? С чего начать?

По моим наблюдениям, Бог начинает действие всегда с человека. Нужен посвященный брат, чье сердце горит спасением погибающих от зависимости (или сестра для женского центра), который сможет жить в реабцентре и посвятить себя на это служение. Наличие такого лидера – это уже половина дела. Если такого брата нет – «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти» наркоманов и алкоголиков на реабилитацию. Присылайте их к нам или в другие ближайшие к вам реабцентры, а через полгода мы пришлем их вам обратно, уже с опытом, и вы уже сможете строить на этом основании ваше служение. Мы сами так начинали. Главное – не бойтесь рисковать. Хождение по вере – это всегда риск, но риск замечательный!

Сколько человек получили освобождение через ваше служение?

За полтора года освободились около пятидесяти человек, из которых мы крестили тридцать. Большая часть из них стоят в свободе, а десять человек стали служителями в наших реабцентрах.

Много у вас в настоящее время реабилитантов?

Около сорока пяти мужчин и женщин. И есть еще свободные места. Вы можете присылать к нам ваших ближних, которые находятся в зависимости. Для этого свяжитесь с нашим координатором Педченко Валерием по телефону (063) 689-70-56.

Спасибо за беседу, Максим Юрьевич. Благословений Вам и Вашим сотрудникам и успеха в служении освобождения!

Архив