+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2020 г.

В бараках Праги

Владимир Марцинковский

Из нашей истории

Дело было на Рождество. Я решил посетить российских эмигрантов, проживавших в бараках за пределами Праги. Один верующий студент вызвался сопровождать меня. Мы хотели рассказать бедным обитателям бараков о Христе.

Нам с трудом удалось найти этот район. Местные жители называли его «центром бесстыдства и распущенности». Мы вошли в один из первых домов. Это было довольно большое прокуренное помещение. В нём всюду сидели люди на простых низких кроватях, оживлённо беседуя друг с другом.

Мы поздоровались, поздравили присутствующих с Рождеством, как это принято в нашем народе на такие праздники. Со всех сторон посыпались ответы.

– Мы пришли, чтобы познакомиться с вами. А если пожелаете, то и провести собрание, – объяснили мы коротко причину своего визита.

– Отлично, – ответили они. – Только для этого нужно получить разрешение, а его не сможет вам дать даже наш начальник. Придётся вам обратиться в полицию.

Нам назвали одну из организаций, питающих большое недоверие к религии (и, наверное, не без оснований, ведь так много политических вопросов сегодня прикрывается религией). Конечно, мы понимали, что даже если нам и дадут разрешение, то только на короткое время. Поэтому мы решили никого не спрашивать, а просто, без долгих разговоров, осуществить своё намерение.

– Да, конечно, – ответил нам один из обитателей дома. – Можете сделать и так. Приходите завтра, и мы проведём собрание в виде развлекательного мероприятия.

Я спросил, почему не сегодня.

– Сегодня не советую. Ведь сегодня – первый день Рождества, и здесь много пьяных.

В этот момент распахнулась дверь, и в комнату, шатаясь, ввалился один такой несчастный.

– А вот и я! – прозвучал его хриплый бас. – Объявляю вам, что…

Это был местный, совершенно опустившийся пьяница, который своим беспутным образом жизни уже не раз причинял проблемы окружающим. Из-за чего его недавно даже отдавали под суд, но в итоге он остался на свободе – к большому сожалению всех эмигрантов.

И вот он пришёл мстить своим врагам. С криками и руганью он, шатаясь, бросился в угол комнаты, где сидел один бедняга-инвалид. Попутно пьяница сорвал одному мужчине пенсне и бросил его на пол, провоцируя всех окружающих на конфликт.

– Оставь хромого в покое! – сказал один юноша, пытаясь освободить несчастного. – Если желаешь в чём-то разобраться, то делай это в трезвом виде.

– Что? Ты считаешь, что я пьян? Ошибаешься, дорогой! Я пьян только тогда, когда меня ноги не держат.

И он снова с криками и руганью набросился на бедного хромого. Взбешённый, он пихал то одного, то другого, вымещая на них свой гнев.

Среди эмигрантов были и недавние студенты, только окончившие университет. Один из них, инженер Н., тяжело вздохнув, сказал:

– Здесь собрались низшие слои общества, люмпен-пролетариат.

Все присутствующие не скрывали своего глубокого огорчения, что рухнула их последняя надежда с помощью правосудия освободиться от этой ужасной личности, уже почти не похожей на человека.

На следующий день мы пришли снова. Несколько семей в это время ужинало. К сожалению, человек, приглашавший нас вчера прийти снова, ещё не вернулся с работы. Один из жителей барака грубо буркнул: «Здесь запрещено проводить собрания!» Однако он не отказался принять от нас в подарок Библию.

Я попытался завязать с людьми разговор, установить контакт. Среди них оказалась группа калмыков-буддистов (очень миролюбивые люди, не доставлявшие никому никаких хлопот). Один из них подошёл ко мне и, предложив сигарету, спросил:

– Так когда же вы начнёте свой доклад?

– Да хоть сейчас, – ответил я. – Наша тема: «Без Бога или с Богом».

Тем временем пришёл мужчина, которого мы ждали, и провёл нас в небольшую, мило обставленную комнату. За нами последовало несколько человек, все расселись по местам, приготовившись слушать.

Я принёс с собой скрипку, и как только начал играть, все разговоры затихли.

Затем я обратился к слушателям со словами:

– Друзья, я хочу поговорить о нашем образе жизни. Можем ли мы изменить жизнь к лучшему? Мне сказали, что среди вас есть и атеисты. Я тоже был когда-то атеистом, так что мы хорошо поймём друг друга.

Зная, что душа российского эмигранта всегда расположена к Слову Спасителя, я взял за основу для нашей беседы притчу о блудном сыне.

– Здесь мы видим двух разных людей: один живёт без Бога, а другой – с Богом. Какой образ жизни окажется лучше? Также и каждый из нас живёт в этом мире либо без Бога, либо с Богом.

Все внимательно слушали. Вдруг открылась дверь, и в комнату, шатаясь, ввалился наш пьяница. Коротко прервав свою речь, я предложил ему сесть. Однако он вскоре, тщательно всё осмотрев вокруг и что-то бурча под нос, покинул помещение.

Я продолжил:

– То, что Иисус сказал почти две тысячи лет назад, верно и сегодня: «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает». Разве все ужасы войны, вся эта революция не подтверждают эти слова? Только Христос в Своей Божественной любви в состоянии исцелить эти и все другие наши раны.

Такими словами я закончил своё выступление и, сыграв на скрипке ещё одну песню, предложил слушателям задать вопросы.

– Я не верю в Бога, – заявил один старик с длинными усами. – Но я люблю всё красивое. Люблю, например, церковную службу. Сегодня я вновь убедился в красоте религии. Особенно убедили меня в этом ваши красивые песни. И хотелось бы верить, но я не могу. И меньше всего я верю в чудеса, – тут он с вызовом добавил: – А вы в них верите?

– Да, я верю в чудеса Священного Писания. И я верю в Бога, Который может невероятным чудом радикально изменить жизнь человека. Я сам это пережил. Ещё будучи студентом, я покаялся перед Богом и обрёл новую жизнь, новые силы, новых друзей и мир в сердце, который не могут одолеть никакие боли и страдания. В этом состоянии я живу уже более двадцати лет и вам желаю пережить такое же чудо полного преображения!

Другой человек спросил, какую роль в жизни человека играет зло. И попросил также объяснить, что такое конец света. Ещё кто-то сказал, что нашёл много противоречий в Библии.

Я ответил:

– Зло – это факт. Но какая радость, что Евангелие повествует о могуществе Бога, победившем всякое зло, а также о том, что господство зла не вечно. Потому что там, в ином мире, будет господствовать праведность. Но мы уже сейчас можем сделать выбор и жить в этом Божьем царстве любви и истины.

А что касается противоречий в Библии, то тут можно скорее предположить, что это связано с разными способами повествования в отдельных Евангелиях. К тому же эти кажущиеся противоречия свидетельствуют о том, что авторы писали свои Евангелия независимо друг от друга. Скажу совершенно честно, что самые большие противоречия находятся внутри человека. Разве они не возникают именно оттого, что совесть постоянно борется с нашим образом жизни, а чувство долга – с естественными влечениями? Священное Писание показывает нам выход из этого положения, возвещая мир с Богом.

Наша беседа ещё долго продолжалась в таком духе. Когда наступил вечер и я начал прощаться, все выражали большую благодарность за посещение. Некоторые говорили: «Приходите ещё! Это был первый вечер, прошедший без ругани». Люди с удовольствием брали Библию и Новый Завет.

Прежде чем расстаться, один человек сказал мне:

– Наш начальник хочет поговорить с вами и просит зайти к нему.

«Ну вот, – подумал я. – Всё-таки будет неприятный финал».

Как же я был удивлён, когда начальник весьма дружелюбно принял меня в своём доме и сказал:

– Ну как там с вами обошлись? Знаете, ведь это такое ужасное место! Даже полиция отказывается нам помогать. Вы не согласились бы приходить к нам раз в неделю с подобными лекциями? Завтра я достану для вас разрешение.

Я онемел от удивления. Действительно, Слову Его нет преград. Мы имеем не только разрешение проповедовать Слово и возвещать весть любви всем погибающим, но и определённое поручение делать это.

С радостью в сердце я возвращался домой. Надо мной простиралось прекрасное звёздное небо…

Из журнала Миссионерского союза «Dein Reich komme», 2–3/1927

Перевод с немецкого Марии Винс

Архив