Менора 3, 1998 г.
- Слово редактора
- Государству Израиль - 50
- Лето Господне
- Мессианский учительский семинар
- «Не научись...»
- Слушать, слышать, верить
- Моисей
- Из почты «Меноры»
- Исповедание веры
- Он принял скорбь земной дороги
- Совместное богослужение
- Исключительный случай
- Я рос тебе чужим, отверженный народ
- Холохост, другая грань
- Здесь в Иерусалиме
- Происхождение народов
- Письмо с вопросом
- Письма читателей
- Поэзия
- Христианский антисемитизм
- Арабская христианка - офицер израильской армии
Лето Господне
Александр Эзау
И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое. Левит 25:10–13
Круг древнееврейских праздников, в которые израильтянин посвящал себя на служение Богу, завершался двумя замечательными постановлениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: о субботнем и юбилейном годах, когда Богу служил не только человек, но и сама земля, дарованная Богом евреям во временное пользование и на условиях завета. Самой характерной чертой субботнего года, называемым субботой Господней (Лев. 25:2,4), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засеивалась, виноградные кусты и фруктовые деревья не обрезывались (ст. 5). Из этого само собой следовало прекращение в год субботний всех связанных с земледелием работ(но не других). Как у людей после шести рабочих дней следовал день покоя и служения Богу – суббота, так и у земли: после шести лет ее обработки, севооборота и плодородия следовал год отдыха – она делалась собственностью только Господа, праздновала тот священный покой, в который была поставлена Им при творении.
Дополнением к требованию субботнего покоя служит указание, чтобы все, выросшее на земле в этот год, поступало в общее пользование не только владельца, но и рабов, пришельцев и всех бедных, а также домашних животных и диких зверей. К этим двум особенностям субботнего года добавляются две другие: вследствие необработки земли в субботний год у владельцев отсутствовала возможность платежей по долговым обязательствам: отсюда предписание о невзыскании и даже совершенное прощение долгов несостоятельным должникам из единоплеменников. Свободный от земледельческих работ народ одновременно с землею должен был посвящать себя служению Богу: этому служило обязательное участие всего народа (мужчин, женщин, детей, пришельцев) в Празднике кущей.
Как спустя семь недель после Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так и после семи субботних годов должен был праздноваться пятидесятый, юбилейный, год, год отпущения.
Объявлялся юбилей в десятый день месяца тишри оканчивающегося субботнего года, т. е. в День очищения. Юбилейный год, подобно субботнему году, начинался с осени, а именно с седьмого месяца, как показывает порядок хозяйственных работ: сеяние, обрезание винограда, затем собирание плодов.
Заповедь о юбилейном годе сводится в сущности к трем установлениям: о покое земли, как в год субботний, возвращении недвижимого имущества их первоначальным владельцам и возвращении свободы рабам-евреям.
Слова из стиха 10: «Да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя» – служат как бы эпиграфом к этим установлениям.
Празднование юбилея состояло прежде всего в субботнем покое земли. Земля и фруктовые деревья должны были оставаться без обработки, а выросшее без человеческого вмешательства должно было быть подобно манне в пустыне – общим достоянием.
Своеобразную сущность законов юбилейного года составляет требование полного восстановления того порядка вещей, который был установлен при разделе земли обетованной израильтянам, то есть равномерного распределения собственности и личной свободы между членами теократического общества, – порядка, постоянно нарушавшегося под влиянием политических, общественных и чуждых религиозных влияний. Для предотвращения окончательного отчуждения земельных участков от обедневших владельцев их продажа в Израиле дозволялась лишь как продажа известного числа жатв, остающихся до следующего юбилейного года. Соответственно числу лет до юбилея увеличивалась или уменьшалась цена продаваемого участка.
В основании указанного порядка неотчуждаемости земельной собственности в Израиле положен теократический принцип о едином собственнике земли – Господе Боге, по отношению к Которому все евреи являются лишь временными собственниками, и произвольного распоряжения землею им не предоставлено. Отсюда всеобщее право выкупа: всякая продажа земли имеет форму сдачи ее в аренду до юбилейного года. Если выкуп до юбилейного года оказался для бывшего владельца земли невозможным, то в юбилейный год земля возвращалась ему без выкупа. Закон о выкупе и возврате земель в юбилейном году в равной мере применялся и к домам в селениях, не огражденных крепостной стеной.
Третьим существенным установлением юбилейного года было всеобщее освобождение из рабства рабов-израильтян, по бедности попавших в рабство. Освобождение рабов-евреев в юбилейный год аналогично возвращению в этот год участков земли и домов первоначальным их владельцам. Попавший по бедности в рабство к своему единоплеменнику еврей должен был для своего хозяина быть не рабом, а лишь временным слугой, которого нельзя обременять тяжелой работой. Причиной этого установления указывается исторический факт исхода евреев из Египта, в силу чего все они, богатые и бедные, сделались рабами Бога, а не кого-либо из людей. Обедневший и попавший в рабство к пришельцу или чужестранцу еврей оставался рабом лишь на время, до юбилейного года или до седьмого года службы и всегда мог выкупиться либо за свои средства, либо за средства кого-либо из родственников. В юбилейный же год раб-еврей с детьми уходил от хозяина-чужестранца без всякого выкупа.
К сожалению, соблюдение закона о юбилейном годе не подтверждается библейско-историческими данными как древнейшей истории Израиля, так и его истории после плена. Как указывали раввины, после плена юбилейные годы не праздновались, а лишь считались для правильности регулярного празднования субботних годов.
В исторических и пророческих книгах говорится о закрепощении и беспощадном обращении евреев с рабами-единоплеменниками, лишении их свободы и по истечении пятидесяти лет, притеснении бедных богатыми и знатными, насильственном лишении родовых земельных участков, произвольных захватах полей, домов богатыми у бедных, что прямо противоречит заповеди о юбилейном годе. За нарушение этого закона израильский народ неоднократно наказывался пленом, неурожаем, голодом, нападениями врагов. Истомленный народ ожидал Избавителя, о Котором пророчествовал пророк Исаия: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытые темницы, проповедовать лето Господне (год юбилейный) благоприятное» (Ис. 61:1–2). Только Иешуа-Спаситель, явившись на землю, принес всем людям «лето Господне благоприятное», прообразом которого и служил юбилейный год.