Тропинка 2, 2019 г.
Обезьяна в львиной шкуре
Пауль Уайт
«Об обезьянах, жирафах и других животных»
Резчик по дереву Иоганн, хромой на одну ногу, сидя в тени гранатового дерева, старательно над чем-то работал и тихо при этом насвистывал. Вскоре его окружила толпа любопытных ребятишек. Скрестив ноги, они уселись на земле, наблюдая за тем, что он делает.
– Что это ты вырезаешь? – спросил один из ребят.
На лице Иоганна промелькнула улыбка:
– Узнаешь сегодня вечером у костра. Я расскажу вам историю о том, как Тото захотела стать кем-то другим.
Весь день Иоганн усердно обрабатывал кусок дерева. Когда солнце начало садиться, бесформенный материал превратился в деревянного слона, который от самой своей макушки до кончика хвоста источал неистовую злобу. В бликах вечернего костра казалось, что фигурку сотрясало от ярости.
Мгого прошептал щенку на ухо:
– Выглядит слон угрожающе, но ты не бойся, он ведь деревянный.
– Почему слон выглядит таким злым? – спросили ребята, когда подошёл Дауди и сел возле Иоганна. Дауди улыбнулся Иоганну, и тот начал свой рассказ:
Обезьянка Тото уныло брела по лесу. Печальная судьба козы Мбуци расстроила её. «Была бы она осмотрительнее, ничего ужасного бы не случилось».
Обезьянка забралась на баобаб возле дома охотника, грызя кончик хвоста. Память обезьян не лучше их ума: Тото уже забыла, о чём грустила.
Тото наблюдала за детьми, игравшими под баобабом, когда жена охотника вынесла на солнце львиную шкуру, чтобы выбить пыль.
Один мальчик накинул шкуру на плечи, пугая остальных. Тото пришла идея: «С этой шкурой я могу стать другим животным! Настоящим львом!»
Спрыгнув с ветки, Тото выхватила шкуру из рук ребёнка и умчалась в лес. Мысли в её голове проносились так быстро, как это бывает у обезьян. Жираф Твига и его племянник Раф наблюдали за Тото. Увидев, как она забралась на ветку и накинула на себя шкуру, они заулыбались.
«Не совсем её размерчик!» – заметил Раф. Твига кивнул: «Она правда считает, что стала львом!» Раф закатил глаза. Их глаза метнулись в сторону мусорной ямы, в которой рылась окружённая мухами гиена Мбизи. Она учуяла льва – это был сигнал опасности. Она уловила и запах обезьяны, но не удивилась: они здесь были повсюду. Мбизи поспешила скрыться в яме, ни разу и не оглянувшись. Об опасности гиену предупредил нос, а она точно знала: её ноги короче львиных. Тото была в восторге, что загнала бродягу джунглей в нору.
Она гордо шагала в плохо сидевшей на ней шкуре и довольно хихикала: «Гиена подумала, что я – лев. А всё из-за шкуры!» Твига прошептал:
«Не так и сложно обмануть тех, кто полагается лишь на свой нос и не смотрит по сторонам». Раф согласно кивнул.
Тото тем временем подобралась к дуплу в стволе баобаба, а затем громко прорычала.
«Ого! – заметил Твига. – А это прекрасное подражание!»
Шум разбудил летучую мышь Буди и её семью, спавших в дупле. Тото подумала: «Буди решила, что я лев, и испугалась!»
Буди жутко перепугалась. Она вспомнила, что в детстве уже слышала этот звук. В памяти всплыли огромные лапы, просунувшиеся в дупло. Тогда лев Симба удивился, увидев животных, спящих вниз головой. Буди вспомнила Симбу, услышав рык. В страхе летучие мыши вылетели из дупла.
Солнечный свет ослепил их, и они не рассмотрели качавшегося на хвосте льва, хихикавшего, как обезьяна. Тото снова была в восторге.
«Я теперь другое животное! Я большая, сильная и внушаю страх!» – думала она. Твига облизнулся длинным чёрным языком: «Рычит она грозно!»
Но обмануть можно только тех, кто плохо видит или закрыл глаза. Тото была довольна собой и не обращала внимания на вспотевшую спину. Спрыгнув вниз, обезьяна сильнее обхватила хвостом потрёпанную шкуру и отправилась к черепахе Лва-Лва. Та тут же втянула голову в панцирь. Из своего укрытия черепаха внимательно наблюдала. Глаза её удивлённо заморгали, когда она распознала под шкурой обезьяньи лапы.
Тото двигалась бесшумно, словно лев на охоте. Черепаха усмехнулась, наблюдая за Тото. Та прошептала: «Я даже мудрую черепаху напугала. Я действительно очень похожа на льва в этой шкуре!»
Жирафы наклонились друг к другу: «Поучись, племянник, у черепахи мудрости.
Лучше молчать, когда другие себя обманывают». Вдруг лес сотрясся от громкого звука: это был слон Нембо, ломавший на пути большие ветки. Он страдал под знойными лучами солнца и был раздражён болью в бивне. Поэтому Нембо энергично махал большими ушами и хлестал хвостом.
Неожиданно Нембо остановился и заморгал. Его хобот вздрогнул от удивления при виде сидевшего на дереве жалкого, потрёпанного льва. От злости Нембо покраснел. Он выглядел теперь, как тот злой слон, вырезанный из дерева. Подняв хоботом пыль, Нембо гневно протрубил.
Даже за высохшим руслом реки было слышно, как он прокричал: «Обезьяна! У тебя совершенно нет мозгов!» Твига прошептал: «Как грубо!»
«Ты обманываешь себя так же, как страус!» Подхватив хоботом пыль, Нембо бросил её в Тото. Обезьянка почувствовала себя оскорблённой. Почти все обитатели джунглей услышали, как Нембо высмеял Тото. Попугай Зуку и галка Мици до слёз хохотали над происходящим.
Когда стемнело, Твига подошёл к Тото и мягко сказал: «Разве ты не помнишь, чем кончилась печальная история козы, мечтавшей стать львом?»
Она помнила, но ничему не научилась: «Но у меня-то есть шкура!» Твига вздохнул: «Эта изъеденная молью шкура не делает тебя львом! Разве ты не видишь, что все в джунглях смеются над тобой?» – «Ты не прав, длинношейка! С новой шкурой можно стать другим животным!»
«Ты можешь влезть в шкуру гиппопотама, но останешься обезьяной. Можешь нарядиться страусиными перьями, но это не сделает тебя птицей. Даже если натянешь змеиную кожу, останешься обезьяной». Твига хотел сказать и о пятнистых и полосатых шкурах, но Тото расхохоталась:
«Ты же видел, как гиена убежала от меня? Она думала, я лев, а всё из-за шкуры!»
Жираф сердито топнул. «Новая шкура тебя не изменит! Ты должна стать новым существом!»
Но Тото его не слушала, а лишь думала о том, что можно сделать, чтобы шкура сидела на ней лучше. До самой ночи обезьянка работала над шкурой, повторяя при этом: «Мбуци всё неправильно делала, не так хорошо, как я».
Тото протёрла шкуру кокосовым маслом, чтобы сделать мягче, а затем скрепила её шипами. Убедившись, что та сидит хорошо, произнесла:
«Теперь все убедятся, что я – лев!» Она ходила взад-вперёд под баобабом, устрашающе рыча. Вдруг попугай Зуку подал сигнал тревоги. Спокойно и непринуждённо, словно настоящий лев, Тото взглянула в сторону опасности. В следующий момент разыгралась необычная сцена.
Странный лев по-обезьяньи запрыгнул на дерево, спасаясь от преследователя. «Так я и думал, – сказал Твига. – Леопарда не обманешь».
Дауди добавил несколько веточек в костёр. Из леса доносилось пение ночных птиц. Затем Дауди сказал:
– Вы теперь знаете историю о глупости не только козы, но и обезьяны. Для вас это двойное предостережение. Хорошенько запомните эти истории!
– Совершенно напрасно полагать, что, имея новую шкуру, можно стать новым существом. Эта шкура может иметь очень красивое название: «порядочность» или «десять заповедей». Шкура может быть очень хорошей, но вовсе не изменяет того, кто её носит.
Иоганн согласно кивнул:
– Совершенно верно. Богу не нравится, когда мы прикрываем нашу жизнь «заплатками». В Библии написано: «Кто во Христе, тот новое творение... Теперь всё новое!»
Иоганн знал, что понять это не так просто. Поэтому добавил:
– Иисус Христос не хочет, чтобы мы одевались в новую шкуру. Этим мы лишь обманываем себя и других. Иисуса не обманешь. Он хочет, чтобы мы пришли к Нему такими, какие есть. Тогда Господь возьмёт нас в Свои руки. Взгляните! – Иоганн высоко поднял вырезанную им фигурку слона. – Из безжизненного куска дерева я вырезал неживого слона. Сколько бы я ни приложил усилий, живым он не станет. Но если человек придёт ко Христу со словами: «Вот я! Я не смогу сам стать таким, каким должен быть. Пожалуйста, сделай из меня нового человека!» – он будет удивлён: Господь это сделает! Это был Его план с самого начала.
Продолжение следует…
Полезный совет
Будь искренним с Богом, людьми и самим собой.