+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1975 г.

Великая веха истории

«Слава в вышних Богу».

Лк. 2:14

Ангелы проповедуют пастухам и всему человечеству: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10,11).

В ответ на эту радостную весть надлежало бы торжественно воскликнуть: аминь! и прославить Бога за рождение Иисуса Христа. Но в Иерусалимском храме священнослужители спокойно отдыхают после дневного богослужения. В Риме и Афинах сильные и мудрые мира сего полны забот о дальнейшем угнетении покоренных народов. Только пастухи на Вифлеемских полях не дремлют: они удивлены чудным словам ангела.

В эту торжественную ночь святое слово о рождении Спасителя мира было поручено возвестить не людям и не первосвященнику Иерусалимского храма, а ангелу, и его слушателями являлись пастухи и многочисленное небесное воинство. Чудное, необыкновенное собрание: пастухи и бесчисленный сонм небожителей! Что общего между ними? Почему не священнослужители храма и ангелы, а ангелы и пастухи? Так было угодно Господу, как и сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Не только пастухи и ангелы удостоились быть свидетелями рождения святого Младенца, но и волхвы, которые пришли с Востока, чтобы поклониться Младенцу и принести Ему дары чести, славы и хвалы.

Познание и поклонение вечному Богу находится не во власти сильных и знатных этого мира, но кому Бог открывает тайну Своей вечной премудрости. И это неисследимое богатство премудрости Божией открывается всем ищущим познания Бога.

Как только ангел закончил свое благовестие о рождении святого Младенца, внезапно явилось великое воинство небесное, славящее Бога. Этот величественный гимн о воплощении вечного Слова заполнил всю вселенную. В этот миг все миры, плавающие в непостижимой глубине вселенной, слушали извечную радостную весть о рождении Спасителя. Мы не знаем мелодии этого бессмертного гимна, но его слова записаны в Евангелии нам и всему человечеству в назидание. На небе была слава, а земля откликнулась миром, и сердца пастухов наполнились благоволением от радостного благовестия ангела и пения небесного воинства: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Пение гимна прекратилось, свет на небе исчез, пастухи остались одни, но ангельская весть и славословие небожителей глубоко запали в их простые сердца, и они, полные решимости, поспешили найти Младенца, чтобы воздать Ему честь, хвалу и поклонение.

В этот праздник Рождества, когда сердца верующих христиан, полны радостного воспоминания о рождении святого Младенца, ради нас и нашего спасения, надлежало бы всем священнослужителям и проповедникам на миг умолкнуть, ибо ныне действует благовестие ангела и небесный гимн славы и мира небожителей. После возвещения ангела, небесное воинство внезапно воспело, и его гимн, на протяжении многих веков, умиляет сердца людей, вызывает размышление и возбуждает святой восторг.

Человечество того времени не удостоилось внимать благовестию ангела и славословию небесного воинства: оно было погружено в глубокий сон, и лишь небольшая группа пастухов была свидетелем непостижимого духовного великолепия, ставшего достоянием Священного Писания. Ныне Церковь Божия из года в год, из века в век торжественно отмечает это святое великое событие.

Небесное воинство в своем величественном гимне воспело: «Слава в вышних Богу». Эти слова славословия были произнесены ангелами при рождении Иисуса Христа. Земля и пастухи слышали это ангельское славословие при рождении святого Младенца, а не прежде. А разве прежде Бог не имел славы в вышних? Ведь Бог имел святую славу от века веков. Воспетая слава соединена с самым Его именем, с Его существом, как это и было отмечено первомучеником Стефаном: «Бог славы» (Деян. 7:2).

Слава есть откровение, отражение внутреннего совершенства Бога. Бог от вечности проявлен в Самом Себе как в предвечном рождении единосущного Сына Своего, так и в предвечном исхождении Духа Святого. Единство Бога во святой Троице сияет непреходящей и неизменной славой Сущего Бога Отца. Бог Отец есть Отец славы (Еф. 1:17). Сын Божий есть сияние славы (Евр. 1:3), которую имеет у Отца Своего прежде создания мира (Ин. 17:5). Также и Дух Святой есть Дух славы (1Пет. 4:14). Бог пребывает в славе, но Он превыше всякой славы. Славу Свою Он сообщил небожителям всей твари поднебесной; она отражается в Его творениях, в человеке, облекается в образы видимого мира, исходит от Него и возвращается к Нему, как и сказано: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки» (Рим. 11:36).

Пророк Исаия был удостоен чудного видения, когда серафимы стояли пред престолом Господним и от исходящей от Бога славы не могли взирать на Него, но своими крыльями закрывали лица свои и взывали: «Свят, Свят. Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Они закрывали лица свои, потому что Бог, пребывающий в вечном свете славы, есть свет неприступный (1Тим. 6:16).

Эта слава Божия, которой были преисполнены ангелы, слава, возвещенная человекам, непрестанно изливающаяся в радостном славословии преображенного сердца, была непонятна книжникам и фарисеям, искавшим славы человеческой, но не Божьей. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

Почему же воинство небесное воспело о славе Божией и тем самым напомнило вселенной и всему человечеству о ней? Человек в своем первобытном состоянии был образ и слава Божия (1Кор. 11:7), но эту славу он утерял, хотя и остался носителем образа Божия. «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Люди не только лишились славы Божией, но «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:23). Человек своими прегрешениями утерял способность быть носителем славы Божией, и когда пророк Моисей просил Господа: «Покажи мне славу Твою», то ему было сказано: «Лица Моего не можно тебе увидеть». Лица Божьего пророк Моисей не был удостоен видеть, но сияние славы вечного Бога осенило его, и «лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (Исх. 33:18–20; 34:29).

Апостолы Петр, Иаков и Иоанн также были свидетелями славы Иисуса Христа во время Его Преображения. Об этом чудном видении апостол Петр впоследствии писал: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (2Пет. 1:17).

Небесное воинство прежде нас увидело зарю вечной славы Бога и возвестило вселенной и всем человекам в гимне хвалы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Оно в своем гимне хвалы воспело не только: «Слава в вышних Богу», но также своим пением провозгласило: «и на земле мир».

Пророк Исаия о родившемся Младенце пророчески сказал: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

История человечества — это история войн, кровопролитий и насилия сильных народов над слабыми. Море пролитой человеческой крови, ради насилия, вражды и корыстолюбия сильных и богатых этого мира, не могло дать умиротворения человеческому обществу. В мире существовал закон сильного: «Кто кем побежден, тот тому и раб». Народы и племена были разобщены, враждовали и воевали между собою, не зная мира и гуманного отношения друг к другу. Существовала национальная и родовая вражда. Были Эллины, Римляне, Иудеи, Скифы. Эллины и Римляне считали себя благородными, полноценными народами и непрерывно вели войны, завоевывая слабые народы и угнетая их.

Воинство небесное возвестило: «И на земле мир», а Иисус Христос в молитве «Отче наш» указал не только, как следует молиться, но и сказал, что следует делать, чтобы на земле воцарилось царство мира и благодати. Он сказал: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Выражение: «Да приидет Царствие Твое» — указывает на всемирный характер этого Царства, которое должно объединить все новое человечество. Этими словами Иисус Христос поставил пред Церковью и вообще пред христианским миром величайшую цель: тот мир, который был однажды утерян, надо вновь сделать достоянием всех людей и народов. Человек должен не только стремиться к вечности, но и думать над тем, как эту землю преобразить в небо, создать царство мира и радости жизни. Царство Божие, которое несет усталому человечеству мир и покой мятущимся сердцам, должно восторжествовать здесь, на земле.

Многие христиане из года в год, с особым чувством, вспоминают ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», но, к сожалению, сами ничего не делают для мира и наступления Царства Божия, хотя ежедневно и молятся об этом.

Мир, о котором возвестили ангелы человечеству, мы получаем чрез познание и исповедание Иисуса Христа. О Нем сказано: «Он есть мир наш». Нельзя быть христианином и проповедовать вражду, рознь и ненависть среди народов и призывать с церковных кафедр к войне, к уничтожению друг друга. Слова молитвы: «Да приидет Царствие Твое» означают не призыв к войнам, а к уничтожению смертоносного оружия и к прекращению войн среди народов и их угнетения.

Как радостно вспомнить в эти дни Рождества Христова воспетый ангелами гимн о славе и мире! Но всем друзьям мира следует помнить, что сам он не приходит, что его надо желать, к нему стремиться всеми средствами: молитвой, словами, большими и малыми делами осуществлять на земле внутри общества и среди народов.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир». Этой хвалой наполнилась вселенная и простые сердца пастухов Вифлеемских полей. Эти святые слова и в настоящее время вдохновенно звучат и излучают славу и мир из Вифлеемских яслей и, подобно мощному и живительному потоку, разливаются по странам мира во имя славы Бога и блага всего человечества.

Архив