Вера и Жизнь 4, 1976 г.
Мысли о смирении
МЫСЛИ О СМИРЕНИИ.
Итак, уважай человека, не осуждай, прощай, перенося подчас и тяготы от него, плати ему добром, благожелательствуй ему и люби его, как брата, — вот что говорит истина. Но чтобы утвердить эту истину в душе и провести ее в жизнь, ты должен обладать смирением...
А гордость наша и тут все перевернула вверх дном. Поэт Пушкин хорошо формулировал это положение вещей, сказав в «Евгении Онегине»:
«Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя».
Мы очень требовательны к окружающим и снисходительны к себе. Мы очень чутки уколам, наносимым нашему самолюбию, и совершенно не бережем и не считаемся с чувством человеческого достоинства в ближнем, смешивая его с грязью. Мы преувеличенно ценим свои таланты и отыскиваем в себе достоинства, которых в нас даже совсем и нет, и отказываемся признать в ближнем его даровании хорошие стороны. Мы раздражаемся, бываем нетерпеливы и несправедливы по отношению к ближним, а для себя требуем от них чуткости и глубокого понимания и обижаемся когда мало видим такого внимания с их стороны. И, в конце концов, человек для человека становится волком — вместо того, чтобы быть нам друг для друга священною вещью, как хотел того ещё язычник Сенека. Это его желание может осуществить только христианское смирение.