+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1979 г.

Библейские термины

БАЛЬЗАМ. «И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет» (Быт. 37:25). Бальзам — смолистая жидкость, добываемая из бальзамного дерева, обыкновенно растущего в виде кустарника. Его родина Абиссиния, но оно растет также на горах Галаадских и в окрестностях. Бальзам добывается следующим образом: кожу дерева надрезывают ножом в то время года, когда в деревьях замечается особенно сильное движение соков. Этот сок, вытекая из надреза, капля по капле, падает в небольшие глиняные горшки. По прошествии дня накопившийся бальзам сливается в один большой сосуд, который наглухо закрывается сверху корою. Количество бальзама, вытекающего из одного дерева, бывает свыше 60 капель в день. Острый и ароматный запах бальзама известен и славится повсюду. Он был некогда так редок и так дорого стоил, что Помпей и Тит привозили разные сорта его в Рим, как трофеи своих побед в той местности, где росло бальзамное дерево. Растение это, дающее бальзам, весь год зеленеющее, растет в высоту до 14 футов и бывает от 8 до 10 вершков в диаметре. Ствол его всегда прямой и гладкий, а листья небольших размеров, имеют ярко зеленый цвет. Бальзам был не только важным предметом торговли между восточными народами (Иез. 27:17), но и славился своими целебными свойствами, преимущественно при лечении ран, как например, Галаадский: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер. 8:22).

ДИОСКУРЫ. «Чрез три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове» (Деян. 28:11). Диоскуры — так, по языческой мифологии, назывались близнецы от Юпитера и Леды. Они считались божествами, охранявшими моряков, на том основании, что якобы получили от Нептуна особенную власть над ветром и волнами и особенно помогали во время морских бурь и кораблекрушений. Поэтому их изображения часто вырезывались или рисовались на носу кораблей. Корабль Александрийский, на котором апостол Павел отплыл с острова Мелита в Италию, несомненно, имел подобное же изображение и носил название — Диоскуры.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ. «Некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Дионисий Ареопагит — член Афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью апостола Павла, при его путешествии в Афины. Как член ареопага он пользовался большим влиянием в среде своих соотечественников. Кроме краткого указания на него в книге Деяний Апостолов, существует еще предание, что он изучал философию в Афинах, а затем в Египте. По свидетельству Евсевия, Дионисий был первым Афинским епископом и, по указанию Никифора, скончался мученически в 96 году по Р. X.

АЗЕЛЬ. «Поэтому на третий день ты спустись и поспеши на то место, где скрывался ты прежде, и сядь у камня Азель» (1Цар. 20:19). Азель — камень, а, может быть, груда камней, близ Гивы Вениаминовой, между Рамой и Номвой, у которого Ионафан назначил тайное свидание Давиду, когда последний бежал от Саула.

ГАДАССА. «И был он воспитателем Гадассы, — она же Есфирь, — дочери дяди его, так как не было у нее ни отца ни матери» (Есф. 2:7). Гадасса — первое имя Есфири, супруги персидского царя Артаксеркса, до выхода ее замуж за царя, после чего еврейское имя ее было переменено на древнеперсидское имя — Есфирь.

Архив