+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1979 г.

Доверие

Ф. Кениг

ВЕРИТЬ — СТАРОМОДНО

«Знание всегда было в почете, но точное основательное знание. Оно неуязвимо. А вера не в моде, — она безнадежно устарела». Такое или подобное рассуждение можно сегодня услышать о вере.

Если вы спросите кого-нибудь: «Когда отходит скорый поезд в Москву?» И если вы получите в ответ: «Мне кажется, около десяти часов», то на такой ответ вы не можете положиться. Вы идете на вокзал, и, как осторожный человек, вы уже перед десятью часами там. Но вам не повезло: поезд отошел в 8 часов 55 минут. Вы как раз еще видели удаляющийся последний вагон. Поезд ушел. Все, чего вам не доставало — это точной информации: отход поезда в Москву в 8 часов 55 минут с перрона 12.

Другой пример. Некто находится в заключении, в отдельной камере. Окна плотно завешаны. Комната освещена неоновым светом. Уже несколько дней он находится в этой комнате. Он хорошо знает свою темницу: ширину, длину и высоту, каждый гвоздь в стене. Это точное знание. Все остальное ему неизвестно. Он не знает, как выгладит двор или этаж выше. Иногда ему кажется, что там играет радио. Но это может быть и телевизор. Порой он слышит тихое жужжание мотора. Может быть рабочий за работой? Может быть, женщина шьет на машинке? Где-то течет вода. Потом опять все стихает. Он слышит голоса и шаги. Может быть, там живет семья с малыми детьми? Но достоверно он не знает ничего. Это все догадки. Такое вот распространенное представление о вере: ничего определенного не знаем, только смелые догадки. Это мы переживаем ежедневно, когда говорят: «я верю» в смысле «предполагаю», что завтра будет прекрасная погода. Это значит, что определенно я этого не знаю, но предполагаю. Может быть, будет и проливной дождь. В таком случае мне не повезло.

Библия же имеет в виду совсем другое, когда она говорит о вере.

ВЕРИТЬ — ЭТО НЕ СИТУАЦИЯ НА ЛЬДУ

Верить в библейском смысле — это не предполагать. Это не определенное предчувствие, не незнание, не чувство или что-то подобное. Верить в библейском смысле — это не ситуация на скользком льду, где каждый может поскользнуться. Вера есть высшая степень уверенности. Вера — твердое убеждение. И Слово Божие констатирует откровенно: «Наше знание отчасти». И продолжает: «А теперь пребывает вера» (1Кор. 13).

Но да не думает никто, что Библия умаляет знание и разум. Если Библия приглашает нас верить, то она не требует от нас, чтобы мы выключили наш мыслительный аппарат. Бог не дал мне мой разум, чтобы потом потребовать от меня: откажись от мышления! Мой разум исполняет как раз назначение — размышлять. Истинный, добрый процесс мышления и ничего другого. Бог дал мне уши не для разговора, не для того, чтоб я ими смотрел. Но: «Имеющий уши слышать, да слышит!» Такова Его воля. Итак, моими ушами я должен слышать не только акустически, но правильно вслушиваться, что Бог хочет мне сказать. И моим разумом я должен думать, размышлять, как определено Богом. Вера, которую Библия имеет в виду, не делает меня интеллектуально лживым. Библейская вера не вымогает от меня высказываний, которые я, как мыслящий человек, не мог бы и не смел бы сделать. Поэтому вера не препятствует моему мышлению. Вера усугубляет мышление. Но спасен я буду не через мышление, но только лишь через веру.

Как многие преткнулись об этот «камень» и говорят, что вера — старомодна и несовместима с нашей эпохой. Но дело обстоит совсем иначе. Вера не менее ценна, чем знания. Вера это что-то другое. Вера больше.

ВЕРА — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ «СЕРАЯ МАССА»

Вера далеко превосходит мой разум. Почему? Она потому стоит выше моего разума, что я, если я искренно поразмыслю, должен признаться, как, в конечном счете, ограничены мои интеллектуальные возможности.

Количество «серой массы», называемой мозгом, который мой Творец дал мне как капитал, чтоб я употреблял его, превосходный капитал. Но по сравнению с высотами мудрости, открытой в Его Слове, этот капитал является только скромным задатком.

Я могу и должен употреблять мой разум, чтобы размышлять до пределов возможного, но я должен быть достаточно искренним признать его границы.

«Я знаю, что я ничего не знаю», — так выразился мудрый философ древности. Итак, я прославляю Бога за то, что я нахожу в Его Слове вершины, к которым мой разум ни в какой степени не может приблизиться. И глубины, которые я никогда не могу исследовать. Это не доставляет моей вере ни малейшей трудности, но наоборот, укрепляет ее. Было бы больше, чем неразумно, если бы я что-то, чего я не понимаю, просто игнорировал. Позвольте мне привести пример из современной науки.

Электроны, которые также называют элементарными частицами, это — элементарные строительные камни атомов и молекул, а, стало быть, всей материи.

В современной физике исследование этих элементов играет большую роль.

И вот обнаруживается удивительное: несмотря на то, что можно измерять физические качества элементарных частиц, несмотря на то, что эти процессы изучаются, как никогда раньше, по сей день никто не может определенно сказать, что собственно есть элементарная частица. Короче говоря, этот электрон, который в конечном счете составляет нашу физику, по сей день ясно не определен. Было бы больше, чем неразумным делать из этого вывод: несколько я не знаю, что представляет из себя элементарная частица, поэтому все, связанное с этим, я выбрасываю за борт. Ни один разумный человек не поступит так. Ибо элементарные частицы познаваемы на опыте. Они существуют. Если моему пониманию поставлены границы, то я все же признаю факты как таковые. Так и Слово Божие и вера — факты, познаваемые на опыте. Понимаете вы теперь, почему вера не менее ценна, нежели знания, но больше? Это действительно также и в виду фактов в Слове Божием, которые мы не можем объяснить нашей «серой массой».

Дуайт Л. Муди рассказывает, как некто пришел к нему с трудным местом Священного Писания и говорит:

— Господин Муди, как вы объясняете это место?

— Как я объясняю? Я никак не объясняю это место.

— Как же вы поступаете с ним?

— Никак!

— В таком случае вы не верите в написанное здесь?

— О, конечно, я верю!

И так есть вещи, которые я не понимаю. Но все же я верю в них. Может быть, вы плохо понимаете высшей математики, дифференциальные и интегральные вычисления? Но я заверяю вас: вы можете в это верить.

АТЕИСТ ТОЖЕ ВЕРИТ

Верить — это ни что другое, как на кого-то или на что-то уповать. И в этом широком смысле каждый верит. Также и атеист верит. Ибо каждый надеется на кого-то или на что-то, и в каждом случае происходит нечто совершенно закономерное.

Эта сила, которой я вверяю самого себя, безразлично идеология ли, человек ли или предмет — эта сила начинает распоряжаться моей жизнью.

Вы садитесь в пассажирский самолет. Машина выруливает на взлетную дорожку. Вы во власти машины, целиком зависимы от этой власти. Все, что теперь случится с машиной, случится и с вами. Если долетит машина благополучно до Нью-Йорка, то спустя семь часов вы будете там. Я думаю, вы поняли этот пример. Если вы доверились самолету, и он доставил вас благополучно в Нью-Йорк, тогда вы пережили нечто сравнимое с тем, что Библия называет верою. Вы надежно испытали, как другая сила, другая реальность, распорядилась вашей жизнью. Вы не были больше хозяином над самим собою. Вы были прикованы к самолету. Грандиозное изобретение по имени самолет распорядилось вами, как пленником. Вы имели такую же скорость, как и самолет. Вы летели приблизительно 1000 км в час на высоте 10 000 метров. Ваши шансы прибыть в Америку зависели целиком от технической аппаратуры, которой вы доверились, На примере самолета вы ясно познаете, что сила, которой вы вверили самого себя, распоряжалась вашей жизнью.

Есть много людей, которые говорят: мы ожидаем удовлетворения нашей жизни от денег. Следовательно, они открывают свои сердца для силы денег. Всю свою жизнь они настраивают на деньги. Видимым результатом в их жизни будет господство маммона над ними. Но это еще не значит, что они будут богатыми. Другой предается целиком своей профессии, своему «хобби», своим увлечениям. Опять другой предается какой-либо идеологии, другой предается оккультизму, чтению гороскопов или чем-то другим в этом роде.

Какое будет последствие этого? Зги идеи и духовные силы покоряют всю их жизнь. Эти силы будут определять их жизнь. Над этим стоит задуматься. Подумайте об этом: что собственно определяет вашу жизнь? Нужно быть наивным, чтобы утверждать: я все решаю сам! Это могут делать только люди, которые не размышляют. Апостол Павел мог сказать, что Иисус Христос достиг его (Фил. 3:12). Каждый достигнут кем-то или чем-то. Спросим серьезно самих себя: кто владеет мною? Кто держит меня в своих руках?

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БРОСАТЬСЯ В БЕДУ

Хорошо, если у вас есть желание серьезно задуматься над этим и прислушаться к зову Божию, чтобы вы открыли ваше сердце этой силе, чтобы вы верили и доверяли Ему.

Бог знает те силы неверия, которые так домогаются вашего расположения. Бог знает, куда эти силы приведут вас. Один только Бог имеет добрые намерения любви и мира с нами. И Он не хочет, чтобы вы поверглись в несчастье.

Бог все сделал, чтобы каждый мог придти к Нему. Большего Он не мог сделать, как только отдать Сына Своего. Путь к Нему свободен с тех пор, как Иисус Христос умер на кресте на Голгофе. Праведный за неправедных. Сын Божий за грешников. Только вера в Иисуса Христа преодолевает всякую нужду. Поэтому Христос так необходим нам. Не станем вводить себя в заблуждения, не будем играть с темными силами. Только под господством Божьим освобождение, истинная жизнь и истинная радость. Он обращается сегодня к вам: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Это дивное, но притом и серьезное Слово Божие! Оно призывает вас принять Иисуса Христа в ваше сердце, чтобы Он мог господствовать в вашей жизни, чтобы ваша жизнь была достойна жизни, чтобы она имела цель и содержание, Хотите ли вы верить Ему, открыть ваше сердце для Его силы? Он отдал наивысшее, подтверждающее Его любовь: Свою собственную Кровь и жизнь. Иисус Христос умер на кресте на Голгофе. Он уплатил наивысшую цену, чтобы и вы могли придти к Богу. Итак, есть выход избежать влияния других сил.

Как это делается? Через исповедание наших грехов пред Господом Богом, когда мы признаем, что место там, на древе проклятия — собственно было моим местом. Единственный Безгрешный отдал жизнь Свою там на кресте в умилостивление. «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Поэтому миллионы людей спасены и освобождены. Не желаете ли и вы принадлежать к их числу? Вы это можете сделать сегодня. Всякая вера и другие силы исчезнут, и Богом произведенная вера вселится в вас. Это и есть истинное обращение: признание полного банкротства и обращение к Иисусу Христу, Распятому и Воскресшему.

ВОПРОС ВСЕХ ВОПРОСОВ

Ставить вопрос о цели жизни чем раньше, тем лучше. Кто старается обойти этот вопрос всех вопросов, тот не достигнет цели. Задавать себе этот вопрос в пенсионном возрасте слишком поздно. Поэтому очень важно сегодня дать ясный ответ на этот вопрос. Впрочем, этот вопрос возникает у каждого человека. Также и у тех, кто отрекся от всякой веры или для которых вера, о которой мы здесь говорим, безразлична и не интересна. И он носит в своем сердце для него не отвеченные вопросы: о фундаменте, о цели и смысле жизни. Эти вопросы неистребимы. Они будоражат глубоко на дне его я. Всякое пресыщение жизнью и всякая скука — ничто иное, как симптомы этого холостого хода, от которого многие страдают.

В одном атеистическом журнале была помещена такая статья в рубрике читателей: «Если моя жизнь на земле зарождается в моей земной оболочке, наполняется разумом и восприятиями, и потом все это исчезает, если я даже и оставил какие-то следы после себя, которые со временем также сгладятся, тогда эта жизнь — невыносимый абсурд. Для чего тогда должен человек просвещать данный ему разум и развивать свои восприятия, если он из ничего образовался и в ничто превращается? Для чего я должен иметь преходящее сознание моего существования, если я в этом кратком мгновении видел мириады небесных светил, учился слагать и вычислять до бесконечности, чувствовать высоту и пропасть, восхищаться и ужасаться, радоваться красоте, упиваться творчеством и самоотверженно любить? К чему это все?»

Видите ли, даже сердце атеиста не спокойно. Оно полно вопросов. Так смотрит философ-марксист Михаил Махович чуть ли не с завистью на людей, которые могут молиться. Он пишет, что большинство людей «бросаются от одного развлечения в другое, от одной деятельности в другую. Такой человек живет без внутреннего диалога с самим собою». Хотя молитва не есть диалог с самим собою, но живой контакт со Всевышним, но из слов марксистского философа звучит все же знание о докучливом вопросе, об отсутствующей измеряемости. И если он записал предложение: «По сравнению с современным человеком средневековый монах, погруженный в свои медитации, собственно, прогрессивнее, что касается начала внутреннего диалога», тогда мы чувствуем кое-что о том, как важно это для него; как волны возмущенного сердца не хотят успокоиться.

Как однажды выразился блаженный Августин: «Наше сердце не успокоится до тех пор, пока оно не успокоится в Тебе, Боже!»

Не грех ослепляет людей для реальности Божией. Не только атеистов, нет, но по природе всех людей без исключения. Разум всех нас заражен грехом. И поэтому грех ослепляет нас в виду того, что Иисус Христос может сделать для нас.

Библия говорит ясно, что мы не можем придти к Богу при помощи нашего разума. Кое-кто пробовал это сделать, но все они преткнулись. Библия определенно утверждает: человек не может придти к Богу на основании собственной мудрости. И если вы будете ждать, пока вы все поймете, то вы никогда не придете к Богу.

ОТВЕТ ЕСТЬ

Душа человека настолько велика, что целый мир не в состоянии наполнить ее. Но Евангелие говорит нам, что есть ответ на вопросы сердца, что есть радикальная, преобразующая сила. Божественная сила, которая преобразует жизнь во всех областях и ставит жизнь на совершенно новый фундамент.

Ни философия, ни «измы» разного направления не избавят человека и не создадут новых, освобождающих условий. Известный немецкий философ Мартин Хайддегер (1889–1976) признался в одном интервью: «Философия не в состоянии создать непосредственной перемены настоящего состояния мира. Это относится не только к философии, но также ко всякому человеческому мышлению и стремлению. Только один Бог может спасти нас». Такие слова из уст философа заставляют нас призадуматься. И какой вес приобретает Благая Весть о спасении через Иисуса Христа с этой точки зрения!

Наше сердце сотворено для Бога. И без Бога нам не остается ничего, кроме внутренней пустоты. Но в Евангелии надежда: Иисус Христос умер за мои грехи. Иисус Христос уничтожил грех. Иисус Христос воскрес из мертвых. Он жив! И Он придет опять. Эта живая вера наполняет мое сердце. Но эти истины мы можем принять верою. Поэтому мы не должны приступать к ним только с одним разумом. Как может человек со своим ограниченным умом понять великого Бога, Который сотворил вселенную и управляет ею.

БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИЧИННАЯ ЦЕПОЧКА

Откуда вера? Не могу вам объяснить веру. Но вы можете пережить, испытать ее, как я это пережил и миллионы людей, для которых Иисус Христос — живая реальность. Если вы поверите, это значит — доверитесь Ему, тогда вы испытаете на опыте и поймете, что такое вера. Познание рождается от веры, а не наоборот.

На вопрос: откуда приходит вера? Библия дает ясный ответ. Библия содержит божественную причинную цепь: «Итак вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10:17). Это Богом предусмотренный путь: Слово Божие — проповедь-вера. Сперва я должен услышать Слово Божие или читать его. И у меня должно быть к этому желание, ибо Бог никого не принуждает. Я должен быть готовым исполнять не мою волю, но Божью волю. Это как раз то, что Иисус Христос провозгласил в Иерусалиме, во время праздника кущей: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17). Другими словами: проверьте сами! Здесь надо быть прагматиком и не пятиться назад. Это Его Благая Весть для вас лично. И если я повинуюсь Его Слову и проповеди этого Слова, проверяю его на самом себе, тогда я буду в состоянии и верить. Если же я превозношусь над Словом, сомневаюсь или даже критикую его, в таком случае я никогда не уверую.

Некоторые вообще никогда Библии не читали и все же критикуют ее. Как я могу позволить себе высказывать мнение о произведении «Дон Карлос» Фридриха Шиллера, если я его не читал? Это невозможно. Но с Библией многие так поступают. Такое отношение к Библии совершенно не логично.

Американский генерал Левис Воллис — разительный пример радикального обращения от атеизма к Иисусу Христу. Однажды он повстречался с таким же атеистом, как и сам. Возбужденно они беседовали о мнимой бессмыслице христианства. Последний советовал ему: «Вы интеллигентный человек и с хорошим образованием. Почему вы не напишете книгу и не докажете, что христианство бессмысленно?» С большим усердием принялся генерал Воллис за работу. Он собирал много материала, и при этом он должен был основательно изучить Библию. Когда он написал уже первые главы своей книги, то вдруг ему стало ясно, что Иисус Христoc — историческая личность. Не долго продолжалось, пока он убедился, что Иисус Христос больше, как только историческая личность. И, в конце концов, в пятидесятилетнем возрасте, генерал преклонил свои колени первый раз в своей жизни, чтобы помолиться: он умолял Иисуса Христа стать его Господом и Спасителем. И Христос стал его Спасителем. Видите ли: слово Божие производит веру и новую полнокровную жизнь. Дискутируя и критикуя, вы ничего не достигнете. Как метко сказал однажды великий муж Фридрих фон Бодельшвинг: «С неверующими и хулителями не надо долго вести диспут, но просто засвидетельствовать о том, какое блаженство и мир обретает человек в вере, в то время как неверующего мучит тайное беспокойство, признаком которого и есть страсть к дискуссии и хулению».

ВЕРА РИСКУЕТ

Ребенок находился на верхнем этаже дома, в котором вспыхнул пожар. Коридоры и лестницы дома находились уже в пламени огня. Как спасти ребенка? Если он выпрыгнет из окна, то разобьется на смерть. Вдруг сильный мужчина кричит ему снизу: «Прыгай! Я поймаю тебя!» Мальчик дол жен верить, во-первых, что внизу находится человек, во-вторых, что он достаточно сильный и подхватит его. Но, прежде всего, он должен свою веру проявить на деле, бросившись в сильные руки спасителя. Это и есть доверие. Это и есть спасающая вера: все свое доверие возложить на Христа.

Кто еще надеется на свои дела, тот еще не верит. Иисус Христос хочет иметь все или ничего. Кто верит в Иисуса Христа, тот будет спасен, сколько бы он не нагрешили какими бы великими не были его грехи, если они принесены к ногам Христа. Кто не верит, тот погибнет навеки, если бы он и мало нагрешил и много сделал добрых дел. Без веры нет спасения, нет новой жизни от Бога. Мартин Лютер сказал кратко, но метко: «Это сумма всего: верить в Иисуса Христа или погибнуть!»

Архив