Вера и Жизнь 2, 1979 г.
- Обновление
- В редакцию пишут
- Доверие
- Наилучшее место
- Дарить радость
- Под небом голубым
- Пою о счастье
- Портрет планеты
- На ложном пути
- Скептик
- Найти себя
- Информационное приложение
- Немного истории
- Только бы…
- И старшие могут ошибаться…
- Мать
- Всегда с нами
- Две противоположные сферы
- Тоска по Богу
- Сделала, что могла
- Евангельский блокнот
- Поднимите головы ваши!
- Утешение
- Шагай вперед
- Библейские термины
- Только факты
Информационное приложение
Пьетро Модесто
ПИСЬМО УЗНИКА
«Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его…»
Пс. 145:5
Дорогие братья и сестры, сегодня верующие вспоминают те события, которые совершались в свое время со Христом нашим Спасителем. Мы уже слышали из прочитанного о той радостной вести, о том, что Христос воскрес, об этом сообщили ангелы женщинам, а женщины ученикам, но я желаю остановить ваше внимание на том, когда женщины возрадовались.
Ни ангельская весть о воскресении Христа не могла возрадовать женщин, ни тогда, когда эту весть сообщили женщины ученикам, это не могло так возрадовать, как возрадовало всех, когда увидели самого Иисуса Христа Воскресшего (Ин. 20:20): «Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа». И когда мы читаем другое место, где говорится о том, как Христос открылся при преломлении хлеба, и они говорили друг другу, не горело ли сердце, когда Он говорил нам. Из прочитанного мы могли видеть, что не весть о воскресении Господа радует сердце человека, а личная встреча со Христом только дает радость, которую никто из людей дать не может. Итак, дорогие друзья, слушая сегодня эту радостную весть о Воскресшем Господе. А кто еще не встретился лично с Воскресшим Господом, постарайтесь это сделать, и тогда вы получите великую радость вашей душе, как это было с учениками Иисуса Христа, которые сами получили и понесли другим эту радостную весть о Воскресшем Господе. А кто имел встречу с воскресшим Господом и получил эту великую радость, несите другим эту весть. Итак, в заключение желаю всем дать совет, живите той мыслью, что как будто Христос вчера воскрес, а завтра Он придет взять своих жить жизнею прославляющего Своего Господа (1Фес. 5:23): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Да благословит вас всех Воскресший Христос и приготовит для встречи с Ним. Аминь.
С искренним братским приветом,
ваш наименьший брат Ж.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЬМА-ВОСПОМИНАНИЯ «Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа».
Ис. 26:9–10
«Дарует ли Он тишину, кто может возмутит? скрывает ли Он лице Свое, кто может увидеть Его? Будет ли это для народа, или для одного человека».
Иов. 34: 29
«Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»
Иер. 3:38
Для верующего человека совершенно достаточно этих приведенных мест Писания, чтобы понять причину всех ужасных бедствий тех катастрофических лет, которые пережило все человечество, а не только русский народ.
Среди самого ужасного пламени кровавой войны 1943 и 1944 года, когда злобствующий атеизм, казалось бы, уже и достиг своих коварных целей: закрыты или разрушены церкви, мечети и синагоги, а все руководители религиозных организаций — ликвидированы, а оставшиеся в живых, самые ничтожные и немощные, томятся в тюрьмах, в лагерях, умирая с голода, от холода и непосильного каторжного труда. Казалось, теперь все кончено, не видать нам светлых лиц детей Божьих, не услышать нам торжественных Сионских гимнов, не видеть больше святых собраний народа Божия. Не вкушать нам сладостной Трапезы Господней! Все кончено! Так думал я и другие узники архипелага Гулага. Но в планах великого, премудрого Бога, Домостроителя Царствия Божия и Тела Христова, Его Церкви, были другие планы и намерения: ибо Он видел бедствия народа Своего, и так как «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1), тем более и всех властей, правителей и начальствующих.
И вдруг то же самое атеистическое правительство СССР, которое с такой жестокостью расправлялось и старалось уничтожить корни всех и всяких религий Vi сект, теперь неожиданно повернуло свою политику сторону покровительственного отношения к религиозникам и их религиям в СССР; и в июле месяце 1944 года издает декрет Совнаркома, дающий право всем религиям легализировать свою деятельность, Создает совет по делам религиозных культов при Совнаркоме в Москве, для наблюдения за деятельностью религиозных культов. Издает инструкции о регистрации общин и молитвенных домов и даже издает декрет о возвращении культовых зданий для пользования зарегистрированным общинам всех христианских, еврейских, магометанских, буддийских и др. религий.
Но еще более удивительным является обстоятельство, что в это же время в секретных советских кругах вышло распоряжение об освобождении из лагерей некоторых религиозных работников, так как на свободе уже не оказалось людей способных вести дело религиозного воспитания и в деле служения Богу. Конечно, скептики возражают, что это — все та же старая, коварная игра безбожников на уничтожение религии и что поддавшиеся этому искушению окажутся марионетками в руках коварных коммунистов.
Но для сердец, искренне преданных Богу, это есть явное вмешательство Божественных сил, для выполнения планов Всемогущего Бога и Его намерений в отношении русского народа!
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11). И тем более: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Кто мог бы воздействовать так на гордое сердце диктатора коммунистической партии? Никто, как только Бог!
Когда будут опубликованы документы Ялтинского соглашения и другие документы, тогда мы сможем окончательно узнать, какие довлеющие обстоятельства так повлияли на И. В. Сталина, что через него Бог дал нам возможность восстановить евангельскую деятельность, хотя и в закрытых помещениях; но мы-то верующие, свет миру, и разве мы живем только в зарегистрированных помещениях?
Для нас, узников сталинских репрессий, бывших заключенных на безнадежно долгие сроки, наше освобождение было как величайшая милость от Бога, Отца Своих детей.
Итак, волей Божией мы, бывшие работники обоих союзов, а потом узники и как «враги» Советской власти таким необыкновенным образом были собраны в Москве в конце декабря 1944 года на Мало-Вузовском пер., № 3.
Рассуждая по-человечески съездом правомочным нас и назвать было невозможно, так как ни у кого не было ни мандатов от общин и ни протоколов об избрании церквами. Но и самозванцами мы не могли быть уже в силу того, что добраться в Москву в те военные дни обыкновенному гражданину было невозможно, а тем более заключенному из лагерей.
«Невозможное делает только Бог» (Иер. 32:27)
Все что было сделано на этом съезде сделано в страхе Господнем ив согласии со Словом Божиим, с большим благословением для всех участников. Мы участники, не могли отказаться от предоставленной нам Самим Богом возможности трудиться на Его ниве. И если бы отказались от этой возможности трудиться, то мы оказались бы негодными и непокорными рабами Господа…
На местах уже начались сливания общин баптистов и евангельских христиан. Споры о названиях давно исчезли. Были уже разрешены вопросы о возложении рук, о рукоположении и о порядке хлебопреломления.
Что же оставалось делать? Объявить себя неправомочными в деле слияния союзов и бросить народ Божий на произвол судьбы, до всеобщего «законного съезда»? Но откуда он мог быть организован?
Или же взирая на умиротворение и единодушное стремление к общению, которое Господь уже совершил в некоторых краях и общинах, с дерзновением подтвердить то, о чем молился Христос: «Да будут все едино». И после горячих молитв решили: организовать единый Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов и принять на себя ответственность перед Господом за дальнейшую работу по объединению всех общин и устранению всех «шероховатостей» среди членов и трений между общинами. Вот каким образом произошло слияние союзов евангельских христиан и баптистов в один союз — ВСЕХБ.
Николай Корнаухов,
участник учредительного съезда
в Москве в 1944 г.
ПИСЬМО ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Приветствую тебя, дорогой брат во Христе Николай, любовью Спасителя нашего Иисуса Христа!
Мир тебе от Господа.
Коля, я уже написал тебе письмо еще раньше, но почему-то ответа не получил. Не знаю, может первое мое письмо к тебе и не дошло или какая другая причина, я не знаю.
Что у меня, то все слава Богу хорошо, есть много приятных новостей, о которых хотелось бы говорить только видя друг друга. Но несколько могу сказать. В нашей стране, в Прибалтике, в Таллинне (это Эстония), уже началось пробуждение, уже слышно оно в Риге и Елгаве. В это место съезжаются с разных концов Советского Союза. Господь творит великие чудеса и знамения в исцелении от различных болезней, — глухие слышат, немые говорят, калеки ходят, одержимые духом нечистым — освобождаются, люди десятками каются пред Богом. Да увеличит все это Господь, и Его благодать да владеет многими и многими сердцами!
Нам, в Вильнюсе, разрешили расширить наш молитвенный дом, конечно, по милости Господа. Наша церковь благодарение Богу увеличивается, растет с каждым годом. Это радует и утешает. Благодать Иисуса Христа с духом твоим, Николай!
Брат Б.
Многоуважаемая редакция «Вера и жизнь»!
Посылаю Вам наилучшие пожелания на праздники тождества Христова и Новый год. От всего сердца желаю миссии «Свет на Востоке» благословения Божьего на миссионерской ниве! И всего, всего наилучшего!
Еще раз благодарю за присланные мне шесть номеров альманаха «Вера и жизнь».
От своих друзей я узнала, что Вы выслали мне календарь на 1979-й год. Я его еще не получила, по ссылки идут оттуда к нам очень долго. А теперь в связи с праздниками — особенно долго. Я очень и очень рада и не могу дождаться этой посылочки? Это — как будто бы самый лучший друг должен ко мне прийти. Очень, очень глубоко Вам за это благодарна.
У меня теперь гостила два месяца моя кузина из СССР. Вот только несколько дней тому назад она уехала. Она буквально без перерыва сидела и «поглощала» эти шесть альманахов. Она очень много переписывала из них для себя.
С христианским приветом!
Сестра X.
ИНФОРМАЦИЯ ЗА УЧАСТИЕ В РЕЛИГИОЗНОМ СЕМИНАРЕ — ПСИХБОЛЬНИЦА
Москва — Цюрих (сообщение журнала «Идея» — ФРГ). Православный писатель Анатолий Левитин-Краснов, проживающий в Швейцарии, назвал вопиющим нарушением свободы вероисповедания СССР тот факт, что верующего электроинженера Анатолия Куськина поместили в Первую психбольницу города Москвы за участие в религиозном семинаре. Анатолия Куськина, которому 29 лет, арестовали вскоре после его участия в молодежном религиозном семинаре. Это уже третий случай, когда власти помещают участников религиозного семинара в психбольницу. Когда Анатолия Куськина поместили в психбольницу, то его сразу же стали поносить за то, что он христианин. Потом ему дали укол, после которого он потерял сознание. Когда он пришел в себя, то был уже привязан к кровати. Представители власти сделали обыск в его квартире без предъявления ордера на обыск. Все рукописи были изъяты. У Анатолия Куськина больная мать и малолетний брат, которые остались теперь без кормильца.
ЛИШЕНИЕ РАБОТЫ ИЗ-ЗА ВЕРЫ
Смоленск. За то, что кандидат филологических наук Татьяна Шипкова открыто исповедовала свою христианскую веру, ее лишили кандидатского звания. Татьяну Щипкову также уволили из Педагогического института города Смоленска, где она работала доцентом.
За участие в молодежном религиозном семинаре с работы был уволен директор вечерней школы города Чистополя Сосников.
РЕЛИГИЯ НЕ ОТМИРАЕТ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Как советские атеисты освещают этот допрос
(Выдержки из статьи, напечатанная в №136 ежемесячника «Религия и атеизм в СССР»)
Рассмотрим №22 журнала «Вопросы научного атеизма» (Москва, 1978, 320 стр). Его передовая носит гордое заглавие: «Общество господствующего научно-материалистического мировоззрения», указывая на атеистическое содержание всего выпуска и предвосхищая его. Передовая — одновременно победный гимн, программное объявление. Она ссылается на слова Брежнева, который на 25 съезде партии ставил «в ряд величайших исторических достижений» КПСС создание общества, «где господствует научно-материалистическое мировоззрение», и видит в этом «новое качественное явление в жизни человечества, связанное с началом подлинной человеческой истории… и закономерный результат поступательного хода истории, достижение многовековой борьбы людей за социальное и духовное освобождение (стр. 5). Подобные претензии основываются на постулате, что: а) научное мировоззрение тождественно с материализмом-атеизмом; б) до появления марксизма-ленинизма и в странах, где он еще не победил, люди жили и живут в нечеловеческом состоянии; в) СССР реализует (хотя и не полностью) коммунистическое общество — неизбежную конечную цель всей человеческой истории.
Это позволяет советским атеистам присвоить себе роль исключительных наследников дела «просвещения и образования масс, — развития в них научных представлений», объявить, что «с возникновением научного коммунизма теория и практика атеизма поднялась на высшую ступень» и пророчествовать, что «социализм открыл путь, с неизбежностью ведущий к становлению и утверждению массового атеизма, а в перспективе — к полному преодолению религии» (стр. 6–7).
Статья не оставляет сомнений в том, что «победа научно-материалистического мировоззрения явилась результатом», главным образом, «огромной организующей и направляющей работы партии по коммунистическому воспитанию народа» (стр. 6).
Если существуют еще наивные люди, которые ставят вопрос — совместим ли марксизм с верой в Бога, то приведенный ниже текст рассеивает всякое сомнение: «Марксистский атеизм, — отмечал В. И. Ленин, — прямой и неизбежный вывод из диалектического материализма и объявляет теорию научного атеизма неотъемлемой частью коммунистического мировоззрения» (стр. 13).
Программа научного атеизма и впредь будет состоять во-первых, в раскрытии «несостоятельности и реакционной роли религии, в раскрытии ее социального и идеологического вреда в условиях социализма; во-вторых, «в исследовании созидающей, позитивной роли атеизма в развитии общества (стр. 13)… Утверждение научного атеизма стимулирует интеллектуальное развитие личности» (там же); в-третьих, он должен давать отпор клерикальной пропаганде, которая представляет «победу атеизма как насильственное уничтожение религии в Советском Союзе (стр. 14).
Если Ульянов и Шевель из Пскова, «одного из древнейших уголков русской земли» (стр. 36), снижают уровень научного атеизма, то составители следующей статьи «Интернациональные факторы, развития массового атеизма (стр. 40–49) Ф. К. Кочарли и А. Ф. Дашдамиров из Баку — скатываются на позиции самого низкого невежества. Для них «интернационализм» означает простое слияние всех народностей Советского Союза в единый «советский народ». Они возвеличивают советские достижения в этой области, когда национальный вопрос все обостряется; описывают антирелигиозную политику советской власти такими словами:
«Проявление с первых же дней советской власти последовательной и бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии и психологии, против всех проявлений религиозного сознания стало одним из важнейших условий успешного решения задач социалистического национального развития и интернационального сплочения братских народов. С момента установления советской власти в Азербайджане широким фронтом была развернута борьба против религии».
Вот это называется: говорить, не обинуясь!
В статье присутствует и знаменитое советское «однако», которое, как правило, знаменует поворот от описания «райских» советских достижений к не так совершенной советской действительности:
«Однако ошибочно было бы думать и говорить, что в нашем обществе полностью изжито влияние религии. Потеряв позиции в идейно-теоретической области, религия стремится паразитировать в эмоциональной, социально-психологической сфере национальных отношений».
«Вопросы атеистического воспитания в свете решений 25 съезда КПСС» занимает собой весь второй раздел рецензируемого выпуска (стр. 152–239). Ни «государство научно-материалистического мировоззрения», провозглашаемое Брежневым, ни «советский быт», ни «реальный социализм», ни «социально-экономические преобразования» не кажутся советским атеистам достаточно эффективными в борьбе против религии; они требуют усиления «атеистического воспитания» «посредством комплексного подхода» (стр. 160–170), «единства интернационалистического и атеистического» (стр. 178–189), «взаимосвязи патриотического и атеистического» (стр. 190–198), «совершенствования атеистического воспитания молодежи» (стр. 199–298), «популяризации науки» (стр. 209–216), «использования культурного наследия прошлого» (стр. 217–232).
Например, «комплексный подход» должен считаться с тем что «современный верующий в массе своей не темный, забитый, затравленный невежественный человек… Для него характерен определенный уровень образования… интерес к происходящим в стране и за рубежом событиям и источникам информации».
Несмотря на все слабости и компромиссы официальных представителей различных церковных организаций, благодаря своей внутренней силе, религия показывает сегодня живучесть и является притягательной силой, способной причинить серьезные заботы представителям советского государственного атеизма и внушить им страх.