Вера и Жизнь 1, 1995 г.
- Смертельный враг
- Из поэтических тетрадей
- Не видя, но веруя
- Мрак мира сего, или властвуют ли злые духи в твоём городе?
- От законничества - к свету
- Убили собаку
- Искусственный интеллект - фантазия или реальность
- Давид из Иоппии
- "Одного просил я у Господа..." (Пс. 26:4)
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Прекрасное слово "мой"
- Обращение к организаторам "Марша для Иисуса"
- В мире станет светлее
- На вопросы читателей отвечает
- Ты знаешь путь
- Японец Иоанн
- Молитесь о них
От законничества - к свету
Макс Лукадо
Каждому, и не только земледельцу, известно: самая плодородная почва бесплодна, если в нее не бросить семя.
Видимо, Никодим этого не знал. Он думал, что земля может приносить плоды без семян. Он уделял очень много внимания «возделыванию земли», забывая при этом о «семени». Он был законником. А образ мышления законников таков: они подготавливают почву, но забывают о семени. Никодим не скрывал того, что он был законником, был фарисеем.
Фарисеи учили, что вера проявляется в том, как ты соблюдаешь закон Моисеев, одеваешься, как ты держишь себя, какое звание имеешь, как молишься, сколько денег отдаешь в храм - всем этим фарисеи измеряли духовность человека.
Если бы фарисеи были земледельцами, у них были бы самые аккуратные участки, полные силосные ямы, ухоженная техника. У них были бы выкрашенные заборы, возделанные и политые поля.
Если бы они были земледельцами, они бы часами обсуждали теорию земледелия за чашкой кофе. Когда лучше удобрять почву: перед дождем или после дождя? Когда давать полю отдых: через каждые два года или через три? Могут ли земледельцы носить джинсы? А как насчет ковбойских шляп?
У фарисеев была единственная проблема. Несмотря на все дискуссии относительно правильных способов работы, жатва их была скудна. Один необученный Галилеянин за несколько месяцев собрал урожай больше, чем все фарисеи, вместе взятые. И это порождало в них зависть. Это злило их. Это унижало. Поэтому они игнорировали результаты, которых Он достигал, и осуждали методы Его служения.
Так поступали все фарисеи, но не Никодим. Он был любознателен. Даже более чем любознателен. Его не только интересовало, но и волновало то, как люди слушали Иисуса. Они слушали Его так, как будто Он один знал истину. Как будто Он был пророком.
Никодиму важно было понять поведение Иисуса из Назарета. Почему Иисус перевернул столы торговцев в храме? Никодим сам когда-то обладал такой ревностью. Но было это очень давно: еще до титулов, званий и пышных одежд.
Никодима влекло к Плотнику, но он не хотел, чтобы кто-то увидел его с Ним. Никодим - член Верховного суда. Он не смеет подойти к Иисусу днем. Поэтому Никодим приходит к Нему ночью. Он приходит к Иисусу во мраке.
Это и понятно. Законничество не несет в себе и не терпит света.
Никодим начинает свою речь, говоря об Иисусе с уважением: «Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2).
Иисус как бы не замечает комплимента: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Без предисловий, без пустословия. Прямо к делу, прямо к сердцу, прямо к проблеме. Иисус знает, что сердце законника твердо. Его не разбить вежливостью. Здесь нужно терпение. И Иисус начинает работу:
- Никодим, включив свет, ты не поможешь слепому.
- Ты не можешь помочь глухому, увеличив громкость музыки.
- Ты не можешь измениться в душе, изменив внешний вид.
- Ты не можешь вырастить плоды без семян, Никодим. Ты должен родиться свыше.
Встреча Никодима с Иисусом была больше, чем просто встречей двух религиозных лидеров. Это было столкновение двух философий, двух различных взглядов на спасение.
Никодим считал, что человек сам зарабатывает свое спасение. Иисус говорил, что спасение дает Бог. Никодим считал, что человек получает спасение как награду за правильно прожитую жизнь. Иисус говорил, что спасение - это подарок. Никодим считал, что задача человека - заработать спасение. Иисус говорил, что задача человека - принять спасение.
Эти два взгляда включают в себя всю философию. Все мировые религии можно разделить на два вида: законничество и благодать. Человек совершает спасение или Бог? Спасение - плата за совершенные дела, или спасение - дар от Бога, возможный только благодаря жертве Иисуса Христа?
Законник считает, что основная сила, ведущая к спасению, - это сам человек. Если вы выглядите, как подобает, говорите, как следует, и принадлежите к той группе общества, к которой необходимо принадлежать, чтобы получить спасение, - вы получите его. Ответственность за ваше спасение лежит на вас.
Результат? Благочестивый внешний вид. Гладкая речь и хорошие манеры. Но присмотритесь внимательно. Прислушайтесь. Чего-то не хватает. Чего? Радости. Что же там внутри? Страх - сделанного будет недостаточно. Гордость - сделано уже достаточно. Беспокойство - а если я ошибся?
Законничество - мрачный мир.
Может быть, вы этого не знаете. Если вы никогда не жили в законничестве - вы счастливый человек. Но не все такие счастливые. Многие могут рассказать вам о том, что законничество - это мучение, это давление на дух, это разрушение цели. Законничество - это религия, которая питает вас, чтобы вы не умерли, но никогда не дает вам наесться вдоволь.
И вы голодаете. Ваши учителя не знают, где взять пищи, и вы голодаете вместе. Вы сидите на диете, состоящей из правил и стандартов. Нет витаминов. Нет вкуса. Нет жара, вдохновения. Примитивная предсказуемая религия.
Это напоминает мне мое детство. Когда мне было восемь лет, я пел в хоре мальчиков. Мы собирались на двухчасовую спевку два раза в неделю, носили форменные пиджаки и пели на банкетах. Мы даже ездили на гастроли.
Один из наших руководителей раньше служил в армии, и строевая подготовка была его страстью. До того, как он стал руководителем хора, он занимался разбивкой военных лагерей и тренировкой солдат. Каждый раз во время перерыва мы под его руководством маршировали. Мы выходили на улицу, строились и маршировали. Он давал команды, а мы подчинялись им: «Раз, два! Раз, два, три! Раз, два! Раз, два, три!»
Сначала я не задавал вопросов. Мне не хватало мужества. Я находился во власти этого человека. Наконец я набрался смелости и спросил у шагающего рядом мальчика:
- Для чего мы это делаем?
- Я не знаю.
- Куда мы идем?
- Я не знаю.
Никто не знал. В течение двух лет мы маршировали два раза в неделю. И никто не знал, куда мы идем и почему. Мы знали, что для того, чтобы нам позволяли петь, нам нужно маршировать.
Таково законничество.
Оно жестоко. Оно «униформированно». Оно не от Бога.
Рассказать вам самое страшное о законничестве?
Законничество не нуждается в Боге. Законничество ищет невинности, а не прощения. Это непрерывный процесс защиты себя, объяснения себя, возвышения себя, оправдания себя. Законники сосредоточены на себе, а не на Боге.
Законничество навязывает вам свое мнение. На этом корабле есть место только для одного мнения. Нетрудно догадаться, что при этом ваше мнение - неправильное.
Законничество блокирует ваше мнение. Если у вас другая точка зрения, это заставляет меня пересмотреть мое отношение к вам и поставить под сомнение ваше спасение.
Законничество обязывает вас принять мое мнение. Христиане должны быть стандартизированными. Ваша задача не думать - маршировать.
Если вы хотите остаться в группе - идите в ногу и не задавайте лишних вопросов.
Никодим знал, как маршировать, но он хотел петь. Он знал, что есть нечто большее, чем мертвая религия, но он не знал, где найти это нечто. Поэтому он пришел к Иисусу.
Он пришел ночью, так как опасался людей своего круга. Законничество вселяет страх перед мнением определенного круга людей. Оно заставляет вас искать одобрения людей. Оно делает вас очень чутким к тому, что скажут или подумают другие, и вы делаете все, чтобы угодить им. Подчинение - вещь не из приятных, но зато вы в безопасности. Форменная одежда плохо на вас сидит, но ее принято носить, и вы ее носите. Вы не знаете, для чего вы маршируете и куда вы идете, - но кто вы, чтобы задавать вопросы? Вот вы и идете в ногу со всеми по линии наименьшего сопротивления.
И если вы осмелитесь пойти другой дорогой, вы, наверное, сделаете это ночью, как Никодим. Неосвещенными улицами он прокрался к дому, где и встретился со Христом. В этой беседе Никодим, известный учитель закона, почти не говорит: один раз он делает Иисусу комплимент и дважды задает вопросы. Проведший всю жизнь в логическом исследовании Писания, учитель внезапно смолкает, когда Иисус открывает двери, и свет благодати заливает катакомбы его души.
Иисус начинает говорить, указывая на источник духовности: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Духовная жизнь - не плод человеческих стараний. Она - результат действия Святого Духа.
Иисус говорит, что духовность зависит не от посещения церкви, не от правильных поступков, не от следования верным доктринам. Духовность - это дар с небес. Эти слова, наверное, изумили Никодима, и он весь превратился в слух, а Иисус между тем продолжал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
Приходил ли порыв ветра когда-нибудь к вам за помощью? Случалось ли вам видеть его на обочине дороги, переводящим дыхание? Нет. Ветер даже не сообщит вам, куда он направляется. Он не очень разговорчив. Таков же и дух.
Но Никодим начинает нервничать. Такой свет слишком ярок для его глаз. Мы, учителя, любим все контролировать и всем управлять. Мы любим определять и подчеркивать, тяготеем к разработке различных структур. Но наши структуры далеко не всегда вписываются в Божий план.
Спасение - это Божье дело. Благодать - это Его идея, Его работа, Его затраты. Он дает благодать кому пожелает и когда пожелает. Наша задача в этом процессе - рассказывать людям о благодати, а не избирать пригодных ко спасению.
На лице Никодима, наверное, был написан вопрос: «Почему Бог делает это? Что заставляет Его предлагать нам такой дар?» Иисус ответил на этот вопрос. Почему Бог дает такой подарок? Что лежит в основе подарка под названием «рождение свыше»? Любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Никодим никогда не слышал таких слов. Никогда. Он не раз беседовал с другими о спасении. Но это была первая беседа, где не оговаривались условия. Не говорилось о системе. Не говорилось о ритуалах. «Всякий, верующий в Него, имеет вечную жизнь в Нем», - сказал ему Иисус. Может ли Бог быть таким щедрым? Даже в ночной темноте на лице Никодима можно было заметить удивление. Всякий, верующий в Него, имеет вечную жизнь. Не «всякий, кто достигнет», не «всякий, кто будет успешен», не «всякий, кто согласится», но «всякий верующий».
Заметьте, как Иисус помогает Никодиму освободиться от законничества. Проследите за нежной твердостью Его прикосновения. Как опытный земледелец, Он разгребает сухую, затверделую почву, пока не находит мягкую, добрую, и в эту почву Он помещает семя, семя благодати.
Принесло ли оно плод? Прочтите следующее и судите сами.
«Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:39-42).
Тот самый человек, который когда-то приходил ночью, втайне, теперь приходит открыто. Тот самый человек, который шел к Иисусу темными улицами для того, чтобы встретиться с Ним, теперь приходит ко кресту, чтобы послужить Иисусу. Получивший семя благодати теперь сам сеет семя вечной жизни.