Вера и Жизнь 4, 1996 г.
- Великий Бог
- Бог
- Руками великого Мастера
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Возвращение
- На вопросы читателей отвечает
- Небесная валюта
- Там ценятся дела
- Из поэтических тетрадей
- Великий Туан
- Не упразднить креста Христова!
- Его как будто ждали
- Масоны
- Смертная казнь
- Разные пути
- У ручья
- Молитесь о них
Не упразднить креста Христова!
Иван Коломийцев
Крест как символ прочно вошел в жизнь современного человечества. Встретить его можно повсюду. Вот крест на груди священника и на куполах храмов, крестики на холщовой нити, тщательно спрятанные под одеждой религиозных людей. А вот сверкающий крестик на чрезмерно декольтированной груди женщины. И нас уже не удивляет такое неожиданное использование этого образа. Мы привыкли видеть крест и в салоне автомобиля, и в ухе меломана-металлиста, и в крепко сжатой руке богомольной старушки, и как украшение надгробия. И многие чаще всего не задумываются над истинным значением этого символа. А все началось с простого деревянного, быть может, грубо сколоченного креста, на котором почти 2000 лет назад в Израиле был распят за грехи человеческие Божий Сын Иисус Христос.
В своих размышлениях я хочу поговорить не о символе креста, а о самой сути, о том, что для нас означает крест Христов.
В Первом послании к коринфянам апостол Павел пишет, что его проповедь звучала в определенном стиле, целью которой было «... не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1:17). Размышляя об этих словах , можно подумать: «Но как можно упразднить дело великого, всемогущего Бога? Кто в силах посягнуть на то, что творит Сам бесконечный Создатель вселенной? Кто? И все же апостол заявляет о такой возможности, и, более того – он сам опасается стать человеком, упраздняющим крест Христов.
В действительности дело искупления грешных людей, совершенное Иисусом Христом на Голгофе, непоколебимо, неизменно и полно. Оно совершено раз и навсегда. Никакая клевета дьявола не в силах отменить Божьего решения простить и принять тех, за кого умер Христос, жить в сердцах тех, для кого Он воскрес. Бог принимает нас и живет в нас только благодаря искуплению Христову. Бог не имеет с людьми никакого дела вне жертвы Христа. Когда человек строит свои взаимоотношения с Богом на своих условиях, добавляя что-либо к тому, что уже сделал Христос для этих отношений, ставя спасение в зависимость от своих достижений в духовной жизни, то любое из подобных действий есть упразднение креста Христова. Когда, каким образом и при каких обстоятельствах существует вероятность сделать недейственным крест Христов в нашей жизни?
В первой главе Первого послания к коринфянам, в стихах 12–13, Павел поднимает проблему споров и разногласий в Коринфской церкви, суть которых заключалась в том, что люди, принявшие Христа, связывали свою принадлежность Богу с именами тех, от кого они услышали благую весть. Они как бы заявляли: «Мои отношения с Богом ближе ваших, так как я принял весть о Христе от самого Павла». А в ответ слышали: «Нет, мои ближе, потому что мне проповедовал Христа сам Петр, а он лично общался со Христом». Таким образом, свое христианство и жизнь с Богом эти люди связывали с человеческими авторитетами, а не с Христовым искуплением. Сегодня нам часто приходится слышать заявления, что только в нашей деноминации самые близкие отношения с Богом, только в нашей церкви вы обретете спасение, только наша вера самая правильная: идите к нам – и вы будете в раю. Следовательно, внимание людей и их упование сосредоточиваются не на кресте Христовом, а на «правильной» деноминации, церкви, авторитете и т. д.
Второе, чем люди пользуются для того, чтобы приблизиться к Богу и расположить Его к себе, есть видимое, показное, смирение. Проявляться оно может самым различным образом: и в одежде, и в пище, и в образе жизни. Всегда, когда человек посредством ограничения себя в чем-либо старается расположить к себе Бога, он упраздняет крест Христов, потому что все это – дело рук человеческих. Вот как об этом пишет Павел в Послании к колосянам, 2:20–23: «Поскольку вы со Христом умерли и освободились от главенствующих стихий мира этого, то зачем же подчиняетесь вы таким правилам, как если бы вы жили в миру: «Не берите в руки этого! Не ешьте того! Не прикасайтесь к этому!»? Все это тленное сгинет от употребления. Подчиняясь таким уставам, вы лишь следуете правилам и учениям, созданными людьми. В самом деле, их признают мудрыми с точки зрения продуманной людьми религии самоуничижения и умерщвления плоти, но они не обладают никакой силой в борьбе против греховной натуры нашей» (перевод «Благая Весть»).
Третье, на что христиане уповают, строя свои взаимоотношения с Богом, – это их добродетельность. Они заявляют: «Я никогда никому не причинил никакого зла, я всегда даю милостыню нищим, помогаю бедным, забочусь о сиротах и вдовах, я очень добродетелен, и Бог, видя это, будет просто вынужден хорошо относиться ко мне». Но давайте подумаем. Ведь никто из нас никогда не хвалил стул за то, что на нем можно сидеть. Мы хвалим мастера, который его сделал. И никто не хвалит автомобиль за то, что он хорошо ездит. Мы хвалим завод, изготовивший его. Поверьте, наша добродетельность не делает нам никакой чести, потому что Библия говорит: «Ибо мы... созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Итак, это всего лишь наша функция, и мы для этого созданы. Добрые дела никак не приблизят нас к Богу. Это делает только крест Христа.
Четвертое, что верующие люди считают важным в построении их взаимоотношений с Богом, – это соблюдение различных религиозных правил, постановлений, законов, соблюдение стандартного внешнего вида и определенной «правильной» формы служения. Они верят, что это их сделает чище и приблизит ко Христу. Тех же, кто не вписывается в рамки общепринятых стандартов, объявляют мирскими, далекими от Бога людьми, забывая, что Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека. Апостол Павел очень категоричен к людям, живущим по таким правилам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:4–5). Только крест Христа делает праведным человека перед Богом.
Упраздняется крест и тогда, когда люди хвалятся своим великим духовным опытом, когда они знают ответы на все вопросы и нет ничего от них сокрытого, когда они могут дать оценку духовному состоянию окружающих и сразу сказать, у кого что не так во взаимоотношениях с Богом. Такие люди всегда стараются показать другим, как много они трудятся для Бога и каких великих высот праведности они достигли. Но в Послании к Титу, 3:5, мы читаем: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости...» Только Христом, принявшим наказание за наши беззакония на кресте Голгофы, обретена для нас праведность, и только Его праведностью мы можем быть живы. Он «сделался для нас... праведностью и освящением, и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:30).
Многим людям путь спасения, предложенный Богом через Иисуса Христа, кажется очень уж простым. Они не хотят и не могут с ним согласиться, они изобретают различные сложные, замысловатые пути к Богу и стремятся всеми силами прийти к Нему, идя этими путями и ведя за собой множество последователей. Но еще девятнадцать столетий назад прозвучали слова апостола: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Иисус Христос Сам сказал о пути спасения: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни» (Ин. 3:36). К этому ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Таким образом, через крест Христа жизнь вечная стала реальностью для верующего в Него.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Важно отметить, что в этом месте говорится о том, что спасены мы через веру, а не самою верою, спасены благодатью и милостью Божией, потому что Иисус Христос, распятый на кресте за нас, стал Богу жертвою «умилостивления» для прощения наших грехов (Рим. 3:25).
Апостол Павел заканчивает свое Послание к галатам такими словами: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
Спасение определяется не тем, что человек может сделать для Бога, а тем, что Бог сделал для человека.
Всякий человек, изнемогший под бременем своих грехов, может верою прийти ко кресту Иисуса Христа и там решить все свои проблемы, получив прощение грехов. Уставший от одиночества может у креста Христова обрести доброго и заботливого Отца и Друга. Если вас томит чувство вины, то знайте, что распятый Христос имеет власть и желание снять с вас этот груз вины. Если вас одолевают духи зла и вы хотите быть свободными от их власти, идите ко кресту: там дьявол был побежден, и вы можете воспользоваться этой победой. Если вы не нравитесь себе и другим, если вас не принимают таким, какой вы есть, а измениться вы не имеете сил, знайте: есть для вас добрая весть о том, что посредством креста Христова Бог может вас полностью изменить. Когда вы на распутье и не знаете, куда идти, запомните: если главным жизненным ориентиром и центром вашего упования в жизни будет крест Христа, вы никогда не заблудитесь.
В одном большом городе заблудилась девочка. Она стояла и плакала, не зная, куда идти. Прохожие спрашивали ее: «Где ты живешь? Назови адрес, и мы проводим тебя домой». Но она отвечала, что не знает своего адреса, а затем сказала: «Проведите меня к кресту (это был огромный каменный памятник в центре города), а дальше я дорогу знаю».
Я с уверенностью могу сказать, что абсолютно все человеческие проблемы, какие бы они ни были, разрешимы у креста Христова. Идите ко кресту, познавайте его ценность и силу.
Да не упраздним мы креста Христова, потому что лишь благодаря ему мы можем увидеть Бога и обрести счастье нашей жизни.