Вера и Жизнь 4, 1997 г.
- И это обязательно будет
- «Я стал всем для всех»
- Мне дорог каждый миг
- Великое предназначение
- «Идите, научите!»
- На вопросы читателей отвечает
- Я буду с тобою
- Свободен!
- Поэзия
- Покаяние
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- В поисках истины
- Слово к родителям
- Торжествовать во Христе
- Церковь объединения основатель – Сан Мен Мун
- Письма читателей
Великое предназначение
Иван Иванович Раймер
Церковь и миссия
Путешествуя по свету, я давно заметил, насколько разнится понятие людей о церкви в Европе и, например, в Африке. У нас, в Европе, люди обычно подразумевают под церковью здание, построенное за столетия до нас, от которого так и веет музеем. Как правило, эти церкви пусты в обыденные дни и вынуждены довольствоваться небольшой группой прихожан по воскресеньям.
В Африке же церковь – это в первую очередь миссионерская станция, место, которое вызывает у людей чувство благодарности за оказанную им помощь. Церковь здесь связана с непосредственной жизнью людей, их повседневными проблемами и радостью от разрешения многих из них.
В Европе основная масса людей давно покинула церковь. В Африке, наоборот, церковь растет. Почему это так? Я думаю, что различное отношение людей к церкви тесно связано с соотношением церкви и миссии. Что это значит?
Церковь без миссии безлика
В Первом послании к фессалоникийцам (1:9–10) мы читаем, что верующие фессалоникийцы стали своего рода примером всем верующим в Азии благодаря тому, что они:
1) обратились от идолов к Богу;
2) определили цель – служение
Богу;
3) жили в ожидании пришествия
Иисуса Христа – Господа нашего.
Жизнь верующих фессалоникийцев, таким образом, определялась обращением, служением и ожиданием скорого пришествия Иисуса Христа. Обращение от идолов к Богу означало отказ от всех привилегий и преимуществ тогдашнего общества, насквозь пропитанного идолопоклонством. Невозможно было в Фессалониках оставаться философом, политиком, учителем и даже врачом, не поклоняясь языческим богам. Обратиться от идолов означало выйти из общества, отказаться от своего положения. Другими словами – оставить мирскую жизнь. Шаг, бесспорно, из ряда вон выходящий. Не так уж и просто решиться оставить все, достигнутое в жизни собственными усилиями. Однако люди, встретившиеся с Иисусом Христом, без сожаления оставляли и по сей день оставляют этот мир в прошлом. Примеров тому и у нас, в Европе, много. В Библии церковь поэтому и именуется «Ekklesia», что в переводе на русский язык означает «вызванная». Церковь таким образом, если она ищет библейского облика, должна быть общиной вышедших из мира людей, отказавшихся от поклонения идолам и следования идеологиям и решившихся жить под водительством Духа Божия. У нас же, в Европе, церковь наполнена номинально верующими людьми, построившими свою жизнь на компромиссе с духом времени. Их вера обычно определяется своего рода верностью традициям отцов и праотцов. Православный твердо держится своего православия, католик – католицизма, протестант – протестантизма. И даже в таких общинах, как баптистские, мы зачастую встречаем чисто традиционное отношение к вере как к определенному догматически законсервированному религиозному прошлому своих предков. Религиозная принадлежность таким образом превращается в своего рода национальность, которая якобы передается по наследству – от отцов к детям. Номинальный христианин обычно не видит большой нужды в церковной жизни. Для него не столько важно ходить в церковь, сколько принадлежать к церкви. Конечно же, Библия такому подходу не учит. Не наша принадлежность к церковной организации, а личное общение с живым Богом в Иисусе Христе определяет нашу веру. Вера в библейском плане – это не просто интеллектуальное признание факта существования Бога, а доверие личной жизни Богу. Верующий в Бога – это человек, доверивший себя и свою жизнь живому Богу. А доверивший себя Богу тем самым отказался от влияния мира на свою жизнь, от всех тех гласных и безгласных идолов, которые пытаются получить власть над людьми. Там, где им это удается, человек становится рабом греха. Чтобы этого не происходило, человеку надо покаяться в грехах своих и обратиться к Богу живому.
Покаяние, насколько бы живым оно ни было, еще далеко не гарантирует живой жизни во Христе. В истории церкви множество примеров весьма консервативных общин, полностью ушедших в отрешенную от мира жизнь. Члены их живут отшельнической жизнью, в постоянном труде личного освящения, денно и нощно постясь и молясь Богу о прощении грехов. Радости в жизни таких людей нет. Да, они обратились от идолов к Богу, но той, обещанной Богом, счастливой и преисполненной радости жизни у них нет. Почему? Ответ на этот вопрос мы тоже находим в описании церковной жизни фессалоникийцев. Они не просто покаялись в грехах и обратились от идолов к Богу, но обратились к служению Богу живому. Смысл их покаяния заключался не просто в освобождении от греха в надежде попасть на небо, но в решении полностью жить по воле Бога живого. В Послании к ефесянам (2:8–10) читаем следующее: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Верующие в Иисуса Христа благодатью спасены на дело, приготовленное Богом для каждого из нас. Спасения без предназначения для определенной роли, определенного Богом дела быть не может. Иисус Христос указывает на этот факт в Своей прекрасной притче о талантах: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13:34–37). Господин повелел своим рабам бодрствовать, доколе он вернется. Бодрствование, однако, никак не означало бездействие или же усилие сохранить полученный дар в целости и сохранности. Бодрствовать – это значило пустить таланты в оборот, заняться доверенным делом. В Евангелии от Матфея (25:14–40) приведена вся притча с итогом действий трех рабов. Примечательно, что раб, получивший один-единственный талант и сохранивший его в целости, был брошен господином во тьму внешнюю. Он провел всю свою жизнь в страхе – как бы не потерять доверенное ему, – и... о, ужас, какая трагедия, в конце потерял все. Почему? Разве господин не принял его наравне с другими? Принял. Разве он не одарил его? Он подарил ему прекрасный мир. Так почему такая участь? А потому, что он ослушался своего господина. Не сохранить дар повелел он, а обратить в дело. Бог же от нас требует не столько великих успехов, сколько послушания (1 Кор. 5:1).
Фессалоникийцы в послушании служили Богу. Они сознательно отдали свою жизнь на служение, дарованное им Самим Господом Иисусом Христом. В чем же заключается это служение? Иисус Сам в конце Своей земной жизни определил основное направление миссии Своих учеников. В Евангелии от Иоанна (20:21) Он говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Мы посланы Им продолжить Его дело. Как Он, так и мы. Сын Человеческий был послан «найти и спасти погибшее». Не официальную принадлежность к иудейству, не заботу о сохранении традиций и обрядов, а восстановление потерянного общения человека с Богом – в этом Иисус видел Свое призвание. И мы призваны в этом мире быть глашатаями примирения человека с Богом. Мы Его посланники (2 Кор. 5:18 и далее); мы Его тело (1 Кор. 12:1 и далее); Его руки и ноги, Его язык в этом мире. Целью существования Церкви Иисуса Христа на земле является миссия. В этом ее предназначение. Без этого призвания церкви как таковой быть не может. Она будет безликой, бездейственной, серой и ни к чему не годной. В Евангелии от Матфея (5:13–14) Христос называет Свою Церковь светом этому миру и солью земли. Там, где свет перестает быть светом, тьма неизбежна; если соль теряет свою силу, она ни к чему больше не пригодна. Церковь, не соответствующая своему предназначению, существовать не может.
Церковь в Европе, как либеральная, так, к сожалению, часто и евангельская, находится в большой опасности оставить свою миссию. Не значит ли это, что, оставив миссию, она в конце концов потеряет право называться церковью? Я думаю, да.
Церковь в ожидании – миссионерская
Фессалоникийская община, как никакая другая новозаветная церковь, отличалась миссионерской устремленностью. Она не только состояла из обратившихся от идолов к Богу с целью служить Ему, она жила в постоянном ожидании скорого пришествия Иисуса Христа (1 Фес. 1:10). Ожидание пришествия Христа было частью их сознательной отдачи жизни служению Богу. И действительно, человеку намного легче отказаться от искушения властью и деньгами, переносить моральное давление окружающей среды, если он не повязан идолослужением. Человек в ожидании великого не будет связывать себя обыденностью, рутиной, подвергаясь таким образом опасности «проспать» пришествие Ожидаемого. Неудивительно поэтому, что те церкви, которые не ожидают непосредственного пришествия Господа Иисуса, потеряли желание благовествовать. Павел увещевает своего ученика Тимофея не обрастать чрезмерно хозяйством, иначе он перестанет быть достойным воином Христа (2 Тим. 2:4). Мы в Европе давно «обросли хозяйством» и как раз поэтому не можем быть мобильными, как этого желает Господь.
В прошлом году членом нашей церкви стал молодой брат, беженец из Нигерии, – Майк. Сын вождя племени огони, он владел большой фирмой по ремонту кораблей в порту города Лагос. За несколько лет до этого Майк покаялся и последовал за Христом. Его решение совпало с ожесточенным гонением на его родное племя огони со стороны правительства Нигерии. В течение короткого времени Майк потерял все – фирму, родителей, дом, родину. Здесь, в Германии, он сразу после приезда начал каждый день евангелизировать на улице и раздавать Новые Заветы. Я часто поражаюсь ему. На вопрос: почему он все это делает, Майк обычно отвечает: «Как почему? Я люблю Иисуса, решил служить Ему, и, так как Он скоро придет, у меня осталось очень мало времени. Я делаю все возможное, чтобы спаслись еще хотя бы некоторые». И Майк – не единственный африканский верующий, для которого миссия стала смыслом всей жизни. Ах, если бы вы послушали его свидетельство! Какая у него богатая жизнь! И не ошибусь, если скажу, что он действительно ежедневно переживает чуде-са. Он беден, у него ничего не осталось, он в чужой стране, беженец. Да, это так, но, с другой стороны, Майк богат, как редко кто из нас. Почему? Потому что он посвятил свою жизнь служению Богу, миссии, предназначенной Богом верующим. И Христос, обещавший никогда не оставить Своих миссионеров, дает ему пережить чудеса, которые Он Сам творил, будучи на земле.
Церковь, проснись!
Церковь Иисуса Христа, проснись! Время пришествия Господа действительно близко. Придя на землю, найдет ли Господин наш нас в труде на Его ниве? Или Он застанет нас, прилежно сторожащими зарытый дар? От ответа на этот вопрос зависит, какой будет наша вечность. Ты и я обязаны сегодня честно на него ответить. Встань, посмотри вокруг. Нивы давно побелели и готовы к жатве. Только работников не хватает. Попроси Господина послать тебя на Его жатву.