+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1997 г.

Я буду с тобою

Франц Тиссен

Речь, произнесенная на совещании Международного координационного миссионерского совета в Риге в октябре 1996 г.

Назначение церкви

Когда я был юношей (я жил тогда, как и сейчас, в Центральном Казахстане, в небольшом шахтерском городке Сарань), моя мама очень хотела, чтобы я отдал свою жизнь в распоряжение Божие. Она уговаривала меня, молилась за меня. Бабушка тоже была верующей. Это было время, когда к верующим не благоволили. Семья наша была многодетной, и жили мы бедно. Подростком мне приходилось летом работать, помогать отцу. Христианскую молодежь в то время не жаловали. Ходил я на собрания в дом молитвы обходным путем, чтобы меня не заметили. Думал: «Не дай Бог, кто-нибудь увидит – позора не оберешься...» Но когда Бог коснулся моего сердца и я понял, что Он простил меня (я получил ясное свидетельство), в моей жизни произошли очень большие изменения. До того, как отдал свое сердце Господу, я, однажды идя с моим близким другом на богослужение, рассуждал следующим образом: «Бог что-то сделал неправильно. Надо было сделать так: покаялся человек – и сразу взят на небеса. Это было бы, во-первых, свидетельством того, что человек возрожден, а во-вторых, избавило бы верующих от многих проблем». Но когда я стал чадом Божиим (я сейчас так рад, что Он меня тогда призвал вместе с другом), я изменил свое мнение.

Вспоминая людей, которых Бог использовал для благовествования, мне понятно, что для них значили слова: «Я буду с тобою». И сегодня, говоря о церкви и миссионерском служении, я считаю, что церковь должна быть миссионерской. Когда меня, как председателя Союза церквей Казахстана, однажды спросили, что это за союз, я сказал, что наш союз – это миссионерский союз церквей Казахстана. Для миссионерского служения мы и объединились. А иначе это объединение и не нужно. Каждая церковь должна быть миссионерской. И на ответственности пастора – соответствие церкви своему назначению. Правильное пасторское служение – миссионерское. Пастор сам должен на это служение быть призван Богом, тогда он может научить и других.

Однажды на одном из собраний было сильно ощутимо действие Духа Святого. Церковь собирала средства на миссию. Один человек, у которого не было денег, но было очень большое желание что-нибудь пожертвовать, на какое-то время задумался, затем решительно взял листок бумаги и написал: «Я жертвую Господу один год своей жизни». Подсчитав пожертвования и объявив сумму, которую собрали, руководитель прочитал записку и сказал: «Бог принимает ваше пожертвование». И этот человек особо посвятил себя служению Господу и имел в своем служении большие благословения. Когда кончился год, который он посвятил Господу, он встал на колени и сказал: «Господь, я посвящаю Тебе всю свою жизнь». Он понял, что значит откликнуться на Божий призыв.

Чтобы активизировать миссионерское служение в странах СНГ, нам нужно истинно Божье руководство в наших церквах, нужны пасторы, исполненные силою Духа Святого, которые пережили действительный призыв и для которых дело Божие выше бизнеса, карьеры, доллара, своего «я» и многого другого. Именно в этом я вижу большую проблему, которая меня глубоко волнует.

Личное призвание

Когда Бог хотел спасти израильский народ – вывести его из рабства египетского, Он начал с Моисея, который, как мы сегодня говорим, был призванным Богом лидером. У Моисея ничего не было: ни программ, ни денег. Моисей был беженцем. Он не стремился видеть фараона, боялся возвращаться в Египет и на призыв Бога: «Итак, пойди...» Моисей сказал: «Кто я?..» И тогда Бог обещал ему: «Я пойду с тобою». Это все, что было у него. Я думаю, что это именно то, что нужно каждому пастору, каждому руководителю миссии для того, чтобы служение было особо успешным и благословенным, чтобы, используя время, в которое мы живем, привести еще многих людей к Богу. Будем откровенны: мы, может быть, тоже переживаем то, что переживал Моисей. Были моменты, когда он лежал ниц перед Богом. Было время, когда он говорил: «Что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?.. я... не могу...» Были мгновения, когда он говорил: «Еще немного, и меня побьют камнями». Но нам известно, что Бог неоднократно напоминал Моисею о Своем обещании помощи. Когда Моисей жаловался: «Я больше не могу», Бог говорил: «Я стану пред тобою». Бог не сказал ему: «Моисей, у тебя ничего не получилось, Я ошибся в выборе», а обещал: «Я стану пред тобою», «Я буду с тобою». Кроме этих обещаний, у Моисея ничего не было. Но это было более чем достаточно. И это очень важно. Подобное должен пережить пастор миссионерской церкви. Вспомним, что сказал Иисус Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их... уча их...» И потом добавил: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Я думаю, чрезвычайно важно иметь Божье призвание, понимать, чего Бог хочет, призывая нас к Себе, спасая нас. Каждый должен иметь свидетельство от Господа, что мы принадлежим Ему и что Он нас призвал на определенное служение.

Правильное видение

Далее, пастор церкви должен иметь правильное видение. Сегодня мы замечаем, что есть очень много людей с искаженным духовным зрением, как написано в книге Откровение. Многие видят все в серых тонах. Эти люди не только не способствуют распространению Слова Господнего, но и выбивают почву из-под ног других. Они говорят только о проблемах. Они не ободряют братьев и сестер, не вдохновляют на служение Господу. Они утверждают, что все плохо, денег нет и т. д. Я недавно присутствовал при разговоре двух братьев. Один другому говорит: «Ну, как поживаешь, брат?» Тот отвечает: «Да старые проблемы, старые искушения, те же самые трудности». И я в тон ему сказал: «И Тот же Самый Господь». Он посмотрел на меня и подтвердил: «Точно». Очень важно иметь правильное видение.

В настоящее время некоторые пасторы заняты не тем, чем следует. Есть много членов церкви, которые имеют Божье призвание на служение. И если это служение не поставлено в церкви на должном уровне, оно порождает очень много сложностей. Я не хочу бросить тень на кого-то, но в общем картина ясна. Правильное видение пастора заключается не только в том, чтобы заботиться о служении хора, о красоте церкви, об улучшении офиса и многом-многом другом. Есть церкви, где на содержании находятся 50 человек и более, но ни один из них не несет миссионерского служения.

Есть люди, которые видят только своих детей. Есть люди, которые видят только своих соседей. Есть люди, которые видят улицу, город, страну. И есть те, которые видят весь мир с его нуждами. Таким должен быть пастор. И он может радоваться, если его понимает церковь. Задача пастора состоит в том, чтобы сделать церковь миссионерской, чтобы каждый возрожденный христианин, который вступает в лоно церкви, понимал, что задача церкви – благовествование. Об этом следует больше говорить на пасторских конференциях. Нам надо четко определить свое назначение: зачем мы спасены и чего ожидает от нас Господь. Это чрезвычайно важно. Думаю, что не открываю Америки, говоря, что на местах есть очень много проблем. Может, они где-то уже сглажены, но причина поражения многих миссий – в неудовлетворенности той духовной жизнью, которая наличествует в некоторых поместных церквах. Мое личное видение: церковь есть миссия, и каждый член церкви – это миссионер. И нормально, когда миссия исходит из церкви. Но это понимание приходит в результате обучения в церкви.

Правильные мотивы

Несколько слов о побудительных мотивах евангелизационного служения, об опасностях, о которых мы не можем умолчать, о готовности церкви для этого служения. Я был на одном братском общении. Там зашел разговор о том, что нужно поднять на должный уровень служение среди молодежи. Один из пасторов и говорит: «Мы не сможем это сделать». «Почему?» – спросил другой. Тот ответил: «У нас нет денег». Я думаю, что это большая опасность, которой сегодня подвергаются все церкви. Все служение, успех и возможность, у некоторых упирается в наличие денег. Я не говорю, что нам не нужны деньги, но Слово Господне в Евангелии от Иоанна (глава 15) говорит, что Иисус ожидает от учеников Своих плода. И плода будет много, если мы пребудем в Нем. Для нашего служения важны призвание, посвященность, духовность, пребывание на Лозе, но никак не наличие денег, программ и тому подобное. Все это тоже нужно, но оно есть у Господа. У нас богатый Отец, и написано: «Мое серебро и Мое золото». Некоторые молодые люди (мы должны об этом открыто говорить) ищут легкой жизни и не скрывают, что пристроились, избавившись от тяжелой работы. В этом кроется серьезная опасность. Они еще не научились жизни. И главный побудительный мотив того, что они идут на высокое служение с таким громким названием «миссионерское», – это заработок. И когда им говорят, что, возможно, они не будут столько получать, они отвечают, что тогда они не будут работать. «Подумайте об этом, – говорят они своим спонсорам, – если вы прекратите давать деньги, мы прекратим призывать людей к Господу, и Царствие Божье пострадает». Когда слышишь подобное, невольно задаешься вопросом: что за побудительные мотивы двигают той или иной организацией, отдельным миссионером, пастором или церковью, если все упирается в деньги?!

Существуют и другие опасности: когда человек работает не ради спасения людей, а ради завоевания популярности; когда наличествует нездоровая конкуренция, когда христианином движет человеческая гордость... В таких случаях он перестает быть истинным христианином. Мы знаем, что даже религиозные торжества, лишенные силы животворящего Духа, становятся кощунством, которое плодит безбожников. За всем этим могут стоять высокие религиозные слова и тексты Священного Писания. Но если неверны мотивы, побуждения, мы никогда не достигнем тех результатов, которые ожидает Господь, да и мы сами.

Побудительная причина служения исключительно важна. О ней мы должны думать, когда говорим о миссионерском служении. И для меня это важнее, чем многие программы. Скажу откровенно: меня пугает, когда нам предлагают программы и говорят: «Эта программа усматривает создание десяти церквей за один месяц» или «Эта программа предусматривает 100-процентный рост церкви». Я не верю в такие программы. Потому что миссионерское служение – это не какая-нибудь фабрика или завод, которые выпускают возрожденные души каждые две-три минуты. В миссионерском служении нужны люди, посвященные Господу, которые, имея личный призыв, отдали себя на служение Ему, а это значит на служение людям, которых они любят. Любят так, как любит Господь. Мне приходилось часто проверять себя, испытывать.

Однажды в поездке по Казахстану мы заехали в один аул и зашли в больницу, хотя ее трудно было таковой назвать. Нашим глазам предстала жалкая картина. Мы увидели людей, можно сказать, отверженных. Грязь, нищета страшная. Одна казашка лежала вся в струпьях. Все от нее отказались. Я видел, как у нее изо рта текла слюна. И вот в этой обстановке, в которой мы находились, Бог задал мне вопрос: «Любишь ли ты эту женщину?» И я спрашивал себя сам: люблю ли я ее? Почему мы здесь? Чтобы потом рассказать об увиденном и удивить людей? Почему мы это делаем? Потому что мы не можем иначе. Потому что мы любим этот мир. Считаю важным, чтобы в наших церквах было должное обучение, чтобы Дух Христов действовал в них. И если пастор это поймет и будет об этом молиться, если вся церковь этому будет научена, тогда будут явны и большие благословения.

Правильная информация

Чтобы церковь стала миссионерской, необходимо ее правильно информировать. Встречаются видеофильмы о евангелизационных служениях, увидев которые, задаешься вопросом: о чем этот фильм – о евангелизации в Сибири или о миссионере? Это поиск популярности или это действительно желание показать нужду, чтобы призвать других людей на служение?

Иногда мы встречаем людей, которые совершают служение по инерции. Мы замечаем, что у них уже нет силы Божьей. Они начинали неплохо, но их где-то «занесло», они слишком много возомнили о себе. Это уже «высохшие колодцы». И хотя они временами что-то даже приводят в движение, но результаты их усилий плачевны. Много шума, много слов – только и всего.

Информация должна быть полной, верной и своевременной. Мне приходилось часто слышать в церквах о желании вести миссионерскую работу. Члены церкви просят: «Вот нам бы пару освобожденных миссионеров». Мы отвечаем: «Да у вас же есть два миссионера. Они на содержании уже целый год». И церковь не знает об этом, не знает, чем эти миссионеры занимаются. Даже пастор понятия не имеет и удивляется. Евангелизация и миссионерское служение – дело всей церкви. И церковь должна знать об этом, молиться о миссионерах. В наших домах молитвы должны быть специальные информационные стенды, которые реально показывали бы нужду и освещали бы то служение, которое совершается церковью, – не с целью рекламы церкви, а с тем, чтобы побудить людей на жертвенное служение для славы Господа. Это тоже очень важно.

Правильная позиция церкви

Я думаю, церкви сегодня подвергаются очень большим опасностям. Есть особые испытания, через которые они проходят. Одно из них – испытание свободой. Многие открыто признают, что то, что не мог разрушить атеизм в течение 70 лет, делает сегодня свобода. Теперь с нами считаются, нас допускают к высоким трибунам, мы встречаемся на правительственном уровне, у нас есть социальные программы, уставы и т. д. И многие пасторы и руководители миссий превратились в администраторов, которые обеспокоены зданиями, бюджетами и офисами. Раздаются громкие слова, но за ними зачастую нет жизни, нет практической работы, нет миссионерского служения. Эта тема заслуживает отдельного разговора.

Следующее искушение особое, я его называю обольщение долларом. Сегодня работает доллар, а должен работать пастор, работает доллар, а должен трудиться миссионер. Кто-то скажет: «Но мы же должны заботиться о семье, надо зарабатывать на пропитание...» Все это правильно, но некоторые миссионеры и руководители миссий считают своей главной задачей добывание денег. И все усилия, все способности направлены не на служение, а на то, чтобы ярче описать свою работу.

Есть еще одно особое искушение – искушение временем. Нам некогда, мы не успеваем. И отсюда – неумение отличить главное от второстепенного. А это необходимо, потому что Господь ожидает от нас видения. И горе общине, если руководитель не будет иметь этого видения. Основное, на что мы должны сделать акцент в миссионерском служении, это духовность, посвященность, жертвенность. Однажды в Сибири произошел такой случай. В результате автомобильной катастрофы в перилах моста через одну из рек образовалась брешь. Пешеходы обходили ее стороной. Вдруг с моста в холодную воду (это было глубокой осенью) упал мальчик. Пока люди подбежали к месту происшествия, другой мальчик прыгнул вслед за упавшим.

Взрослые вытащили детей из воды и спросили прыгнувшего мальчика, почему он так поступил. Он ответил: «Мне показалось, что это был мой братишка». Я думаю, этого чувства не хватает в наших церквах. Мы должны чаще говорить в наших общинах о том, кто наши ближние. Это те, которых любит Иисус.

Следующая проблема. Наши общины не способны принять раскаявшихся блудных сынов и дочерей. Вопросу воспитания членов церкви нужно уделить большее внимание, чтобы отношение к людям, пришедшим из мира, миссионерскому служению не препятствовало. У меня самого было однажды такое искушение. Я беседовал с одной женщиной. И когда она мне рассказала историю своей жизни, я подумал: «О, ужас! Если она придет в церковь и заявит о том, что хочет принять крещение, она не впишется ни в одну из церквей. Ей никогда не преподадут крещения, даже если она покаялась». Мы знаем эти проблемы, мы должны воспитывать церкви, чтобы они были готовы принять таких заблудших. Тогда мы сможем сказать, как сказал Иисус: «Иди и впредь не греши». Раскаявшиеся блудные дети должны действительно почувствовать, что они пришли домой. Часто можно слышать в церкви о пришедших из мира, со дна нашего общества: «Да это та, алкашка» или: «Да это бывший бич».

Особенно нужно быть внимательным к номинальным мусульманам. Мы, живя в Средней Азии, много говорим и о том, чтобы по отношению к ним не было унижающих выпадов со стороны наших верующих. А то утверждаем, что любим, а случись что, уже сторонимся. Такое отношение тоже мешает миссионерскому служению.

Отдавать лучшее

В Деяниях апостолов описан прекрасный пример правильного служения в церкви. Читаем в главе 13: «Дух Святой сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». Этого метода служения наши церкви и должны придерживаться.

Нам не нужно стремиться к особому количеству. И без того некоторые церкви похожи на приходы – не больше. Люди не знают друг друга. Пасторы не знают своих верующих. Я как-то был в одной церкви и беседовал с пастором. Вдруг подходит женщина и обращается к нему по имени, а он спрашивает: «А вы кто?» Она говорит: «А вы меня не знаете?» «Не знаю», – отвечает. «Да я уже столько лет являюсь членом церкви». – «Ой, извините, я не узнал вас». Такое положение в церкви – беда. Лучшая церковь – не та, которая в количественном отношении наибольшая. Лучше побольше маленьких церквей. Может быть, нехорошо приводить примеры из личного опыта, но я скажу во славу Господа. У нашей поместной церкви 26 дочерних церквей, так называемых филиалов. И мы очень благодарны за это Господу. Были и у нас искушения, особенно когда начался сильный отток людей вследствие эмиграции. И у меня были переживания. Я так думал: ну как же будет дальше дело Божье продвигаться? Нам бы самим сохраниться, не говоря уже о каком-то большом служении. Однажды в молитвенном общении Господь сказал мне то, что сказал Моисею: «Я встану пред тобою». Я ясно это ощутил. Господь мне многое открыл тогда. И мы пережили большие благословения. Бог показал нам, что не нужно бояться отдавать людей. Вот подрастает кто-то из новообращенных, у него есть способности, и, кажется, его следует сохранить для служения в церкви, его нельзя отдавать. Но когда мы шли путем евангельским и отдавали этих людей, молясь за них и благословляя их на служение, Бог давал нам других. Мы так рады, что наша церковь, из которой уехали столько членов, пополнилась новыми и насчитывает 490 человек.

Церковь наша миссионерская. И когда кто-то один или группа выезжает, церковь знает об этом всегда и молится. Приведу пример. В этом году у нас в Атыраускую область выехала группа из 13 человек. Там нет ни одной церкви нашего братства. Мы знали, что каждый день в девять утра и девять вечера наша церковь молится, и видели просто чудеса Божьи. И сегодня уже есть семья, которая согласилась переехать туда на пасторское служение. Мы тоже отрываем ее от себя, но рады, что она есть. Бог уже определил там здание под дом молитвы.

В Центральном Казахстане мы провели палаточную евангелизацию в двадцати местах, и в каждом из этих населенных пунктов теперь есть организованная группа верующих. Они пока немощные, слабые. Но мы видим, что они услышали Божье призвание и посвящают себя служению Господу. Это нас радует. В нашей церкви (вместе с ее филиалами) за этот год приняли крещение 172 человека. И это не рядовое явление, это благословение Божье. Не время сегодня строить огромные, великолепные храмы, чтобы удивлять иностранцев, одновременно утверждая, что мы бедные, у нас нет денег, и прося помощи. Сегодня мы видим храмы, строительство которых обходится в миллион долларов. И это в то время, когда тысячи людей погибают! Я считаю, что это абсолютно неправильная ориентация. Церковь – это не бюджеты. Церковь – это не здание. Церковь – это люди, которых спас Господь и которые знают свое призвание. Они призваны спасать других, как поется в гимне:

    
Тот, кто спасен,
Призван спасать.
Этот закон
Нам дала благодать.

Некоторые мои друзья не совсем правильно понимают меня, думая, что я противник миссий. Нет. Я за миссии. Но за миссии, которые очень тесно сотрудничают с церквами. За миссии, которые не подчиняют церкви себе, а которые подчинены церквам, за миссии, которые не координируют жизнь церквей, а помогают им, потому что церковь – это столп и утверждение истины, это живой организм. При правильной постановке вопроса о миссионерской направленности церкви, при наличии надлежащих пасторов, при научении, что каждый член церкви – миссионер, дело Божие совершается, и есть явные результаты благословения. И мне бы хотелось искренне пожелать это всем. Пользуясь случаем, я желаю благословения пасторам, братьям и сестрам вашей страны. Мне хотелось бы вдохновить вас. Я знаю, что у всех есть искушения. Нам кажется, у нас нет денег, нам кажется, у нас нет людей, нам кажется, что мы стеснены законами страны, в которой живем, нам кажется, у нас ничего нет, и мы говорим: «Кто я?..» Я хотел бы, чтобы вы слышали голос Божий: «Я буду с тобою». И тогда у нас будет все. И мы будем способны научить свои церкви. И наши церкви будут миссионерскими церквами.

Архив