+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1997 г.

О молитве

Матвей Вениаминов

Умеем ли мы молиться? Вряд ли кто-либо задавал себе такой вопрос. И не только потому, что многие, особенно верующие со стажем, полагают, будто умеют это делать, а другие, особенно из «молодых» верующих, стесняются молиться вслух, прилюдно. Как-то подобное не приходило в голову. Большинство людей молятся так, как слышали от окружающих.

Задать этот вопрос и ответить на него (большей частью отрицательно) побуждает книга Оле Халлесби «О молитве», выпущенная издательством «Свiтло на Сходi» в Киеве.

Читать ее не просто, тем не менее ее следует не только прочесть, но и изучать, размышлять над ее содержанием, взвешивая каждую мысль.

Тем более, не просто писать о ней. Книга очень личная, но касается всех.

В молитве мы самоучки, потому она (книга) нам особенно необходима.

Перед нами глубокие размышления и советы смиренного человека, но никак не теория и практика солидного автора, претендующего на сколько-нибудь систематическое изложение вопроса, хотя в книге, несмотря на скромный ее объем, есть определенная структура, показывающая различные аспекты молитвы. Эта книга – результат серьезных раздумий и личного опыта искренне и глубоко верующего человека.

Многие утверждения автора довольно парадоксальны, но по зрелом размышлении мы склонны скорее с ними согласиться, чем их оспорить. Например, мы молимся каждый день, и не один раз, а автор говорит, что молитва – это «последний выход», то есть вроде мы прибегаем к молитве в крайнем случае.

Мы не только не задаем себе вопроса, умеем ли мы молиться, но и не задумываемся над тем, что такое молитва, и над другими подобными, а задав их, находимся некоторое время в тупике, не имея даже устоявшегося определения молитвы.

Согласно толковому словарю, молитва – это установленный текст, читаемый при обращении к Богу, или религиозное обращение к Богу с просьбами. Установленные тексты молитв, соответствующие определенным дням и ситуациям (рождение, совершеннолетие, праздники), имеются в большинстве распространенных религий (и это, возможно, не так и плохо), но мы говорим о молитве верующего человека как о личном общении с Творцом.

Очевидно, что такого определения далеко не достаточно. Оле Халлесби дает несколько определений молитвы. Эти определения, конечно, не научные, это скорее названия, показывающие с разных сторон смысл молитвы. Определению молитвы посвящен целый раздел книги, который так и называется «Сущность молитвы». Молитва – это связь с Богом, дыхание души, пульс жизни искупленных, выражение состояния нашего сердца. Перед нами скорее афоризмы, а не определения. Размышления автора, его афоризмы заставляют задуматься о том, как говорить с Творцом, что нести к ногам Его.

Приведенные выше лингвистические определения молитвы не только не достаточны, но в свете рассматриваемой книги неверны. Хотя иметь «установленный текст, читаемый при обращении к Богу», весьма полезно, – это лучше, чем ничего.

Книга О. Халлесби отвечает на многие вопросы, связанные с молитвой, но еще больше их возникает при ее чтении. Это подобно восходящему на гору: чем выше он поднимается, тем больше просторов ему открывается.

Книга расширяет наши представления о молитве как об обычной (или необычной) просьбе к Господу. Конечно, в каждой молитве есть и просьбы, но в ней обязательно имеются благодарность и прославление Бога. Здесь следует отметить, что это мнение автора полностью соответствует установившейся «норме» (благодарение, прославление, просьбы, включая просьбы о прощении очередных прегрешений).

Указывая на связь молитвы со страданием, О. Халлесби показывает, что молитва – это прежде всего доверительная беседа с Отцом Небесным.

Очень неожиданно для читателя утверждение, что «лишь ощущающие свою беспомощность могут молиться», в противном случае автор сомневается в том, что это действительно молитва. По всей вероятности, он прав, ибо когда в молитве мы говорим, что ничего не можем без Бога, что мы только орудие в Его руках, это смирение далеко не всегда сознающего свою беспомощность.

Заставляет задуматься как мысль о том, что «услышание молитвы не зависит от наших чувств и мыслей» или от силы веры, так и ответ на вопрос, как слабая молитва может совершать великие чудеса.

Ответы на эти и другие поставленные самим автором вопросы тоже не лежат на поверхности, но, вдумываясь в них, начинаешь разделять точку зрения автора.

Нельзя не отметить мыслей о сути борьбы Бога с Иаковом, направленной на смирение родоначальника избранного народа.

Наши трудности при молитве (если они возникают) – это борьба с собой. Показывая сложности молитвы, ее трудности и проблемы, Оле Халлесби решает все просто – «открыть себя для Иисуса». Но проблема заключается в том, как это сделать. Мы привыкли все явления окружающего нас мира объяснять материалистически, то есть посредством причинно-следственных связей, законов, установленных Творцом. В этой связи слова «открыть себя для Иисуса» или «впустить Иисуса в нужду», казалось бы, не выглядят вполне убедительно. Ведь при отрицательном ответе на молитву всегда есть возможность сказать, что не впустил или не в должной мере открыл себя для Иисуса, а это уже напоминает демагогию диалектического материализма. Хотя, конечно, нет никаких оснований подозревать в этом автора, и не только потому, что во всей книге чувствуется глубокая искренность, каждое слово выстрадано и глубоко продуманно, но и потому, что нелепо искать полной определенности здесь, на земле, ведь должно быть место и для веры, а ясность будет там, на небесах, и не будем забывать, что все ответы у Творца.

Следует согласиться с автором, что молитва – самый важный труд в Царстве Божием, и этот труд требует планирования. Молитва не должна быть стихийной.

А вот призыв употреблять молитву в соответствии с ее сущностью и назначением для восприятия необычен. Ведь молитва – не предмет обихода или деталь прибора. Небезоговорочно воспринимается совет непрестанно молиться или утверждение, что «только просьба, совпадающая с волей Бога, может быть услышана» (выполнена).

Особенно пристального внимания заслуживает вводимое автором понятие «молитвы молчания». Действительно, как прекрасно помолчать с самым Близким, благоговейно прильнуть к ногам Отца!

Книга очень глубокая, и ее сложно разбирать в короткой рецензии. Прочтите эту книгу, и вам захочется в нее погрузиться.

Архив