Вера и Жизнь 1, 2001 г.
- В начале...
- Цветы под колесами
- Возмездие и дар
- Проблема греха в церкви
- Поэзия
- Умер от страха
- Переписка с читателем
- Резонанс
- Несколько вопросов к читающим Библию
- «Как проник свет в страшную тьму кровожадных аука»
- О чем пишет христианская пресса
- Страна поднимется с колен, если станет на колени перед Богом
- Михалыч
- Вымолила
- Поэзия
- Одна секунда и 20 миллионов лет
- Не унывай!
- Письма читателей
Проблема греха в церкви
Сергей Гуц
Не так давно в одну из наших новых церквей в Поволжье, состоящую в большинстве своем из людей, пришедших из мира, переехала одна верующая сестра с мужем из так называемой старой баптистской церкви. Через несколько месяцев пребывания их в нашей церкви я невольно стал свидетелем разговора этой сестры со своей матерью. Сестра говорила: «Мама! Наконец-то мы попали в нормальную церковь! Здесь ничего не запрещают и все можно! Так что насчет вина ты мне больше ничего не говори!» Тогда я сказал себе: «Сергей! Приехали!»
Я начал анализировать ситуацию и понял, что все закономерно. Именно такую реакцию вызывает у человека, пришедшего из церкви, в которой все строилось на запретах, церковь, где людей объединяют не запреты, а любовь ко Христу и желание Ему послужить (поверьте, это не пустые слова). Пришедший как бы начинает проваливаться, рушится его понимание, основанное на том, что церковь должна диктовать ему, что можно и чего именно ему делать нельзя. Такой человек может неожиданно для себя согрешить, ведь за ним не будет никакого надзора. Конечно же, если этот человек будет продолжать грешить, его отлучат от церкви, желая ему помочь освободиться от греха. Только позже он начинает понимать, что, согрешив, навредил себе, а не другим. Не церковь полностью ответственна за духовную жизнь члена общины, а он сам - мы же не знаем, что происходит в сердце человека.
Я наблюдал подобную реакцию у нескольких десятков людей. Скажу больше - я сам прошел подобным путем. Интересно, что никто из этих людей не ушел в мир, но у всех изменились в лучшую сторону взаимоотношения с Богом.
Почему верующие люди, находящиеся в церкви, иногда продолжают жить во грехе? Почему иногда открываются грехи, которые продолжительное время успешно скрывались человеком, находящимся в церкви? Почему жертвой греха оказываются даже служители?
Я знаю молодого человека из одной церкви в Украине, который в течение долгого времени жил во грехе. Когда его в конце концов от церкви отлучили, он очень обиделся на церковь за это, но не перестал посещать богослужения. Его аргументами были слова: «Другие же тоже грешат, и им ничего! Так нечестно!» Его жена и дети - верующие, родители - тоже верующие, и сам он с самого детства посещал собрания верующих... Я беседовал с его женой, и она рассказывала, что он продолжает молиться, читает Библию и иногда плачет, раскаивается в своем грехе, но проходит время - и все возвращается на круги своя.
Несколько месяцев назад я был еще больше удивлен, когда, приехав в эту самую церковь, встретил молодого человека, который обратился к Богу через того молодого человека, грешника. Интересно, не правда ли?
Так в чем же причина этого феномена? (А может быть, это не такой уж феномен в церквах евангельского братства?) Я думаю, что одна из важных причин - неправильное отношение в церквах ко греху и к согрешившим.
Вот вопрос: грех - это что-то хорошее, что нельзя делать по разным причинам, или это что-то плохое?
Попробуем разобраться. Если грех есть война против суверенной воли Бога, если грех привел моего Спасителя на крест, то, конечно же, он плох, ужасен и мерзок в глазах Божиих, а значит, и в нашем понимании, так как «мы - в Нем, во Христе».
С другой стороны, сатана делает грех в наших глазах привлекательным, скрывает его истинную природу, обольщает и лжет самым бессовестным образом. В результате многие оказываются обманутыми, поверив его лжи, а после - глубоко разочарованными.
Для того, чтобы мы не согрешили, у нас есть несколько «линий обороны», которыми нас одарил Господь.
Линия обороны № 1
Это наши мысли. Грех входит разными путями и заставляет нас думать о нем. Он торгуется с нами, уговаривает или угрожает (к примеру, что нам все равно не удастся его победить), чтобы завладеть нашими мыслями. Если ему это удалось - линия обороны прорвана.
Линия обороны № 2
Наша воля. Она еще сопротивляется и твердо говорит «нет». Но рано или поздно воля бывает сломлена. Мы уже готовы согрешить, и нам нужен только «удобный день» (Мк. 6:21). Человек все еще тешит себя мыслью, что он не грешник, хотя на самом деле он стал им в тот момент, когда была прорвана линия обороны № 1. На этой ступени положительным является лишь то, что человек еще не стал для других людей соблазном.
Линия обороны № 3
Чувство ответственности и стыда перед церковью, родными, близкими и семьей. Эта линия обороны уже ненадежна, у нее есть обходные пути, и грех уходит «в подполье».
Линия обороны № 4
Собственно грех как поступок. Наши мысли охвачены грехом, воля сломлена, нам уже безразлично, что о нас подумают и скажут люди, Господь Бог тоже почему-то не останавливает нас, и мы совершаем этот проступок...
Если кто-то подумал, что теперь ему все стало ясно насчет «линий обороны», и даже знает, где именно нужно сражаться с грехом и победить его, то я должен его разочаровать. Согласен, что сражаться нужно именно там, но вам одному победить грех не под силу. Вы сможете только заместить один грех другим, например, грех блуда - ненавистью к противоположному полу, пьянство - гордостью, сквернословие - ненавистью и так далее.
Что происходит с человеком, приходящим в церковь? На основании Нового Завета Бог не требует, чтобы человек, входящий в церковь, прежде стал святым, то есть освободился от греха. Невозможно сделать это собственными силами. До прихода в церковь человек много раз пытался это сделать, он потому и пришел в церковь, что у него это не получилось. Бог Сам будет заниматься этим, освящая человека! Спасение же Господь Бог дает «даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Итак, человек, пришедший в церковь, - все еще грешный, и у него не в одном месте, так в другом «вылезет» его плотской характер, как говорится, «не грипп, так золотуха». Мы, видя это, знаем, что Господу еще есть над чем работать в этом человеке, и на него не обижаемся, к тому же мы понимаем, что мы и сами «в процессе», потому как и над нами Господь работает по той же причине.
Разве грех не является своеобразной болезнью, разве не достоин сожаления, молитвы и любви человек, который все еще не освободился от греха? Почему же во многих церквах ко греху относятся, как к чему-то хорошему? Если кого-то удалось изобличить во грехе, все начинают смотреть на него, как на врага. Они как бы говорят: «Ах, какой бессовестный! Взял и попробовал то, что пробовать нельзя! Мы тут все, понимаешь, терпим, стараемся, чтобы этого самого не пробовать, мы же святые, а он взял и попробовал! Бессовестный!» И тут вся церковь как бы начинает грешнику мстить: отлучают от церкви, все старательно от него отворачиваются, не то что не приветствуют, даже не здороваются, хотя и понимают, что здесь что-то не так.
Мы много внимания уделяем самому греху, хотя он этого не заслуживает. Члены церкви по домам обсуждают все детали этого самого греха, повторяя: «Ай-яй-яй! Как же это он так смог? А он, ты знаешь!..» И мы, сами того не замечая, впадаем в искушение. Грех прельщает нас, захватывает наши мысли. Следующим бастионом будет наша воля, а если и она падет, то до совершения греха недалеко. Нас может сдерживать еще чувство ответственности, долга перед церковью, перед Богом, но и это рано или поздно может пасть перед лавиной нашего внутреннего желания согрешить... Потом мы будем говорить: «Боже, почему же Ты не удержал меня от греха?» Мы можем лить слезы раскаяния, но это будут больше слезы самосожаления от собственного бессилия.
А начиналось все с неправильного отношения ко греху. Если вы, находясь в церкви, чувствуете себя несчастными и вас влечет ко греху, то вы просто плохо знаете Иисуса Христа. Никогда грех не сделает вас счастливее!
Грехи мы тоже разделили на плохие, очень плохие, нехорошие и «сносные». Но эта градация далеко не всегда соответствует Библии. Например, за пьянство мы жестоко отлучаем от церкви, но рядом с этим грехом в Библии стоит «грех объедения» (Лк. 21:34; 1 Пет. 4:3; Рим.13:13). Я что-то ни разу не слышал, чтобы в церкви кого-то отлучили за обжорство.
Если кого-то отлучают за грех прелюбодеяния или блуда, то, как правило, не менее года его не принимают в церковь, несмотря на все его слезы, покаяние и смирение. Мы как бы мстим этому человеку, насмехаемся над его чувствами и унижаем его перед другими. Мы всеми силами стараемся искоренить грехи в церкви, напрягаем всю свою христианскую добродетель на это святое дело. Мы вводим в церкви все больше и больше запретов, ограждаем наших верующих от греха формой одежды, образом поведения, особой «птичьей» походкой, многими инструкциями на все случаи жизни, из которых можно уже составить приличный том. Но чем больше мы стремимся к этой цели, тем дальше она от нас оказывается.
Я думаю, нам нужно немного раскрепоститься. Бог, а не мы, победил грех на Голгофе. Чистота Его Церкви - прежде всего Божия компетенция. Порой кажется, что мы взяли на себя Его полномочия.
Где же выход? Библейский пример о змеях в пустыне ярко показывает, как Бог решил проблему ядовитых укусов змей. Бог сказал, что укушенный должен отвлечься от своей смертельной раны, не смотреть на нее, а с верою взглянуть на медного змея, выставленного Моисеем «на знамя». Кто поверил Моисею, а значит, и Богу, оставался жив. Мы имеем полную аналогию в Новом Завете: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Это значит, что мы должны не концентрировать внимание на грехе, а поднять глаза на Христа. Нужно снять церковные запреты и проповедовать людям о Христе, Который действительно может освободить человека от греха!
Кажется, я уже слышу возражения: «Да, попробуй только сними все запреты! Многие только и будут ждать окончания собрания, чтобы сразу же кинуться во все тяжкие...»
Может быть. Да пусть грешат! Вам что, жалко или завидно? Что ж, если дьяволу удалось обмануть человека и он считает, что грех - это что-то хорошее (а может быть, вы помогли врагу душ человеческих обмануть его, вводя в церкви множество запретов и перенося акцент ответственности за духовную жизнь с самого человека - на церковь?), вы не сможете человека удержать от греха. Если у человека прорвана первая линия обороны, то, по словам Иисуса Христа (Мф. 5:28), он уже согрешил, а вы как служитель и не знали об этом. Хочу сказать, что и не было такой необходимости, потому как ответственность за грехи Бог возложил прежде всего на самого человека. Вы же как служитель должны были научить его, как поступать.
Я считаю, что стоит пойти этим путем, тогда вера наша будет строиться только на Иисусе Христе, а не на чем-то другом.
Какова цель отлучения от церкви и как церковь пользуется этим «рычагом»? Насколько я понимаю, отлучение имеет целью не восстановление справедливости, так как справедливость - это дело Божие, а помощь человеку в освобождении от греха, при этом церковь выражает свое мнение о поступках человека, который запутался и грех не называет больше грехом. Церковь таким образом вразумляет его и, как только тот покается, принимает обратно, чтобы помочь возрастанию его в вере. Также и в вопросе отношения к отлученному: Библия говорит нам, что нужно «не приветствовать» только тех, кто, «называясь братом, остается в грехе», то есть опять же нераскаявшихся в своих грехах, чтобы обличить их и этим помочь им из любви к ним.
Поэтому не имеет никакого смысла отлучать человека в момент «вскрытия старых грехов» и покаяния грешника перед церковью. Если происходит по-другому, и раскрывшегося и раскаявшегося грешника мы еще долго будем держать отлученным, в церкви создастся нездоровая обстановка, и другие члены церкви, имеющие похожие проблемы, ни за что в жизни не признаются в них перед церковью. Если уж кому-то нужно излить душу, то они лучше это сделают где-нибудь на работе, неверующему другу, потому что так безопаснее. Церковь в этом случае выступает как враг, а не как друг этих людей. Так не должно быть, не так ли?
В рассматриваемом нами вопросе есть и богословская проблема. Все больше встречается церквей, в которых проповедуется «человекоцентричное» богословие вместо «Христоцентричного». Создается впечатление, что Христос ничего другого и не сделал, как только простил нам прошлые грехи и оставил нас совершенно одинокими в процессе освящения, который мы совершаем лично, своими руками, почитывая заповеди: что делать можно, а чего нельзя.
Мы даже не заметили, как пришли опять к Ветхому Завету, фактически отвергнув Новый Завет. Да и проповеди у нас на богослужении большей частью основаны на текстах из Ветхого Завета, особенно из Притч Соломоновых, где множество всяких указаний на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», столь милых нашему слуху.
Насчет Ветхого Завета и закона у нас не очень хорошая перспектива. Вот что об этой проблеме написано в Библии: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати...» (Гал. 5:4).
Друзья! Хочу напомнить всем нам Евангелие! Мы оправдываемся верой в Иисуса Христа, и таким же образом в нас происходит процесс освящения, который Сам Христос совершает в нас. Служителям церкви нужно больше верить Иисусу Христу, совершающему освящение в каждом из нас, доверить в руки Господа этот процесс внутри церкви и учить верующих этой вере.
Итак, я советую сделать в церкви следующее.
1. Согласиться, что мы - церковь, собрание спасенных грешников, которые святы только на основании заместительной жертвы Иисуса Христа, фактически же находящиеся в процессе освящения.
2. Сделать нашу церковь открытой и «безопасной» для оказания помощи членам церкви в их возрастании в вере во Христа.
3. Если мы все находимся в процессе освящения, то должны быть готовы, увидев в нашей церкви, к примеру, какую-нибудь девушку со сногсшибательным разрезом на юбке, к молитве о ней, а не к тому, чтобы выгнать ее из церкви переодеваться. Это поможет нам отразить врага на линии обороны №1.
4. Создать в церкви дух принятия и любви вместо духа подозрительности и слежки друг за другом, что откроет новые возможности привлечения неверующих ко Христу в нашей церкви.
Конечно, я понимаю, что не ответил на все вопросы о грехе в церкви, а больше их обозначил. Мне лишь хотелось посмотреть на проблему греха в церкви с практической точки зрения.
Сергей Гуц,
пастор,
президент
миссии
«Добрая весть»,
г. Ульяновск