Вера и Жизнь 5, 2001 г.
- Традиции: благо или зло?
- Больше контактов - больше пользы
- Мотивированные Богом
- На вопрос читателя отвечает
- Несколько вопросов к читателю
- Встречи
- Кто-то позвал меня...
- Новое законничество
- Из поэтических тетерадей
- О молитве
- Немного юмора
- «Прежний» и «новый»
- Клонирование
- Джеймс Клерк Максвелл
- Освобождение из плена
- К сведению
- Новое и старое
- Письма читателей
Традиции: благо или зло?
Николай Водневский
Николай Водневский - основатель и многолетний редактор журнала "Вера и жизнь", в настоящее время ответственный редактор газеты "Наши дни". Живет в США.
"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"
(Ин. 4:24).
Прежде всего, что такое традиция? Словарь русского языка слово «традиция» объясняет так: «Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.».
Традиций много, им нет числа, особенно среди славянских и азиатских народов. В каждом народе существуют свои традиции. Они живучи, особенно в религиозной жизни.
Христос сказал об этом, обращаясь к религиозным лидерам Израиля: «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого (традиций), омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, тому подобное... Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мк. 7:8-9).
Традиции могут быть позитивными и негативными. Сущность негативных традиций следует объяснять обществу и освобождаться от них.
Есть и позитивные традиции, например, у русского и кавказских народов - гостеприимство, у американского народа - благодарность за каждую услугу. Но, к сожалению, есть немало негативных традиций, которые прижились издревле и которые следовало бы изжить, постепенно освобождаясь от них.
Например, перед принятием причастия священник, следуя православной литургии, громко провозглашает:
- Оглашенные, изыдите!..
Прихожане не всегда знают, что означают эти традиционные слова. Оказывается, еще на заре принятия православия на Руси автор литургии включил эти слова, чтобы оглашались (объявлялись) имена тех, кто не допускается к причастию.
Прошли многие столетия, и это стало традиционным возгласом до сего дня, хотя «оглашенных» теперь нет.
Здесь можно было бы вспомнить об истории возникновения старообрядчества, когда патриарх «всея Руси» включил в новую богослужебную книгу трехперстное (вместо двуперстного) осенение крестом в молитве. И этого было достаточно, чтобы начался раскол.
В моем родном городе и поныне существуют три старообрядческие церкви, которые бывают почти пустыми даже в воскресные дни, но они строго держатся двуперстия, как святыни.
Так традиции превращаются в закон.
Тибетские буддисты, к примеру, совершают и сегодня традиционные «механические» молитвы в виде «молитвенных ветряков», на лопастях которых написаны молитвенные фразы.
В мире существует множество стереотипных обычаев и обрядов, превратившихся в традиции, вокруг которых объединились люди, поддерживая внутригрупповую сплоченность. Это особенно явно прослеживается в религиозной жизни, и это мешает многим принять евангельскую истину, в которой нет и не должно быть места негативным традициям.
В связи с традиционными проблемами в церквах переселенцев встречается немало трудностей, вплоть до делений. «А у нас преломление хлеба (Евхаристия) совершалось не так...»; «А у нас было так...» И начинаются обсуждения, кто прав и кто не прав. Возникают разногласия не в понимании значения заповеди Христа: «Сие творите в Мое воспоминание», а в понимании формы исполнения: принимать вино в чашечках или из общей чаши?
Но ведь главное - не форма, а с каким сердцем протягивает христианин руку к хлебу и вину!
Когда соблюдение традиции идет вразрез с евангельским учением, это никого не приближает к Богу, a лишь удаляет от Него.
Недавно один человек, с которым долгое время я вел переписку, заявил мне: «Когда я сказал матери о своем желании принять водное крещение, она ответила: «Сынок, если ты сделаешь это, я в тот же день умру, - и добавила: - Нe нарушай традицию отцов и дедов»». И он повиновался не Христу, а матери.
Сегодня миллионы русских людей потянулись к церкви, к древним традициям, и только немногие - к Богу. И в этом ответ на вопрос, почему страна никак не может выйти на дорогу морального и материального улучшения жизни.
В заключение вспомним о встрече Иисуса Христа с самарянкой у колодца Иаковлева.
Удивительно то, что самарянская женщина первой начала разговор о поклонении Богу: «Отцы наши поклонялись на этой гopе (Гаризим), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20).
Ответ Христа, поставленный эпиграфом к этой статье, гласит так: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Не место освящает человека, а человек - место.
Традиционное поклонение Богу не имеет в себе ни духа, ни истины. Самарянка считала свое поклонение истинным (хотя имела шестерых мужей) только потому, что «отцы наши поклонялись на сей горе». Правильно или неправильно поклонялись Богу отцы - этот вопрос ее не интересовал.
Ответ Христа был краток и ясен. Правильное поклонение Богу не имеет ничего общего с традициями. Традиционные посещения церкви (по привычке), без осознания духовной нужды, без духовного побуждения приблизиться к Богу и открыть Ему сердце в молитве - пустая трата времени.
До тех пор, пока человек не поймет эту истину и не обратится к Богу в молитве покаяния, он остается мертвым для Бога, а мертвому никакие «припарки» и «компрессы» помочь не могут.
Только живое прикосновение Христа через действие Духа Святого может сделать человека новым творением, для которого Слово Божие, а не традиции, будет руководством в повседневной жизни.
НАШЕ ЖЕЛАНИЕ Слышу вести тревожные, Как морозом по коже: Отступило безбожие. Ну а дьявол все тот же. Те же споры, деления, Извращенье Писания. Нет любви и смирения, Нет конца нареканиям. Фарисеи по-прежнему (И законники с ними) Как делились при Брежневе, Так и делятся ныне. Но все это окончится На печальной октаве. И скорее нам хочется Встретить Господа в славе. Ей, гряди, как обещано, Наш Господь, за Своими! Чтобы славить торжественно Твое чудное имя.