+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2001 г.

Новое законничество

Вольфганг Бук

Вольфганг Бук, директор миссии "Свет на Востоке". Уверовал в 12 лет. До начала служения в миссии был доцентом семинарии Союза свободных евангельских христиан и пастором церкви. Женат, четверо детей.

"Каждое воскресенье в обеденное время многие тысячи христиан покидают Дом молитвы с твердым намерением приложить все усилия для того, чтобы в течение предстоящей недели похоронить свое "я" и полностью довериться Господу. В следующее воскресенье они возвращаются в полном разочаровании. Почти всем стыдно: уже в который раз они потерпели неудачу. Исключение составляют лишь некоторые менее честные, которые внушают себе, что они справились с "домашним заданием"".

Кен Блу

СПРОСИМ СЕБЯ

С тех пор, как я прочел эти строки, мне не дают покоя некоторые вопросы:

- Что мы, собственно, делаем в церкви, и почему мы все это делаем?

- Что такое благовествование, какова его цель?

- Действительно ли проповедь плодотворна лишь в том случае, если христиане уходят с неспокойной совестью?

- Какую ответственность несут проповедники, которые с кафедры дают наставления?

- Где искать корни авторитета кафедры и ее власти над слушателями?

ЕВАНГЕЛИЕ

Ответ может быть только один: лишь Евангелие Иисуса Христа делает человека свободным: во-первых, от греха и нечистой совести, потому что возвещает прощение; во-вторых, оно освобождает от нового религиозного насилия, который со временем вызывает не что иное, как тревожную совесть. Ибо если люди после богослужения покидают Дом молитвы, как побитые псы, и во время проповеди только и слышали о том, что они все неправильно делают и что им надо исправиться, то здесь что-то не в порядке. Это предательство Евангелия.

Вместо этого надо четче и яснее объяснять, что Иисус сделал для нас и какое освобождающее действие это может иметь в нашей повседневной жизни. Люди должны идти домой с приносящим бесконечную радость переживанием, что они встретили Иисуса - в Его Слове и в братьях и сестрах. Само собой разумеется, что это переживание включает размышления, но основной целью является не подавленное настроение, а великая радость и свобода веры. Люди должны не только узнать, что они делают неправильно, но и как прекрасна новая жизнь во Христе. Проповедь Евангелия должна не только зашпаклевывать дырки, проеденные грехом, она должна открывать новые окна в небеса. Говорить надо не только о грехе, но и о прощении и новой жизни. Тогда люди будут с большой радостью приходить на богослужения.

О ПРАВИЛАХ И СИСТЕМАХ

Каждое общество нуждается в правилах. Ибо как только несколько человек хотят жить вместе, необходимо установить возможности и границы для каждого в отдельности. Четче всего этот принцип прослеживается в уличном движении. Если бы каждый мог ехать, где и как он хочет, на улицах был бы сплошной хаос. Рациональная жизнь возможна лишь при наличии порядка. Это является смыслом всех новозаветных наставлений.

Однако если всю жизнь втиснуть в корсет предписаний и правил поведения, то человеку не останется возможности самому принимать решения. Он будет лишен всякой свободы. Тоталитарные политические и религиозные системы живут идеалом «кодифицированного (систематизированного) образа жизни». А так как ни один человек не в состоянии так жить, в этих системах необходима постоянная тематизация ошибочности. Каждая область жизни облагается чувством вины, и одновременно растет власть тех, кто вызывает это чувство. Действует этот принцип как в политических, так и в религиозных системах; и совсем невмоготу становится тогда, когда эти две системы выступают совместно, как это было во времена европейского средневековья или наблюдается сегодня в некоторых исламских странах.

При этом я не сомневаюсь в искренности власть имущих такой системы. Они действительно хотят самого лучшего в смысле их религиозного или политического начинания: незапятнанного теократического государства, совершенной общины, абсолютной библейской этики, неоспариваемого учения о безошибочности Священного Писания. Но так как люди воспитаны по-разному и по-разному понимают жизнь и веру, цель эту можно достичь только открытыми или скрытыми силами власти - и то очень редко и на короткое время.

Широта и независимость мышления вселяют во власть имущих неуверенность, пугают их. Поэтому, считают они, их надо искоренять в зародыше. Аргументы, подтверждающие это, идентичны во всех системах, иногда слово в слово - и это, как правило, решающая (и предательская) аргументация для тоталитарного начала: «Стоит только допустить критику, как прорывается дамба и потоки воды сметают все на своем пути, и все становится относительным». Поэтому действителен призыв: «Зло нужно пресекать в корне!» И тогда начинают создаваться образы врага.

Подобное мышление можно встретить и в христианских журнальных статьях и книгах. Однако оно показывает лишь его тоталитарный фон, который не хочет или не в состоянии дифференцировать и взвешивать проблемы. Поэтому власть имущие в таких системах мышления постоянно заняты тем, чтобы заборами и стенами оградить себя от инакомыслящих и инаковерующих, а внутри системы создать тонкую сеть правил поведения, с помощью которых можно было бы обеспечить контроль над своими людьми. Теснота всегда связана со страхом.

Во времена Иисуса у фарисеев было не иначе, чем в некоторых христианских группировках сегодня. Образец остался неизменным. Трагедия в том, что в сети законничества попадаются именно те люди, которые к своей вере и к Евангелию относятся особенно серьезно.

УСТАНОВКА ИИСУСА ХРИСТА

Евангелист Матфей передает слова Иисуса Христа: «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Подразумеваются здесь не только те, которые страдают под тяжестью своего греха или условий жизни. Измученными и обремененными в те времена были те люди, которые не в состоянии были исполнить многочисленные законнические предписания религиозных вождей. Они были перегружены религиозными обязанностями и мучимы неспокойной совестью. Именно им Иисус обещает покой и легкое бремя. Кто приходит к Иисусу, тот в первую очередь получит возможность вздохнуть и освободиться от греха, прошлого и нечистой совести. Это и есть Евангелие!

Поэтому, если на молодых христиан обрушиваются новые системы правил, как ушат холодной воды, и меняются только темы о нечистой совести, то это говорит о прямо-таки неправдоподобном искажении Евангелия. Потому что лишь сознавая свою защищенность в вере, возможно формировать новую жизнь, и тогда Божьи заповеди становятся защитными планками, сохраняющими жизнь и предохраняющими человека от падения.

НАБЛЮДЕНИЯ

Обетование Иисуса Христа о прощении, не обусловленным добрыми делами, для мира в высшей степени «оторвано от реальной действительности» - в полном смысле слова, потому что способ мышления этого мира заключается в том, что прощение грехов можно заработать соответствующими действиями.

Интересную параллель приводит исследователь тенденций М. Хоркс: «Наилучший пример тому, как вопрос вины возвращается назад, - это дебаты об экологии. Без участия вины, которая психологически вплетена в них, понять их невозможно. Страсть, с которой особенно в Германии дискутируется озоновая дыра, тепличный эффект, преступления по отношению к природе, базируется на этом феномене. Экология является «упрощенной верой» на уровне греха: мы грешим, когда мы потребляем, и мы создаем из этого мировоззрение. Современный исследователь апокалипсиса, т. е. эколог, будет отказываться от любого слияния своего мировоззрения с религиозностью». Но... «преимущество экологии состоит в том, что она обещает кодифицированный образ жизни, регулируемый законами. Ходи пешком, не ешь мяса, пользуйся соленой зубной пастой, сортируй свой мусор - прекрасные ритуалы очищения! Экологию без преувеличения можно определить как религию современности, в сущности - в качестве символа веры нашего времени». Затем он с иронией замечает: «Природа - как святыня, человек - как запятнанный грешник, которому надо работать над собой посредством отказа от потребления, - какое достойное продолжение христианства в современном вретище».

В некоторых христианских группах и церквах достаточно иметь одинаковое мнение по вопросам одежды, языка и образа жизни, не испрашивая Божьей воли и не нуждаясь в молитве.

В дискуссиях о правилах жизни нередко смешиваются вкус, традиции, обычаи и убеждения. Наглядный пример тому бесконечные дебаты в церквах о музыкальных стилях, о роли и служении в церкви женщины, отношение к кофе, алкоголю, никотину.

Некоторые аргументы прошлых лет вызывают сегодня улыбку. Пить какао, например, 100 лет назад считалось предосудительным, потому что оно якобы развращало. Христианин не пил какао и уж ни в коем случае кофе. Сегодня ни один праздник в церкви нельзя представить себе без кофе.

Какую помощь нам предлагает Иисус в тексте Библии? Как могло бы выглядеть «ярмо» Иисуса, которое нас впрягает в сотрудничество и ответственность?

Перевод с немецкого Елены Бошман

Архив