Вера и Жизнь 5, 2001 г.
- Традиции: благо или зло?
- Больше контактов - больше пользы
- Мотивированные Богом
- На вопрос читателя отвечает
- Несколько вопросов к читателю
- Встречи
- Кто-то позвал меня...
- Новое законничество
- Из поэтических тетерадей
- О молитве
- Немного юмора
- «Прежний» и «новый»
- Клонирование
- Джеймс Клерк Максвелл
- Освобождение из плена
- К сведению
- Новое и старое
- Письма читателей
Джеймс Клерк Максвелл
Александр Сибилев
В1831 году в Эдинбурге (Шотландия) в семье адвоката родился младенец, имя которого известно всему миру. Джеймс Клерк Максвелл. Мальчику было всего девять лет, когда на него обрушилось первое в жизни несчастье: мать умерла от рака еще молодой. После этой потери он рос и развивался в тесных взаимоотношениях с отцом, обладавшим страстной любовью к механике и отличавшимся изобретательным умом. Способности отца проявились в мальчике еще в школьные годы, однако успех пришел не сразу. Юный Джеймс, будучи очень робким, выглядел и довольно скучным. С каким-то внешне кажущимся безразличием он рисовал в учебниках модели механизмов, чем не раз ставил в тупик своих школьных друзей. Однако вскоре в этом, казалось, праздном и бесплодном времяпрепровождении наметился решительный прорыв. Неожиданно для всех этот «эксцентричный» подросток завоевал все призы в школе и в Эдинбургской академии. Ему было всего 13 лет, когда Королевское общество в Эдинбурге опубликовало его первую научную работу.
Влияние отца сказывалось и в религиозном смысле - он заботился о том, чтобы сын не пропускал воскресных богослужений. Однако вера Джеймса обрела дыхание и жизнь, когда он постиг и добровольно и осмысленно принял библейское учение, будучи студентом Кембриджского университета. Проанализировав собственное состояние, он пришел к убеждению, что был скован цепью греха, звенья которой составляли гордость, самолюбие, эгоизм, зависть, ложь, обман, тайный умысел и многое другое. «Я обладаю способностью нести в себе больше зла, чем может вместить любой человек», - признавался он одному из товарищей. Таким образом, посмотрев на себя в зеркало Библии, он пожелал полного прощения и обновленной жизни с Богом. Сохранилось свидетельство одного из близких университетских друзей о том, что он никогда не пропускал богослужения и часами с наслаждением читал Библию. Все, кто обращался к нему за советом по житейским вопросам, вспоминали, что он неизменно ссылался на эту великую Книгу.
Конечно, основным занятием в Кембридже была учеба. Учился Максвелл в колледже Святой Троицы, где, по воспоминаниям одного из коллег-студентов, ставшего впоследствии главой колледжа, Максвелл занимал среди студентов уникальное положение. Это был единственно признанный гений, чьи научные опыты отличались потрясающей воображение оригинальностью. За годы учебы, несмотря на огромную научную занятость, он изучил тома богословских книг, обогатив свою память трудами великих духовных подвижников разных времен. Его любимыми авторами были Джон Оуэн и Джонатан Эдвардс. За выдающиеся академические успехи он получил должность преподавателя, но в 25 лет оставил этот пост, чтобы уехать в Абердин к умиравшему отцу. Там, в Абердине, он получил должность профессора натурфилософии, создал у себя дома лабораторию и вскоре опубликовал блестящий научный труд по кольцам Сатурна. У гостей, посещавших дом, в памяти оставались не только лаборатория, но и молитвенные собрания с участием жены, слуг и посетителей.
Максвелл верил, что Бог наделил человека не только способностями исследовать сотворенный мир, но еще обнаруживать и использовать скрытые в нем силы и возможности. «Наполняйте землю и обладайте ею» - было велено нашим прародителям (Быт. 2:28). В английском языке слово «обладайте» выражено глаголом «subdue», имеющем значение «покорять, подчинять себе», то есть наполняйте землю и подчиняйте ее себе. Следуя этому повелению, он верил, что Бог благословит его труд. Свежие творческие идеи Максвелла в области электричества и магнетизма вышли за пределы достижений Фарадея. Высказанные им мысли об электрическом токе и скорости света привели Герца к открытию радиоволн. Физики до сих пор пользуются формулой Максвелла для вычисления различных свойств газов. Произведенные им исследования заложили основу цветной фотографии, первый образец которой он успешно получил в 1861 году. К этому времени он переехал в Лондон, став профессором естественной философии и астрономии при Королевском колледже.
Вскоре его убедили вернуться в Кембридж, где он стал первым профессором экспериментальной физики и основал знаменитую Кэвендишскую лабораторию. Время работы в Кембридже было периодом наивысших научных достижений в его жизни.
Несмотря на активный и плодотворный труд, он часто размышлял о своем хождении перед Богом. В одном из писем жене он писал: «Если ты всегда в моих мыслях, то тем более Господь, открывший нам больше о Себе, чем знаем мы о людях. Молись, чтобы Он всегда был в поле зрения, ибо для нас Он - Человек, являющий пример для подражания, и Бог, возрождающий нас по Своему образу и подобию». В другом письме во время болезни жены он писал: «Пусть Господь хранит тебя в обрушившихся на тебя испытаниях, чтобы осуществить намеченные Им цели... Забудем о мирских заботах, обратим наши мысли к Его праведности и царствию - тогда у нас будет более ясный взгляд на мир, что позволит противостоять ему под водительством Того, Кто его победил».
Жизнь Дж. К. Максвелла, как и жизнь его матери, оказалась короткой. В возрасте 48 лет он умер, как и она, от рака. За недолгую жизнь в науке он достиг многих вершин. Покорив одну, он начинал неизменное восхождение к другой. Однако ему всегда виделась иная - самая далекая, самая светлая и самая желанная. Он знал, что ее не достичь ни физическими усилиями, ни напряжением ума, а простой и искренней верой в Того, Кто создал эту маленькую планету с ее неисчислимыми загадками, еще не разгаданными тайнами и необъятным простором для бесчисленных исследований. На эту последнюю в жизни вершину он ступил, когда его не стало.
С разрешения литературного отдела Метрополитанской Скинии