+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2001 г.

Мотивированные Богом

Семен Бородин

Семен Бородин, президент Евангельского христианского миссионерского союза, пастор церкви в г. Краснодаре

В богословии есть мнение, что основное содержание Библии заключается между 12-й главой книги Бытие, в которой Бог открывает Свой миссионерский план благословения всех народов и племен земли, и 7-й главой книги Откровение, где мы видим «множество людей... из всех племен и колен, и народов, и языков, стоящих пред престолом и пред Агнцем». В этой части Священного Писания звучит как величие Божьего дела благословения народов, так и человеческий восторг и изумление. «Если кто может сосчитать песок земной... посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их... После этого взглянул я: и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть».

До 12-й главы книги Бытие дано предисловие, как бы прелюдие, или введение в историю человечества, где Бог объясняет необходимость плана спасения и благословения в народах и племенах. А после 7-й главы Откровения - завершающая часть, послесловие, показывающее, что будет после того, как замысел Божий исполнится, что будет происходить с остальными людьми, с царствами человеческими, с миром духов зла и с сатаною. Между этими главами описана вся история спасения.

Давайте посмотрим на обетования Божии, данные Аврааму и описанные в начале этой истории, и на завещание, оставленное Христом для Его Церкви, исполнение которого мы находим в конце истории.

Завет Бога с Авраамом подробно описан в нескольких главах книги Бытие:

в 12-й главе - призвание Авраама и обещание благословения через него всех племен земли;

в 13-й главе - Бог обновляет обетование и завещает многочисленное потомство, которое невозможно сосчитать;

в 15-й главе - Бог излагает Свой завет, представляя Себя надежным щитом для Авраама. Здесь Он дает обетование сына и, утверждая Авраама в вере, открывает ему перспективу последующих поколений. «В этот день заключил Господь завет с Авраамом»;

в 17-й главе, как итог этой части, звучит торжественный завет: «Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма-весьма размножу тебя. Я - вот завет Мой с тобою...»

В этом завете мы можем выделить четыре момента. Во-первых, Бог основывает этот завет на Себе и ставит Себя гарантом его исполнения - «Я Бог Всемогущий».

Во-вторых: «ходи предо Мною». В этих словах звучит как призыв, так и привилегия и возможность знать Всемогущего и быть в Его присутствии.

В-третьих: «будь непорочен». Здесь снова слышен как призыв к праведности и непорочной жизни, так и утверждение и поощрение: «Ты можешь, со Мною это возможно, БУДЬ непорочен».

В-четвертых, мы слышим мессианское предназначение - «весьма-весьма размножу тебя... ты будешь отцом множества народов».

И в завершении обещания, подводя итог, Бог вновь возвращает Авраама и нас, читающих, к Самому Себе: «Я - вот завет Мой с тобою».

И в завещании Господа нашего Иисуса Христа, данное ученикам как великое поручение: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» - тоже можно выделить четыре момента.

Первый: «Дана Мне всякая власть». Это утверждение так созвучно утверждению из завета с Авраамом: «Я Бог Всемогущий».

Второй: «Власть на небе и на земле». Для Авраама - «ходи предо Мною», то есть, все, что ты делаешь, где ты будешь, о чем ты думаешь, - все открыто передо Мною.

Третий: «Идите, научите все народы». Миссионерское предназначение для спасения и благословения во всех народах было поручено как Аврааму, так и Церкви через апостолов.

Четвертый: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Призыв к праведной жизни и к исполнению воли Божией - «Будь непорочен».

В заключение Иисус тоже возвращает нас к Себе: «Вот Я с вами во все дни до скончания века».

Эти четыре момента в разные времена на разных континентах были движущей силой христиан в их миссионерской деятельности. В миссионерском служении Церкви на земле, как, впрочем, и в любом другом деле, мы можем видеть служителей Христовых, вдохновляемых различными мотивами.

Движущим мотивом могут являться вопиющая нужда людей, языческие народы, голодающие племена, непросвещенные и недостигнутые Евангелием страны. «Научите все народы».

Другим побуждающим фактором и сильным мотивом может быть конфликт совести, то есть внутренняя борьба, которая происходит в жизни каждого христианина, каждого ищущего Бога. «Будь непорочен», или что соответствует: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Потребность жить праведной жизнью, иметь внутренний мир и гармонию со своей совестью, в словах и делах, исполнять волю Божию и делать только то, что предписывает Евангелие, - хороший мотив. При беглом прочтении Священного Писания может даже показаться, что это и является сутью Писания. Да, Евангелие призывает к праведной жизни, к праведным мыслям и желаниям. Мы знаем людей, мотивированных в своей жизни и служении праведностью, как самоцелью. Они сталкиваются с большой опасностью, когда стараются бороться за этические нормы, за нравственное возрождение нации, бороться за гармонию во внутреннем мире, что низводит христианство и миссионерское служение к гуманистическим принципам, когда правильная человеческая личность ставится в центр и становится самоцелью.

Третьим мотивирующим фактором может быть религиозное чувство, искание встречи с непостижимым, вечным. Подобная мысль звучит в завете Аврааму - «ходи предо Мною» и в словах Христа - «власть на небе и на земле». Я хорошо помню период в моей жизни, когда для меня эти слова звучали, как сама суть Евангелия. Я помню, как проповедовал другим на эту тему. Это и обетование, данное Аврааму, - «ходи предо Мною», это и свидетельство о Енохе - «ходил Енох пред Богом, и не стало его», это и молитва Езекии, и т. д.

Ходить пред Богом, осознавать присутствие и власть Вечного над временным, осознавать трансцендентного Бога в нашем земном странствии - это все то, что я называю «религиозным чувством, религиозным опытом»; это то, что движет миллионами людей в различных религиях, в различных исканиях. При всей позитивной оценке этого чувства оно опасно как мотивирующий фактор, так как подталкивает людей на самые разные религиозные искания и опыты и не является достаточным мотивом. До 12-главы, когда Бог призвал Авраама, мы читаем, что Фарра, отец Авраама, также вышел из Ура халдейского. Фарра был движим религиозным исканием, он тоже стремился к праведной жизни. Он сделал шаг навстречу Богу, но не смог идти дальше. И мы читаем: «Дойдя до Харрана, они остановились там».

И контрастом этому исканию и религиозности звучит призыв и инициатива Самого Бога: «Я укажу тебе землю… Я произведу от тебя народ… Я благословлю тебя… Я Бог Всемогущий… Я - вот завет Мой с тобою» (Быт. 12-17).

Бог - верный мотив, не имеющий пределов и границ; Он является истинным, непоколебимым основанием, правильным религиозным исканием и движением; Бог - инициатор: «Я Бог Всемогущий». Подобным образом, благодатно, звучит весь Ветхий Завет, где Бог проявляет инициативу спасения, избрания, восстановления, утверждения, призвания. И как кульминация благодати звучат слова Христа о великом поручении, оставленном ученикам и всей Церкви - «дана Мне всякая власть на небе и на земле». По-особенному, триумфально звучат эти слова в дни после Пасхи, потому что власть, данная Христу, осуществилась как в принятии смерти за людей, так и в воскресении из мертвых; как в непреклонности перед властью человеческой, так и в победе над властью духов зла; как в победе над тлением, через преображение и вознесение, так и в последнем победном распоряжении великого Вождя. «Дана Мне всякая власть» - это триумф. Не триумф самодостаточности, но дающий основание для дерзаний и веры, мотивирующий каждого, идущего за Ним, следовать в уповании и надежде. Великое поручение не является каким-то вынужденным делом или безнадежной авантюрой, нет. Это твердое, перспективное и победное поручение.

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле». На основании этого: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И только после этого призыв к праведной жизни: «Уча соблюдать все, что Я повелел вам». И завершает великое поручение от начала Сущий, как и завет с Авраамом, обетованием: «И вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Архив