Вера и Жизнь 6, 2007 г.
- Это больше, чем взрыв сверхновой
- Посмотрим на себя: кто мы?
- Разумный выбор
- Из воспоминаний русского писателя
- Письмо раввина
- Пережитое
- Евангелие... вне культуры, вне времени, вне традиций
- Один день и вся жизнь
- Из поэтических тетрадей
- Друзья
- Бог посеял пять зерен у реки курарай
- О мужской и женской одежде
- Этому миру нужна церковь
- Две веры и моя жизнь
- Письма читателей
Из воспоминаний русского писателя
Викентий Вересаев
...Однажды зимою мама собрала в деревенскую залу работниц, кухарку, Герасима и поручила им чистить мак. Они чистили, а мама читала им Евангелие, а потом напоила чаем. Бабы очень интересовались, расспрашивали маму; Герасим все время молчал, а наутро сказал бабам:
– Кабы барыня нам всегда по побасенке читала да чаем поила, я бы каждый день готов мак чистить.
– Что ты, дурак, какие побасенки? Это Евангелие, святая книга!
– Ну что ж, ну, святая! А все побасенки: помер человек, уже вонять начал, – вдруг стал живой и пошел! Ин-те-рес-но!
Раз мы ездили с Герасимом обкашивать межи на корм коровам. Не помню, почему зашла речь о причастии. Я его спросил, причащался ли он когда-нибудь.
– А что такое «причащался»?
– Ну, исповедоваться, причащаться… Бывал же ты в церкви?
– Да, раз меня мамка водила. Далеко у нас церковь от деревни нашей, четыре версты.
– Ну что ж, давали тебе что-нибудь проглотить?
– Проглотить? Нет, ничего не давали глотать.
– Что же ты там делал?
– Что делал? Молился.
– О чем молился?
– Как о чем? Стоял, крестился, вот этак кланялся.
Герасим начал быстро кивать головой, встряхивая волосами, и кланяться.
– Чего же ты у Бога просил?
– Просил? – он недоверчиво улыбнулся. – Что у Него просить-то? Нешто Он услышит? Он далеко, на небе.
– Вовсе нет. Бог везде – и на небе, и на земле, и здесь вот, около нас.
– Что дурака-то валяешь? Где Он тут? Отчего Его не видать?
Меня все это поразило, потому что из всех работников Герасим выделялся своим благочестием: всегда ел без шапки, крестился перед едой, даже когда предстояло съесть пару огурцов. Утром встают работники, даже лба не перекрестят. А Герасим стоит около садовой ограды, лицом к восходящему солнцу, и долго молится: широко перекрестится, поклонится низко и, встряхнув волосами, выпрямится. И опять, и опять кланяется.
Я спросил:
– О чем же ты утром молишься – вот когда у ограды стоишь?
– Стоишь да стоишь. Крестишься, кланяешься, а сам думаешь: хорошо теперь барам – спят себе. А ты вставай на работу.
– Зачем же ты тогда молишься?
– Как же не молиться! Грех.
Меня заинтересовало, знает ли что Герасим о загробной жизни. Я спросил:
– Ну, а что с тобой будет, когда ты умрешь?
– Не знаешь, что ли? Закопают в землю, земля в рот напихается. Нехорошо будет.
– А душа твоя куда денется?
– Какая душа?
– Ну, твоя душа?
– Да что это – душа?
– Ну, тело твое в землю закопают, ну, а то, чем ты чувствуешь, думаешь, – это душа. Она на небо полетит.
– Что ж она с воробья будет, ай с ласточку? Видал ты ее когда?
– Да нет же, ее нельзя видеть, она такая… невидимая…
– Не видал, значит? А почем знаешь, что есть?
Я растерялся и не знал, что сказать, а Герасим допрашивал:
– С перьями она, аль так, голенькая?
– Да нет… Вот, чем ты думаешь, чувствуешь, говоришь…
– А ты вот еще по-немецки и по-французски говоришь. Значит, у тебя три души?
– Да нет, все одна же.
Не мог я к нему подойти, не мог заговорить таким языком, чтобы он хотя бы понял, о чем я говорю.