+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2007 г.

О мужской и женской одежде

Сергей Конторович

Как понимать, что женщины не должны надевать мужскую одежду?

Владимир

Вопрос, вероятно, возник в связи со следующим текстом из книги Второзаконие: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий это» (Втор. 22:5).

Большая часть различных запретов Моисеева закона связана с тем, чтобы противопоставить израильский народ языческому окружению с их религиозной практикой, в которой были распространены разнообразные сексуальные действия, как правило, связанные с культом плодородия. Сюда же, по всей вероятности, следует отнести и обычаи с переодеванием.

Часто приведенный текст из Второзакония пытаются применить буквально к современной жизни, запрещая женщинам носить какой-то вид одежды (например, брюки). Однако такой подход имеет несколько серьезных недостатков.

Во-первых, речь в тексте идет не только о женщинах, но и о мужчинах. Ведь в мужском гардеробе также «прижились» некоторые элементы женского туалета. Стоило бы быть последовательными в этом вопросе.

Во-вторых, то, что считалось мужской и женской одеждой во времена Второзакония, вряд ли станут носить сторонники такого буквального понимания этого текста. Каждое время имеет свои представления об одежде, в том числе и о том, какую одежду считать женской, а какую – мужской. И в наше время, несмотря на то что многие предметы гардероба стали общими, остались те предметы одежды, которые предназначены только для мужчин или только для женщин.

В-третьих, это совсем не единственный запрет закона. Если мы обращаемся к его буквальному исполнению, то должны исполнять весь закон (Гал. 5:3). Все, сказанное выше, совсем не означает того, что текст закона нам совсем не интересен. Однако стоит поразмышлять над ним в целом.

В законе израильтяне имели с Богом взаимоотношения, построенные на запретах и повелениях, связанных с «вещественным миром», как сказал апостол Павел: «были порабощены вещественным началам мира» (Гал. 4:3). Апостол назвал это время «детством» человечества. У остальных народов даже боги были вещественные: каменные, деревянные, металлические.

Когда же пришла полнота времени, нам через Сына Божьего открылся Дух Божий, и мы обрели доступ к престолу Божьему не через посредничество закона (хотя он и благ), а напрямую.

Имея такое непосредственное общение с Ним, мы должны руководствоваться не повелениями «не ешь, не трогай, не одевай…», а тем, что мы несем в этот мир как представители святого и благого Бога.

Для нас становится важным не то, как мы выглядим, а то, какие мы, что у нас в сердце, как мы относимся к Богу и к людям.

Это может отразиться и на нашем внешнем облике (хотя и необязательно). Например, христианин не станет одеваться в дорогую одежду, если вокруг него люди голодают. Не оденется верующая женщина так, чтобы вызвать сексуальное влечение у мужчин. Но, согласитесь, все это весьма далеко от запретов носить брюки. И научить человека думать о других гораздо труднее, чем заставить подчиниться правилам своего религиозного сообщества.

И тут мы подходим к интересному выводу. Целью закона было сделать Израиль отличающимся от окружающих народов не только верой в ЯХВЕ, но и внешне. Так и в нас благодать Божья не должна оказаться тщетной. Вера обязательно проявится в человеке, а иначе ее просто нет. Именно об этом пишет апостол Иаков: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела – что пользы? Так и вера – если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “Ты имеешь веру, а я имею дела”. Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, – хорошо делаешь; и бесы веруют – и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:14–20).

Сам Господь Иисус призывал нас любить и прощать, посещать больных и одиноких, кормить голодных, утешать отчаявшихся... Но нет ни одного текста в Евангелиях, который бы показал нам, что для Господа был принципиально важен вопрос внешнего вида.

Христианин действительно должен отличаться от окружающих людей: милосердием и состраданием, мужеством, верностью, добрыми делами, скромностью, стыдливостью...

Конечно, скромность, стыдливость, воздержанность проявятся и в одежде. Жертвенность может также отразиться на внешнем виде. Но все это весьма далеко от рассуждений о женской и мужской одежде, основанных на запретах.

Что бы хотелось написать в заключение? Лично мне очень горько, когда в церквах столько сил тратится на споры об одежде. Доходит до того, что люди, называющие себя христианами и даже являющиеся служителями, оказываются неспособными любить людей «в другой одежде». И я много видел членов церквей, одетых по всем правилам данной общины и не имевших ничего общего с кротким духом Христа. Я также неоднократно встречал современно одетых христиан, которые просто не думали об одежде и были полностью поглощены служением ближним. Однако перечисленное будет неполным, если я не упомяну еще об одном распространенном типе. Это те, кто яростно борется с традициями своей церкви, отстаивая свое право носить ту или иную одежду. Но, надевая любую одежду: и ту, которую их заставляли носить, и ту, право на ношение которой они отвоевали, – эти люди не проявили ни одного качества, присущего христианину.

Итак, христианство начинается в Духе и существует только в Духе, принося плод Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23).

Архив