Вера и Жизнь 2, 2014 г.
На том самом столбе
Игорь Райхельгауз
"И повесили Амана на столбе, который он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих» (Эсф. 7:10)
Помните знаменитое чеховское: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит»? Если в одной главе установлен столб для казни, то в последующих ктото точно будет на нем висеть. Гнев царя – страшная вещь: не утихнет, пока ктото не окажется на столбе...
В классической комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» сюжет построен на том, что герои все время хотят или вынуждены казаться кемто, кем они не являются. Богатый, но незнатный господин Журден лезет из кожи вон, чтобы попасть в высший свет. Обедневший аристократ Дорант пытается делать хорошую мину при плохой игре в финансовых делах. Славный парень Клеонт вынужден разыгрывать из себя турецкого принца, чтобы получить благословение на брак с дочерью самодура Журдена. Все притворяются кемто. Все заканчивается хорошо, хотя, в конце концов, каждый оказывается не тем, за кого себя выдавал.
Книга Есфирь напоминает такую же комедию положений с элементами местами фарса, местами трагедии. Все герои выдают то себя, то остальных героев за когото другого. Аман пытается представить евреев предателями, а оказывается, что еврей Мардохей спас жизнь царя от предательского заговора. Евреи кажутся побежденными, а потом оказываются победителями. Есфирь сначала скрывает свою этническую принадлежность, а потом, в самый неожиданный момент, оказывается еврейкой. Мардохей вместо казни на столбе получает царские почести, а Аман вместо царских почестей получает казнь на том самом столбе. И это как раз тот момент, когда все начинает становиться с головы на ноги. Наконец начинает выясняться: «things are not what they seem» – все не так, как может показаться.
Иисус из Назарета часто говорил о том, что в мире многое на самом деле не так, как кажется. И что многие на самом деле не те, кем кажутся. Что все мы живем в «матрице», где принимаем реальность за иллюзии, а иллюзии за реальность. Он пытался открыть нам глаза. Он также говорил, что однажды вся эта трагикомедияфарс придет к развязке и все наконец выяснится. Последние станут первыми, а первые – последними. Слепые окажутся зрячими, а зрячие – слепыми. Мошенники и проститутки окажутся праведниками, а мнимые праведники окажутся грешниками. Однажды Он все расставит по местам. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его!“» (Мф. 25:41).
Заметили? Так же, как столб не был предназначен для Амана (для него было большой неожиданностью оказаться на нем), огонь вечный не предназначен для людей. Он предназначен для дьявола и его ангелов. И для многих из нас будет неожиданностью оказаться в этом огне. Очень интересно, как Христос объясняет причину: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня... Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне» (Mф. 25:42–43, 45).
Аман просчитался: одна из тех, кого он хотел погубить, оказалась могущественной царицей. Его замысел против евреев оказался замыслом против царской семьи. И это его погубило. Точно такую же роковую шутку может сыграть с нами однажды наше бездействие. То, что сейчас кажется таким важным, окажется пустяками. А достойными внимания окажутся те, кого мы ни во что не ставили.
Все не так, как может показаться. Об этом говорит история Амана, Мардохея и Есфири. Об этом говорит Иисус. В эти пасхальные дни мы вспоминаем, что однажды Его тело повесили на том самом столбе, на котором должны были оказаться мы с тобой, как незадачливые аманы. Он добровольно принял на Себя гнев Царя, и гнев Царя утих...
Пустяки ли это? Старая забытая сказка? Все не так, как может показаться.