+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 3, 2003 г.

Над строками Торы

Меир бен Нёмен

Моисей, исполняя волю Бога, послал соглядатаев, как теперь сказали бы разведчиков, «чтобы они высмотрели землю ханаанскую» (Чис. 13: 3), которую им давал Господь. Зная дальнейшие события, можно прийти к заключению, что Бог намеревался испытать народ: как Израиль поступит, руководствуясь своей свободной волей? Ведь необходимости в разведке не было. Какие нужны были сведения о земле той? Хо-роша ли она или худа, плодородна или не очень, смогут ли они овладеть ею? Какая бы она ни была – лучше, чем пустыня, где они все время роптали: «Нет воды, нет мяса». Если там народ малочисленный и слабый, то завоюем, а если нет, то... Так ведь с вами Бог, Всесильный, вы видели Его присутствие постоянно, ощущали Его всемогущество, вас на протяжении всего пути сопровождали чудеса, которыми Господь вас поддерживал не только морально, но и физически! Весь путь в пустыне – сплошное чудо!

Непонятно, как Израиль, имея столько свидетельств всемогущества Творца, идя вместе с Ним по пустыне, каждодневно «видя Его», будучи свидетелем непостижимых чудес, явленных Творцом, зная о Его покровительстве, все же усомнился в возможности овладения землей. Разве они были такими недоумками, что усомнились в Боге? Не поверив Богу, усомнившись в Его словах, отринули Его и тем самым обрекли себя на сорокалетнее странствование по пустыне. Сейчас мы понимаем, почему 40 лет, – чтобы вымерло поколение с рабской психологией, чтобы появились (народились) истинно свободные люди, верящие, доверяющие Богу. Для тех, бродивших 40 лет в пустыне, было непривычно самостоятельно принимать решение. Как это: мы, вчерашние рабы, сможем жить по своей воле? Они не были готовы к предстоящей свободной жизни. Они постоянно сомневались: «Есть ли Господь среди нас или нет?» (Исх. 17: 7).

Израильтяне были слабы для жизни с Богом, даже лучшие из них. Ведь разведчиками были выбранные начальники. И только Иегошуа и Халев были тверды и ни в чем не сомневались. Опять всегдашний остаток, меньшинство!

Здесь в качестве отступления невольно приходит на ум сравнение с сегодняшней Россией и другими странами бывшего Советского Союза. Народы этих стран за 70 лет большевистского правления (плюс, конечно, века царизма и крепостничества) настолько пропитаны рабской психологией, настолько далеки от понятия своих прав, прав человека, что понадобится не одно сорокалетие, чтобы по капле выдавить из человека раба, чтобы россиянин приблизился к демократии.

Иудеев тогда, россиян сейчас пугала и пугает тяжесть ответственности. Раб ни за что не отвечает, даже за свой труд. Свободный человек отвечает за все: за себя, за свои поступки, за семью, за страну и народ, в конце концов! А ответственность – самое тяжелое, что можно себе представить.

Для иллюстрации приведу пример из истории (не знаю, произошло ли это в действительности). На вопрос, тяжела ли работа президента, Франклин Рузвельт ответил: «Грузчик, работая целый день на погрузке и разгрузке картофеля, к концу дня не уставал. Когда его послали перебирать картофель, то после половины рабочего дня он чувствовал себя очень усталым. Проблема выбора! Он должен был постоянно принимать решения. Ответственность за принятые решения – самое тяжелое в работе президента». И не только президента, добавил бы я.

Под тяжестью ответственности израильтяне усомнились... нет не в Боге, они усомнились в себе, а переложить эту ответственность на Бога, довериться Ему, еще не научились.

Архив